Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

14 сентября — Церковное Новолетие

.14 сентября ежегодно Православная Церковь отмечает начало нового года. Именно с этого дня отсчитываются даты и праздники в церковном календаре. Таким образом получается, что первым важным торжеством становится Рождество Богородицы, а завершает год — Успение Божией Матери.

Что такое Новый год — никому не нужно объяснять. Сегодня мы знаем (и многие даже празднуют) немало новогодних дат, относящихся к разным культурам — от еврейской до китайской и индийской.  Для православного человека это не более, чем светские торжества, значение которых несравнимо с церковными памятными датами.

До конца XV века началом нового года на Руси считали 20 марта. Затем эта дата была совмещена с церковной — на протяжении двух веков новолетие отмечалось 1 сентября. Традиция государственного празднования Нового года 1 января в России была введена Петром I в 1700 году. Напомним, что тогда в Российской империи действовал юлианский календарь.

В XX веке в России был введен григорианский календарь: исчисление дат, по которому сегодня живет наше государство, и то, что в церковном календаре мы называем «новым стилем». Он более точен, чем юлианский. Учитывая все накопившиеся ошибки, разница между ними составляет на сегодня 14 дней (начиная с 2100 года, григорианский календарь будет опережать юлианский уже на 15 дней!). Русская Православная Церковь не приняла новое счисление времени. Постепенно сложилась практика использовать две даты в календарях — новый и старый стили. Это помогает прихожанам не путаться и точно ориентироваться в праздниках и постах. Именно поэтому мы сегодня празднуем церковное новолетие 14 сентября.

.

Индикт

Разобравшись с этим, следует понять, что такое индикт. Скажем сразу, что для современного летоисчисления это понятие совершенно утратило практический смысл.

Слово «индикт» происходит от латинского indico и переводится на русский язык как «назначение цены».

В Римской империи каждые 15 лет осуществлялся пересмотр имущества и устанавливалась сумма налога для каждого домовладения (такая процедура называлась «индикцией»). Этот 15-летний цикл назывался индиктионом. Индиктионы не нумеровались (то есть, не было первого, второго или сто сорок пятого индиктиона). Но годы, внутри цикла, получали порядковый номер. Именно эта нумерация лет внутри индиктиона и называется индиктом, например: 1-й, 3-й или 15-й год индикта. Длянаселения Римской империи такая дополнительная нумерация лет была важна, так как указывала на сроки приближения очередной налоговой переоценки имущества.

Но для нас счет лет индиктами — лишь воспоминание о традиции.

.

Церковный год

Любой воцерковленный человек хорошо понимает, что такое духовный путь — такое возрастание или восхождение души к Богу в православной традиции еще называют лествицей («лестницей»). Мы движемся, иногда очень медленно, иногда стремительно, можем остановиться, заблудиться или потеряться, совершенно откатиться ниже нижней ступени, снова начать карабкаться наверх… Это сложнейшая дорога, которая занимает все время — от первого шага до самой смерти.

И сколько бы лет мы ни находились в Церкви — ни один год не похож на другой! Хотя круг праздников и постов — неизменен. Рождество, Пасха, Успение — каждый раз новые, потому что мы находимся на новом этапе своего пути, своей духовной жизни. Многократно слушая за богослужением одни и те же отрывки из св. Евангелия, мы вдруг открываем для себя новые смыслы и значения этих святых слов. Поэтому церковный календарь, при всем его постоянстве, дарит нам разнообразие.

Иногда говорят, что у православных каждый день — праздник. Это правда. В церковном календаре нет ни дня, когда бы мы ни вспоминали  святого, священное событие или икону. В целом годичный круг устроен так, чтобы непрестанно давать нам тему для духовных размышлений, повод для покаяния, молитв, помощи ближним.

На составление годового круга богослужений влияли (и продолжают влиять) очень разные причины. Некоторые памятные даты зафиксированы по месяцам и числам, другие отсчитываются от наиболее важных торжеств (Светлой Пасхи, Пятидесятницы). Многие события имеют свою историческую дату, например: перенесение честных мощей св. блгв. вл. кн. Александра Невского состоялось именно 30 августа (по старому стилю и 12 сентября — по новому) — на этот день и установлено воспоминание о произошедшем. Память о древних святых Православной Церкви не может быть точно привязана к определенной дате, поэтому их праздники распределены в церковном календаре.

То же касается и событий. Например, оченьпоказательно празднование Преображения Господня летом, хотя из Евангельской истории мы знаем, что событие происходило за 40 дней до Крестной смерти Спасителя. Но в этом случае такой радостный и значимый праздник выпадал бы на дни Великого поста. И, либо он не отмечался бы с подобающей радостью и достойным размахом, либо нарушалось бы общее покаянное воздержание Четыредесятницы… Исходя из подобных соображений торжество было перенесено и заняло важное место в церковном календаре конца лета.

И так о каждом празднике мы можем узнать историю его возникновения: как, когда и почему он занял свое нынешнее место в годовом богослужебном круге.

14 сентября, на церковное новолетие, за богослужением поют тропари и кондаки праздника, служат благодарственный молебен с молитвенными прошениями о благополучиина грядущий год.

Источник 

 

Сегодня этот праздник не отмечается с бывалой торжественностью, так как еще во времена Петра І был издан указ о переносе начала нового года на 1 января. Но от этого значение Новолетия не стало меньшим для верующих людей. Песнопения праздника нам говорят о важных и определяющих вещах: благодарности Господу и вручении себя полностью воле Божией.

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниях на нас бывших…“, “Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея…“ – поется в тропарях праздника.

Мы просим Господа благословить нас на новый год, укрепить во всем добром и полезном, уберечь от всего злого и разрушительного, укрепить в истине. Что может быть важнее, нежели забота Творца о своих творениях.

Эти слова не должны стать формальностью, нам следует искренно молиться, испрашивать у Господа такое благословение. И по нашей смиренной просьбе, по Своему милосердию Он каждого просящего благословит.

Без Божиего благословения – все тщетно. Мы благодарим в этот день Творца за прошедшее благодатное лето – время небольшой передышки и отдыха, за красоту летней поры, сияющей всевозможными цветами и ароматами и всеми их тончайшими переливами.

Он подарил нам Своей волей непрерывную смену красок времен года, чтобы мы могли проникнуться их красотой. Каждый раз поражаешься удивительному мастерству Творца украшать природу в безошибочное соотношение красок и их совершенных переходов.

И вот осень уже дышит нам в лицо своей спасительной прохладой и чистотой. Осень – начало новых работ, это всегда новые этапы и новые испытания. И если с помощью Божией преодолеваешь их, они всегда будут во благо, всегда будут способствовать духовному развитию. Правильное начало года определяет его прохождение и, следовательно, наше будущее.

Желаю всем нам быть услышанными Богом в своих молитвах и просьбах. Пусть Господь благословит каждого на новый год, пусть все наши труды несут добро окружающим и будут спасительными для нас и радостными для Бога. Крепости, сил, терпения всем нам! Да благословит вас Господь!

Митрополит Антоний, управделами УПЦ

Источник

 

Просмотров (96)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *