Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Как на похоронах не впасть в язычество?

Провожая человека в последний путь, родные и близкие часто повторяют его грехи. Если усопший, к примеру, при жизни злоупотреблял спиртным, то его «поминают» тем же грехом. Как должны проходить похороны и поминки у православных людей – о традиции поминовения в нашем материале.

О языческих похоронах упоминается еще в «Повести временных лет». Это событие произошло в 945 году, когда князь Игорь погиб во время сбора подати у мятежных древлян. Оплакав смерть мужа, овдовевшая Ольга решила совершить обряд погребения:

И посла къ деревляномъ, рькущи сице: «Се уже иду к вамъ, да пристройте меды многи в граде, иде же убисте мужа моего, да поплачюся надъ гробомъ его, и створю трызну мужю своему». Они же, то слышавше, съвезоша меды многи зело, и възвариша. Ольга же, поимши мало дружины, леъко идущи приде къ гробу его, и плакася по мужи своеъ. И повеле людемъ своимъ съсути могилу велику, и яко соспоша, и повелѣ трызну творити

После принятия христианства русская княгиня отказалась от языческих погребальных традиций:

И бе заповѣдала Ольга не творити трызны над собою, бе бо имущи презвутеръ, сей похорони блаженую Ольгу…

С тех пор прошло более тысячи лет. Однако древнеславянские тризны характерны и для нашего времени: под видом поминального обеда на кладбище приносят закуски со спиртным, а на могиле новопреставленного христианина иногда могут поставить даже стакан с вином.

Какое отношение имеет это проявление язычества к истинной вере в загробную жизнь? К сожалению, на все возражения батюшек родственники усопшего отвечают, что у них «так принято».

Православная Церковь учит, что самая важная помощь для души — молитва и милостыня. Этим мы и отличаемся от сектанства, которое отрицает необходимость поминовения умерших.

Современный человек, не являясь воцерковленным, оказывается между двух крайностей: с одной стороны, его пытаются «обработать» еретики-протестанты, с другой — духовные невежды, находящиеся под влиянием различных суеверий и неоязычества.

Свидетельства Ветхого Завета

Традиции, связанные с поминовением усопших, известны еще с ветхозаветной эпохи.

В 26-й главе Второзакония говорится, что «я не ел от нее (от десятины, посвященной Богу) в печали моей… и не давал из нее для мертвого». Из своего имущества можно было выделять средства на поминовение усопших.

Пророк Иеремия, обличая отвергнутых Богом, предупреждает:

И не будут преломлять для них хлеб в печали, в утешение об умершем; и не подадут им чаши утешения, чтобы пить по отце их и матери их.

Иер. 16:7

Согласно Толковой Библии Лопухина, в осиротевшую семью после похорон присылали хлеб и вино для подкрепления сил хоронивших. Речь идет о проявлении милостыни к усопшим и скорбящим.

Об этом говорится и в других ветхозаветных книгах: Раздавай хлебы твои при гробе праведных» (Тов. 4,16) и тогда «милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости (Сир. 7,36).

Священное Писание подтверждает древний обычай: при погребении или поминовении нужно поставлять трапезу нищим и убогим, а также священникам (для молитвы о душе усопшего).

В истории Маккавеев также идет речь о жертве и молитве за покойников, вернее за погибших еврейских воинов, у которых обнаружили вещи идолопоклонников. В связи с этим Иуда Маккавей организовал сбор пожертвований: было собрано около 2000 драхм серебра. Эти деньги он отправил в Иерусалимский храм — принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха (2-я Мак. 12:40-45).

Иудеи молились, чтобы искупить грех идолопоклонства: он из-за усопших падал на весь народ и мог стать причиною гнева Божьего.

Умершие не могут покаяться

Новый Завет устами трех евангелистов — Матфея, Марка и Луки — провозгласил, что у Господа все живы:

«Бог не есть Бог мертвых, но живых» 

(Мф. 22, 32; Мк. 12, 27; Лк. 20, 38)

В послании к Римлянам апостол Павел говорит, что

«ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы… ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» 

(Рим. 8 35:38)

Уйдя в мир иной, усопший уже не сможет каяться и творить добрых дел. Поэтому он и нуждается в наших молитвах. Желание оказать милость умершим обусловлено любовью, которая «никогда не перестает» (1 Кор. 13,8).

Прощаясь с усопшим во время песнопения, мы как бы отверзаем запечатанные уста бездыханного, символизируя его последнее слово:

Зряще мя безгласна и бездыханна, восплачите о мне, братие и друзи, сродницы и знаемии… Придите ecи любящие мя и целуйте мя последним целованием… прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу.

Основным доказательством возможности облегчения участи души после смерти являются и слова Самого Спасителя: 

Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем 

(Мф. 12,32)

Из этой фразы становится понятно, что некоторые грехи прощаются и в будущей жизни. И, наверное, не зря апостол Петр повествует о проповеди Спасителя в аду «некогда непокорным» людям (1-е Пет. 3:18-20).

Если бы в загробной жизни не было прощения, то не было бы в ней и благовествования.

Следует ли на могилу помещать фотографию умершего?
Можно ли ставить столики, скамейки, трапезничать?

Помещение фотографий на памятниках в советское время, когда возник этот обычай, было проявлением неверия в жизнь вечную, свидетельством о том, что всё, что остается у нас от наших усопших близких — это память о них, включая их образы, зафиксированные на фотографиях. Мы же приходим на кладбище в первую очередь для того, чтобы молитвенно помочь усопшим. Фотография на могиле перебивает эту настроенность: она побуждает не к молитве, а воспоминаниям.

Христиане устанавливают на могиле крест с именем усопшего, чтобы каждый мог помолиться о упокоении его души в Царствии Божьем. Иногда на кресте или могильной плите пишут душеполезные эпитафии.

А семейные фотографии полезно рассматривать дома, в кругу семьи, передавая младшим назидательный опыт старших поколений.

Обычай трапезы на могиле — отголосок языческой тризны. В особенности, если это сопровождается оставлением еды усопшим, выливанием алкоголя на их могилу. Давно уже нет тех нищих, для которых оставленная на могилах пища была бы реальным пропитанием. Что касается скамеечки, то в этом нет ничего предосудительного.

Никто не умирает для себя

Придерживаясь православных традиций, многие стараются помянуть своих родных в 3-й, 9-й и 40-й дни, а также в годовщину со дня смерти. Но эти поминки, как правило, ограничиваются застольем. Весьма часто мы даже не задумываемся о том, насколько важно в эти периоды молиться за усопших.

Особенно важен сороковой день, когда душе (по ее земным делам) назначается место пребывания до Страшного суда. Также в Церкви отмечаются родительские субботы — особые панихидные дни, называемые вселенскими.

Святые отцы утверждали, что поминовение усопшего на Божественной Литургии — необходимое средство для приобретения Божьей милости.

Поминальная трапеза, символизирующая милостыню (раздаваемую в память о покойном), должна быть соединяема с молитвою. Отсюда исходит и традиция совершения сугубой молитвы — сорокоуста.

В случае поста на поминальном столе не должна быть скоромная пища (продукты из теплокровных животных).

Совершенно недопустимы поминки с водкой, которые порой превращаются в беспредельное пьянство.

Всегда необходимо помнить: мы должны угодить Богу для отрады почившего, а не ради людей с их греховными привычками. На это указывает и святой апостол Павел:

Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми

(Рим. 14:7–9)

Просмотров (79)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *