История и смысл праздника
В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон: Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) — в честь обретения, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) — в честь избавления Москвы от поляков. 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую — праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».
Явление чудотворной Казанской иконы
После сильного пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего большинство домов в русской части города, десятилетней девочке Матроне явилась во сне Богородица и повелела раскопать землю под сгоревшим домом и взять находившуюся там икону. Девочка рассказала родителям о чу́дном явлении Богородицы, но взрослые не обратили на нее внимание. Явление повторилось вновь, и Матрона вместе с матерью пошли на то место, где стоял их дом, и там, на глубине около метра, нашли икону. Ткань, в которую был обернут образ, почти истлела, а икона выглядела так, будто иконописец только закончил свою работу. Икону отнесли в ближайший храм при большом стечении народа — радостная весть облетела город. Сразу были явлены чудеса от образа, несколько слепых людей вновь обрели зрение.
Свидетелем чудесного явления иконы Богородицы и совершавшихся исцелений был священник Ермолай, будущий патриарх Ермоген. Он так описывает это событие:
Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви своё честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.
Предполагаемое место обретения чудотворной иконы в г. Казани
Сначала праздник был местным, праздновался лишь в Казани, но постепенно многочисленные списки (копии) с обретенного образа и его почитание распространились по Русской земле: «летняя Казанская», как его называют в народе, стал общецерковным. Праздник посвящен обретению иконы пресвятой Богородицы во граде Казани и отмечается 21 июля.
Осенняя Казанская и День народного единства
Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день ее явления, 8 июля, но и 22 октября (даты указаны по старому стилю — прим. ред.), в память избавления Москвы и России от поляков. Он праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась. Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.
Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.
Далее, в 1812 году М.И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами. Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».
Судьба образа Казанской Богородицы
Икона, явленная в 1579 году, оставалась в Казани, в монастыре, построенном на месте ее явления. Она была украшена богатыми ризами — окладами из золота и драгоценных камней. В ночь на 29 июня 1904 года икона была похищена злоумышленниками. Полиции удалось задержать преступника, им оказался некто Федор Чайкин, он же Варфоломей Стоян. На суде он сознался в том, что украл икону из-за ее богатого оклада, а сам образ сжег в печи. Действительно, были найдены куски обгоревшей ткани и драгоценности, украшавшие образ. Но впоследствии сам Чайкин, находясь в заключении, говорил о том, что икону он передал человеку, имени которого он открыть не может даже под угрозой смерти. Так родилась легенда о том, что икона хранится у старообрядцев. Одну из версий, где на самом деле находится подлинный образ Казанской Богородицы, можно прочитать в статье «Тайна явленного Образа».
Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.
Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ Алимпию (Гусеву) и Андриану (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.
Праздник Казанской иконы. Богослужение
Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы. «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего…» — говорится в тропаре празднику.
Тропарь, глас 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.
Кондак, глас 8
Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.
Народные традиции праздника Казанской иконы
Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской — не зима, с Казанской — не осень».
В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую — расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.
Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».
Ты — Небесная Царица
И архангелов Краса,
В новый век Ты Проводница,
Мост с земли на небеса.
Как поищем, так обрящем
Мы с Тобой душе ответ,
Радость Ты, и мир скорбящим,
И во тьме заблудшим — Свет.
Свыше милостивым взором
Смотришь Ты всегда на нас,
Помощь дашь в молитве скоро
И утешишь в горький час.
(с)Инокиня Ливия, с.Русская Тавра
ЕДИНСТВУ БЫТЬ!
Сегодня нам на государственном уровне напоминают о необходимости народного единства. Спору нет, дело нужное: и напоминание, и само единство. Но вот что хочется сказать по этому поводу.
Есть такое незамечаемое и мало обсуждаемое сейчас, но опасное явление, как бесчувствие. Бесчувствие к глубоким и важным вещам. Это беда как на личном уровне, так и на государственном. Человек, настырно греша, сознательно попирая совесть, постепенно грубеет, становится неспособен испытывать сострадание, жалость, любовь, сочувствие…
Человек, иногда даже не понимая этого, теряет свою человечность, уподобляясь, по слову Писания, «скотам бессмысленным». Впрочем, скоты совсем не плохи и именно потому, что они животинки, а вот человек, утрачивающий свои характерные черты – черты духовные, черты богоподобия, –становится отвратителен и страшен.
Наша беда в том, что мы всё перепутали. Утратили представление о подлинной ценности. Кажется, святитель Николай Сербский как-то сказал, что нет ничего вожделеннее для ребёнка и скучнее для взрослого, чем магазин игрушек. Мы все младенчествуем умом. Считаем важнейшим то, что не стоит выеденного яйца, а что-то по-настоящему важное, доброе, нужное в силу своей приземлённости и огрубелости не ценим и не принимаем. Как дети малые, только не те, которых Царствие Небесное. О тех апостол Павел говорит: будьте младенцами на зло, а умом совершенны. Вот совершенный ум как раз и отличает подлинное от подделки, золото от латуни, алмаз от стекляшки. Так и в духовной жизни.
К сожалению, процесс духовной, нравственной деградации сейчас захватил общество, приобрёл характер эпидемии. Конечно, это следствие безбожия, безбожной культуры, если вообще нынешний повальный постмодернизм можно назвать культурой. Повсюду разложение, болезнь, извращение… Страшное дело! Причины этой эпидемии омертвения, бесчувствия духовного кроются отчасти в нашей недавней безбожной истории, а отчасти – в экспансии безбожной культуры Запада. Тревожное время.
И одним из проявлений этого повсеместного оскудения стала утрата не то чтобы понятия Родины, а живого, высокого чувства, за которое наши предки готовы были жертвовать жизнью… Того чувства, которое единит понятие Руси с понятием Небесного Отечества, потому что Отечество наше земное именно и выпестовалось в напряжённой устремлённости, в поисках Отечества Горнего. Это очень важные, непреходящие вещи! Основа национального единства на Руси всегда была духовной. Эта основа – единство веры, единство духа! И именно подвигом веры созидался тот особенный, высокий дух, который составляет основу нашего национального достоинства. Не гордости, заметьте, а именно достоинства.
Мы обязательно вернёмся к духовному, нравственному единству, но пока самозабвенно вкушаем плоды очередного отступления от истины. Та повседневность бредовая, которая кричит оголтело со всех сторон, – это и есть следствие падения, соблазна, залог предстоящей муки… Но и посреди всего этого безобразия есть ростки… есть закваска здоровой духовности, нравственности. Эта закваска медленно, но верно, не одними только человеческими усилиями, а Промыслом Божиим распространяется в обществе, совершает своё благодатное, животворящее дело. Отчаиваться нам не нужно!
Духовное единство обязательно возродится, только для этого должно пройти время, по меркам человеческой жизни может немалое, но в масштабах исторических – совсем небольшое: может, два-три десятка лет. Господь ведёт нас к преображению, и не может русский народ удовлетвориться – вот именно удовлетвориться окончательно – гнилью. Он может пасть, и падения его бывают страшны – мы это знаем. Но верится, что в народе нашем сохранился ещё начаток того, что Ф.М. Достоевский называл «чутьём о чести». Вот как бы мы ни пали низко, но хочется верить, что это чутьё милостью Божией поможет нам и восстать из нравственной грязи, и как-то легко верится, что это возможно именно в народе русском и именно в масштабе всеобщем, национальном. Ну вот такие уж мы… так устроены. Только бы нам, считающим себя православными, не спать сейчас. Не то чтобы трубить на каждом углу: «Православие или смерть!», а именно жить по-христиански, каждому на своём месте. И это само по себе много значит.
Только так разрешится вопрос соотношения народа русского и прочих народов, населяющих Россию, и – соотношения веры православной и прочих вер. Это трудно объяснить, но мы знаем из примеров, что даже иноземцы и иноверцы под влиянием духовным, нравственным становились как бы причастниками того общего духа, который можно назвать русским, усваивали себе духовные и нравственные черты православной культуры и нравственности. Но влияние это именно должно быть влиянием духовным, а не насильственно-пропагандистским, то есть влиянием подлинной и глубинной правды, явленной в повседневной жизни обычных людей. Словом, в державе нашей при всей её мультиэтничности должно существовать основание, без которого страна неизбежно превратится в бесформенный студень, и это основание – русский православный народ. Так было, есть и будет. Если только мы сами не разрушим Россию своей бессмысленной верой в отсутствие Истины, мечтой о равенстве большого и малого, правды и лжи, добра и зла…
Наша задача – быть соучастниками и сотрудниками Божией любви. Не больше не меньше. Только Господь может просветить человеческое сердце, разум, чтобы человек прозрел и осознал, что на самом деле истинная ценность, а что – дешёвая подделка. Но чтобы быть сотрудником Божиего дела, совсем не обязательно быть трибуном и оратором, дельцом и протагонистом. Мы почему-то решили, что в методах распространения истины должны состязаться с миром. Но нам за ним не угнаться, а если и угонимся, то тотчас перестанем быть православными. Это очень важно. Нам не нужно гоняться за душами с маркетинговыми сачками. Никого мы так «не уловим». Наши методы известны и неизменны: труд и молитва, а основание их – горение духа. Если оно есть, можно быть и политиком, и журналистом, и строителем, и учителем, и кем угодно ещё – Господь найдёт возможность через нас увлечь, восхитить и обрадовать Своих. Но огонь этот не рождается от суеты, он рождается от крайнего благоговения, трепетного внимания, сердечного усердия в исполнении заповедей Божиих, и эта главная, невидимая и негромкая работа решает всё.
Вот из этой, пусть негромкой, но подлинной жизни, думается, и может возродиться милостью Божией наше духовное, в полном смысле народное единство.
См.также:
Просмотров (201)