Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Как правильно провести Рождественский пост

 

28 ноября начинается Рождественский пост. Во это время христианин получает шанс замедлиться, научиться более внимательному отношению к себе, своей жизни, подготовиться к встрече Рождества Христова. Пост — это не просто воздержание от еды, но прежде всего внутренняя работа над собой. Ее цель — стать лучше и еще, хотя бы на один шажок, приблизиться к Богу.

Священник Евгений МУРЗИНредактор направления «Вера»

Поскольку пост немыслим без пищевых ограничений, скажем несколько слов о гастрономической стороне Рождественского поста. В православной традиции воздержание в пище в Рождественский пост носит умеренный характер. Устав предписывает воздерживаться от мяса, птицы, молока и яиц; но во многие дни, кроме среды и пятницы допускается рыба. Вино разрешается только по праздникам и в воскресные дни. Эти ограничения не составляют цели поста, но они необходимы как средства — чтобы через телесное воздержание научиться духовной сосредоточенности.

Если человек по состоянию здоровья, возрасту или в силу особых жизненных обстоятельств не может строго соблюдать устав, ему не следует унывать. К посту в этом случае можно подойти творчески и найти еще какие-то способы в чем-то себя ограничить. Важно помнить: пост — это не только внешние правила, но борьба с внутренними грехами. Не нужно себя обманывать: даже если мы соблюдаем пищевые ограничения, но живем в раздражении, злословии, осуждении, в ссорах с ближними — весь смысл поста теряется. Пост призван развить ответственность к словам, мыслям, чувствам и поступкам. Поэтому в дни Рождественского поста следует сознательно укрощать себя, не давать власти над собой злобе и ненависти, не проводить время в пустых разговорах или бессмысленном пролистывании соцсетей, не сплетничать, не осуждать и т. д.

Особое значение во время поста имеет молитва, которой стоит уделить больше времени, чем обычно. Те, кто не успевал читать утренние и вечерние правила ежедневно, могут в пост начать их читать; можно читать Псалтирь и Евангелие. Важно следить за тем, чтобы молитва не была пустым повторением неких высоких слов, а живым диалогом с Богом.

Часто задают вопросы, можно ли поминать усопших в Рождественский пост, причащаться, совершать крещение и устраивать свадьбы.

Крещение в Рождественский пост совершается как и в остальные дни года. Тут все остается без ограничений. Причащение в пост не просто допустимо — оно крайне желательно. Ведь в причастии мы соединяемся со Христом, духовно и телесно обновляемся, получаем силы для дальнейшего прохождения поста. Но к причастию необходимо подходить осознанно, после должной молитвенной подготовки (стоит прочитать Последование ко Святому Причащению) и исповеди. Поминать усопших можно всегда, и в пост — тем более. В Рождественский пост усопших поминают как обычно — за литургией на проскомидии, на просительных ектениях, во время панихиды. Но поминальная трапеза в дни поста должна быть тоже постной. Свадьбы и венчания в дни Рождественского поста не совершаются. В ЗАГСе можно расписаться, но венчание лучше отложить.

Вопрос о допустимости супружеских отношений в пост — интимный и тонкий. В церковной традиции принято прекращать супружеские отношения по время поста. Однако апостол Павел пишет, что воздержание супругов возможно по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор 7:5). Если такого взаимного согласия нет, то жесткий отказ одного из супругов от секса может привести к последствиям куда как худшим, чем нарушение супружеского воздержания. Поэтому окончательное решение супружеская пара должна принять вместе, в духе взаимной любви и уважения друг к другу.

Повторимся, что суть Рождественского поста не в жестких ограничениях, а в сознательной заботе о душе. Телесный пост должен способствовать духовному росту. Если молитва, покаяние, возрастание в любви будут находиться в фокусе вашего внимания, то и пищевой пост будет не в тягость, а в радость: ограничения в еде будут восприниматься не как невыносимое испытание, а как необходимое и даже мотивирующее аскетическое упражнение, которое не только не мешает, но, наоборот, помогает осознанности, сосредоточенности и молитвенной практике.

Источник

См.также:

Просмотров (11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *