Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

В мире существует более 300 только канонических (принятых Церковью) икон Пречистой Девы. Многие из них, например, «Казанскую», «Владимирскую», «Иверскую» иконы Божией Матери знают все — верующие и неверующие, русские и китайцы, европейцы и латиноамериканцы.

1. «Ахтырская»

Эта икона уникальна тем, как она изображает Господа Иисуса Христа. Обыкновенно, на иконах Царицы Небесной Спаситель имеет вид младенца или отрока, которого Богородица держит на руках или который стоит рядом с Нею. 
 «Ахтырская» икона изображает Пресвятую Деву взирающей на уже взрослого сына, распятого на кресте за грехи человечества. В зависимости от вариантов написания, Богородица может смотреть на крест, стоящий на Голгофе, или держать распятие в своих руках.

2. «Защитница сирых и оставленных»

На этой иконе очень грустного и как бы нуждающегося в защите Богомладенца, склонившегося к руке матери в поисках ласки, Пресвятая Богородица словно бы старается обнять со всех сторон, чтобы Ему досталось как можно больше тепла.

Образу «Защитница сирых и оставленных» молятся об устроении судьбы сирот, оставшихся без родителей или оставленных родителями, а также в случаях проблем и ссор в семье.

3. «Милосердия двери»

Название образа отсылает нас к известной молитве: «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, Ты бо еси спасение рода христианскаго».

В центре композиции Богородица в Царствии Небесном, окружённая сонмом славословящих Её херувимов и серафимов. Все светила Земли — солнце, луна и звёзды лишь оттеняют своим блеском величие славы Богородицы, которую благословляет Бог Сын.

4. «Благодатное Небо» 

Образ «Благодатное Небо» или «Солнечная Богоматерь» представляет нам Пресвятую Богородицу с Богомладенцем на руках, стоящую в небе на облаке и окружённую сиянием славы. Главы Пречистой и Спасителя венчают короны. Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд». По другой версии, название восходит к тексту богородична 1-го часа: «Что Тя нарече́м, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды». В Россию этот образ перекочевал из Великого княжества Литовского вXIV столетии вместе с Софьей Витовтовной, вышедшей замуж за великого князя Московского Василия I.

5. «Благоуханный цвет»

Образ «Благоуханный цвет» или «Неувядаемый цвет» (отличия были в том, какой рукой Пречистая держала Спасителя) появилась приблизительно в XVII столетии. На иконе Царица Небесная держит скипетр, увитый цветами, или же ветку лилии, что символизирует целомудрие, девство, чистоту и непорочность. Часто сам образ по краям также обрамляют цветами.Православные христиане просят перед этим образом чистоты помыслов, молодые девушки — вымаливают себе благочестивого мужа, замужние женщины — семейного счастья и благополучия в браке.

6. «Вифлеемская»

«Вифлеемская» икона Божией Матери находится в храме Рождества Христова в Вифлееме. Её также нередко именуют «Образом улыбающейся Богородицы». Помимо улыбки на устах Пречистой Девы, отличительным элементом образа является царская держава в руках Богомладенца и короны, венчающие нимбы. Известно, что икона написана в России. По одной из версий перед ней исцелилась императрица Елизавета Петровна, после чего подарила на Святую Землю. По другой — исцеление по молитве к образу получила прпм.Елизавета Фёдоровна, которая затем подарила икону в Израиль.

7. «Коневская»

Икона была принесена в Россию преподобным Арсением Коневским со святой горы Афон, где он несколько лет перенимал древние иноческие традиции.
.

Отличительной особенностью образа «Коневской» Божией Матери является белый голубь, которого держит в руках Богомладенец. В зависимости от вариантов написания, белых голубей может быть и больше — в одной или же в обеих руках Спасителя.

 

8. «Козельщанская» 

Икона была завезена в Россию из Италии в XVIII веке и осела в Малороссии под Полтавой в селе Козельщине. Здесь она много лет хранилась в семье Капнистов, дочь которых получила от иконы исцеление от тяжёлой болезни. На иконе Пресвятая Богородица изображена сидя. На её коленях, полулёжа и опираясь на руку Богоматери сидит Богомладенец, удерживающий в правой руке небольшой крестик.

.

9. «Киккская»

Чудотворная «Киккская» икона Божией Матери была написана самим апостолом и евангелистом Лукой. В конце XI века она попала на Кипр и с тех пор является главной святыней Киккской обители.
.

В этом образе Царицы Небесной интересна поза Спасителя, который почти «висит в воздухе», лишь слегка поддерживаемый Богородицей под ноги и за левую руку.

 

.

10. «Беседная»

Икона изображает сцену из сказания об обретении другого образа Царицы Небесной — «Тихвинского». На месте обретения последнего строили храм и перед окончанием строительства Богородица в сопровождении святителя Николая Чудотворца явилась местному пономарю Георгию.
.

Богородица повелела строителям заменить металлический крест над храмом на деревянный. Что они и сделали после дополнительно явленного им чуда.

11. “Ключ разумения” 

История иконы Пресвятой Богородицы “Ключ разумения” тесно связана с историей очень схожего образа “Прибавления ума” , который пришёл на Русь с католического запада в XVI веке. Прототипом для его написания стала статуя Девы Марии из итальянского города Лорето. Под аркой воротного проёма изображён удерживаемый в воздухе ангелами гигантский ключ, на который с небес спускается Пресвятая Богородица. Бог Сын и Бог Отец при этом продолжают восседать на небесах, увенчивая Пречистую царской короной. Этому образу, как и иконе “Прибавление ума”, православные христиане молятся об успехах в учёбе, вразумлении в принятии непростого решения, исцелении душевно и умственно больных людей и других схожих случаях.

12. “Непроходимая дверь”

Икона Божией Матери “Непроходимая дверь”, необычная по своей иконографии, была распространена в 17-м веке в русских православных обителях. Она представляет Пречистую как бы дверью и, одновременно, стеной в Царствие Небесное. Непреодолимой стеной – для грешников, а дверью – для праведников. В то же время, икона имеет и другое богословское значение, говоря молящемуся о приснодевстве Пресвятой Богородицы. Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников.

13. “О тебе радуется”

Название иконы отсылает нас к богородичному седальну восьмого гласа, который поётся на воскресной утрене. “О тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́ръ и Челове́ческий родъ, Освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ сый Богъ нашъ, ложесна́ бо твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́”. На иконе Пресвятая Дева с Младенцем Иисусом на руках восседает на троне, заключенном в сферу зеленого или синего цвета, и образует смысловой центр иконы. Трон окружен ангелами. На заднем плане – многоглавый собор, олицетворяющий Небесный Иерусалим. У престола Богородицы, обратившись к Ней лицом, стоит великий гимнограф и песнотворец – преподобный Иоанн Дамаскин. В руках святого – свиток с молитвой в честь Матери Божией, а ниже – сонм прославляющих Богоматерь святых.

14. “Покрывающая”. Он же – “Домодедовская”.

Существует предположение, что в основу образа легла картина Пьера Миньяра “Мадонна с виноградом”. На иконе Божия Матерь головным платком прикрывает и как бы от кого защищает Богомладенца, а Он держит в руке кисть винограда – эмблему Святого Причащения. Этот келейный образ схиигумении Фамари (Марджанишвили, 1868–1936 гг.), основательницы Серафимо-Знаменского скита на южной окраине Москвы, находился в село Битягово Домодедовского района. Второе название образа как раз и связано с местом его расположения.

15. “Помощница в родах”

Уже из названия этого почитаемого образа понятно, что перед ним чаще всего молятся о ниспослании чада, спокойной беременности и успешном родоразрешении. 

Этот святой образ явился христианскому миру в конце 90-х годов XX века. Лик Богородицы был обретен в городе Серпухове во время Великого Поста. В храм его принесла одна из местных жительниц. 

На иконе Богомладенец в сиянии Славы изображается в утробе Пречистой Девы, а Она скрещёнными на груди руками смиренно выражает принятие и радость по поводу оказанной Ей Богом милости. Существуют неканонические списки коны “Вспоможение в родах”, где Богородица изображается некоторыми безграмотными иконописцами с непокрытой головой. Это противоречит иконописному канону, где главу и плечи Пречистой Девы, даже если она изображается девочкой, должен покрывать мафорий – символ Её материнства.

16. “Почаевская”

Более 400 лет чудотворный образ Богородицы пребывает в Свято-Успенской Почаевской лавре на Западной Украине. Там Божья Матерь в буквальном смысле оставила Свой след, который наравне с Её пресветлым ликом почитается великой святыней и изображается на репродукциях и списках этого образа. Почаевский образ принадлежит к иконописному типу Елеуса (“Умиление”). Подлинник иконы очень маленького размера, всего 23 см на 30 см. Изображение Богоматери поясное, на правой руке Она держит Спасителя, в левой руке – плат, которым обернуты ножки младенца.

17. “Свенская”

На иконе Пресвятая Богородица изображена на престоле, держащей на коленях Богомладенца. Господь благословляет христиан обеими руками, а по бокам Ему молитвенно предстоят Антоний и Феодосий Киевопечерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов. После революции икона была изъята у Церкви и передана в Третьяковскую галерею.

18. “Светописанная”

3 сентября 1903 года монахи Свято-Пантелеимонова русского монастыря традиционно раздавали нуждающимся милостыню у Великих монастырских ворот. В это время инок Гавриил сделал фотоснимок и, когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный кусок хлеба. С этого снимка была написана икона, называемая “Светописанная”. Богослужебное почитание иконы началось в 2003 году — через 100 лет после чуда. Иконе были написаны тропарь и кондак, а в братском покровском корпусе Свято-Пантелеимонова монастыря был освящен храм-параклис в честь Светописанного образа.

19. “Седмиезерная»

История образа восходит к началу XVII века, когда из Великого Устюга она была перенесена в Казань при основании Седмиезерной Богородицкой пустыни. В половине XVII века по всей России свирепствовала моровая язва и достигла Казани. В короткое время там умерло 48 000 человек, почти все население города. Одной благочестивой монахине было во сне видение: чтобы жители города установили семидневный пост и вышли встречать идущую им на избавление из Седмиезерной пустыни икону Богоматери.

Навстречу иконе Божией Матери Седмиезерной вышел крестный ход, икона была поставлена в храме, и моровая язва стала прекращаться. Целый год святая икона была в Казани и, когда моровая язва совсем прекратилась, – была возвращена в Седмиезерную пустынь. Позднее образ вторично избавил Казань от аналогичной эпидемии. Многие люди по молитвам к этой иконе получают исцеления и от своих болезней. Иконография здесь необычна одним элементом. Эта икона единственная, где Богородица благословляет верующих вместе с Богомладенцем.

20. “Спорительница хлебов”

В 1889 году преподобный Амвросий Оптинский дал благословление настоятельнице Белевского монастыря, создать для него особенный образ Божьей Матери, который написал иеромонах Даниил.

На иконе Всецарица возвышается над землей, сидя на облаке. Позади ее изображения видна раскинувшаяся злаковая нива, а на нижнем плане картины – сжатые колоски, собранные в снопы. Вознесенные к небу руки Богоматери замерли в жесте благословления.

Этим образом преподобный Амвросий благословил инокинь Шамординской обители при её основании. Чтобы монахини понимали, что Пречистая не только молится Богу о спасении наших душ и прощении грехов, но и благословляет праведные труды о хлебе насущном.

Чудотворную икону особенно почитают христиане, чей труд связан с сельским хозяйством. Также образу молятся о семейном благополучии.

Источник

СМ.также — О том, почему так много икон Богородицы

Иные материалы по теме «Иконы»:

 

Просмотров (16229)

4 мнений на “Удивительные и редкие образы Царицы Небесной

  1. Владимир

    Спасибо сказать — ничего не сказать. Благодарность автору безмерная.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *