Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Святки: инструкция по проведению

 

Святками, то есть святыми днями, называются двенадцать дней между праздниками Рождества Христова и Богоявления.

Святки возникли после того, как общий праздник Богоявления, который объединял и Рождество, и Крещение Спасителя, был разделен на два праздника. Промежуточные дни между Рождеством и Богоявлением как бы составили один день праздника.

Уже в церковном Уставе преподобного Саввы Освященного (шестой век), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий», и возбранено совершать священнодействие брака. В 567 году на Церковном соборе все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. На Святках нет поста в среду и пятницу.

В России на святки было принято «колядовать», что означает, по словарю Даля, «славить Христа, ходить о святках по домам, с песнями, собирая угощения».

Колядование — это продолжение славления Спасителя, которое было начато в храме. Колядуя, наши предки как бы доносили радостную весть о Рождении Господа до каждого дома, каждому человеку.

Источник 

 

Колядовать или нет?

Еще одной народной традицией является колядование, то есть хождение по домам со славлением родившегося Христа и, само собой, получением подарков. С одной стороны, прекрасная традиция. Люди ходят по домам, поздравляют друг друга, поют и веселятся.

Но колядка колядке рознь. Есть очень хорошие и абсолютно христианские тексты. Как правило, это или сами церковные песнопения, или же тексты, написанные по их мотивам. Но есть колядки с явно нехристианским содержанием. Например:

Кто даст пирога,
Тому двор живота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Гроб да лопата,
Корова горбата!

Согласитесь, в высшей степени странный текст, особенно в день Рождества Христова! Просто какие-то проклятия, как бы сказали сейчас, «наведение порчи».

Еще одна вещь, которая смущает православного христианина в колядках. Все-таки славление Христа по домам – это шествие христиан. Есть странная традиция надевать самые странные и страшные наряды: вывернутые шубы, козлиные головы и рога и многие другие атрибуты, прямо ассоциирующиеся с лукавыми силами. Такое «колядование» – это уже не прославление Христа, а настоящий парад нечисти!

Всегда радуйтесь

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18) – говорит нам Священное Писание. Всех ещё и ещё раз с великой радостью Рождества Христова! Главное только, в любой радости быть внимательным. Иначе можно «по случайности» предать родившегося в мир Спасителя.

 

 

Не гадайте

Всем, кто хочет погадать на святках (да и вообще в любое время), напомню 61 правило VI Вселенского собора, которое гласит: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов».

Такие вот последствия у «безобидной народной забавы».

Священник Александр Ермолин

 

ПРАЗДНОВАНИЕ СВЯТОК

Издревле это был языческий праздник, когда наши предки славили солнце, проводили обряды на урожай или на увеличение поголовья своих стад.

Из истории религии известно, что в четвертом веке в Греции после Рождества были две недели, которые считались праздничными. При этом никто не был обделен правом празднования Святок, включая бедняков и даже рабов.

Есть исторические подтверждения, что в Византии, в связи с праздничными Святками, появилась традиция помощи заключенным в тюрьмах и больным в лечебных учреждениях. У святых Григория Нисского и Ефрема Сирина мы также встречаем упоминания о Святках.

По укоренению православия на Руси, после праздника Рождество, в Рождественские святки, люди поют праздничные тропари и кондаки, прославляют Иисуса Христа. В святки  устраиваются благотворительные акции, например Патриаршие елки для детей из детских домов, детские фестивали и другие праздники.

С недавнего времени возродилась традиция проведения во время святок концертов духовной музыки.

Считается, что обычай дарить подарки при наступлении Святок, пошел от волхвов, которые после  Его Рождества принесли в Вифлиемскую пещеру золото, смирну и ладан.

В этом периоде нет постных дней. Люди готовят угощения и ходят в гости друг к другу.
Святки заканчиваются 18 января в Крещенский Сочельник.

Источник

.

 

Колядки с нотами

Песни-колядки — это одна из самых ярких праздничных традиций Рождества Христова, существующая в разных странах. Чаще всего у них коллективный автор — простой народ.

Поющие символизируют собой ангелов, явившихся на поле пастухам и возвестивших им благую весть о Рождении в мир Спасителя — Господа нашего Иисуса Христа. Этот момент описывается в Евангелии от Луки (гл. 2, стихи 8-14).

Источник

Святочные рассказы от «Фомы» – от чуда к реальности и наоборот

 

На Руси Святки (период от Рождества  до Крещения, куда до революции входило и празднование Нового года) всегда были особым временем.  В это время старики собирались и рассказывали друг-другу чудесные истории о том, что могло совершаться накануне и после Рождества. Из этих историй – иногда смешных, иногда страшных и  возникли святочные рассказы – особый вид текстов, действие в которых могло происходить только  на Новый год, Рождество или накануне Крещения. Такая временная привязка привела к тому, что исследователи стали считать их разновидностью календарной литературы.

Выражение  «святочные рассказы»  впервые употребил в 1826 году Николай Полевой в журнале «Московский телеграф», поведав читателям о том, как московские старики на Святках вспоминали молодость и рассказывали друг другу разные истории. Этот литературный прием впоследствии стали использовать  и другие русские писатели.

Впрочем, еще в начале XIX века популярными были  повествования, близкие к святочным рассказам, о поисках суженого, романтические переводные баллады Василия Андреевича Жуковского «Людмила» и «Светлана», гоголевская «Ночь перед Рождеством».

Знакомые же нам святочные рассказы появляются лишь после сороковых годов XIX века, когда в России переводят сборник Чарльза Диккенса  «Рождественская песнь в прозе», и с этого момента начинается расцвет жанра. Святочные рассказы пишут Достоевский, Лесков, Чехов, и до 80-90-х годов XIX столетия выходят настоящие шедевры («Мальчик у Христа на Елке», «Ванька»), но уже в конце XIX века жанр святочных рассказов начинает разрушаться.

В России появилось много журналов, журналисты и писатели были вынуждены каждый год в одно и то же время придумывать тексты на святочные темы, что приводило к  повторам и иронии, о чем с грустью, писал Николай Лесков, — один из основоположников русского святочного рассказа. Он же в предисловии к «Жемчужному ожерелью» назвал  признаки хорошего святочного рассказа:  “От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец — чтобы он оканчивался непременно весело”.

Отметим, что в лучших образцах этого жанра редко можно встретить счастливый финал: гораздо чаще  Чехов, Достоевский и Лесков  говорили о трагизме  жизни «маленького человека», о том, что он не использует свой шанс или питает ложные надежды. Ванька Жуков в канун Рождества пишет письмо «на деревню дедушке», и просит забрать его из города, но это письмо никогда не дойдет до адресата, жизнь мальчика так и останется тяжелой.

Впрочем, были и есть и другие рассказы, со счастливым концом, где добро побеждает зло, и читатель может с ними познакомиться на сайте «Фомы», где собраны современные образцы этого жанра.  Срезу предупредим, что речь идет о текстах для взрослых. Святочный рассказ для детей – тема для отдельного разговора, который обязательно состоится.

Рассказ «Звездою учахуся»  — напряженный, совсем не радостный, ставит перед читателем главные вопросы – о смысле жизни и существовании Бога, о том, как  человеческая судьба может измениться в одно мгновение: «Папа, ну продержись, я быстро!» – на глаза наворачивались давно забытые слёзы. – «Господи! Значит, Ты и вправду есть? Ну помоги ему… мне… нам…».   Открытый финал дает возможность каждому из нас написать окончание к этой драматичной истории о встрече на ночной московской дороге.

О неожиданном обретении собственной семьи, явлении ангела на провинциальном вокзале и тонкой грани, отделяющей сон от реальности, читатель узнает из рассказа «Дар случайный…» .

Одним из лучших  текстов в нашей подборке можно считать трагическую историю мальчика Юрки и его пьющих родителей.  «Юркино Рождество»Этот текст на первый взгляд не оставляет читателю  шанса на счастье и справедливость, но  святочное чудо все-таки происходит, оно открывается в судьбе главного героя, которому удалось сохранить себя и вновь обрести близкого человека.

Длинное повествование «Покажи мне звезду»   состоит из большого числа диалогов – ссора родителей, разговор главной героини с братом и приятелем. Само же описание  рождественской службы и относительно счастливый финал рассказа могут заинтересовать человека, который помнит строчки Бродского «В Рождество все немного волхвы», и хочет увидеть, как ощущение праздника пробивается сквозь обыденную и сложную жизнь.

Немного странный текст с названием «Калямка»  близок к традиции Ивана Шмелева и передает ощущение  маленького мальчика от рождественской ночи. Читатель так и не узнает, в чем заключалось чудо, открытое герою, но оно было настолько сильным, что стало самым ярким впечатлением на всю жизнь.

Бывает так, что  рождественское чудо  приходит в дом самых незащищенных людей – одиноких бабушек и дедушек. Трогательная история «Еловые лапы»  рассказывает об одном дне из  жизни тети Муси – немолодого соцработника, который много лет помогает старикам. Страшные подозрения героини, связанные с еловыми ветвями,  не подтверждаются, и  она становится  свидетелем того, как Христос приносит радость в этот мир.

Иногда Рождество удивительным образом смягчает человеческое горе. Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих бесед говорил о том, что отпевание человека начинается со слов, которые очень трудно произнести родственникам «Благословен Бог наш». О том, что происходит в сердце взрослого мужчины, у которого  на новогодние и рождественские праздники умирает мать, можно узнать из рассказа «Рождество, мама»Это очень тяжелая история о медленном угасании родного человека, которому Христос на Рождество  подарил не исцеление, а утешение и покой.

На сайте «Фомы» можно найти прекрасную сказку  «Эльфрин». На первый взгляд события, с которыми познакомится читатель, не имеют никакого отношения к Рождеству. Рыцари и драконы, храбрые воины и немного трусливый король – в декорациях традиционной волшебной сказки  разворачивается глубокая история об обретении человеком собственной души, о его способности «положить жизнь за други своя».

Во многих классических святочных рассказах XIX века обыгрывается тема ребенка или бедняка, замерзающего насмерть, с несколько необычной точки зрения к этой истории подошел автор рождественского фэнтези «Последнее окно» 

Читатель  узнает о поединке между святителем Николаем и Джеком Фростом (английским аналогом Деда Мороза)  за  жизнь одной художницы.

Даже из этой небольшой подборки видно, каким разным может быть святочный рассказ. Надеемся, что каждый из наших читателей сможет найти  текст, который наполнит его сердце переживанием Рождества, поможет по-новому взглянуть на свою жизнь и в тоже время подарит ему немного радости и надежды.

Источник

Это было в вечер Рождества. Брат отходил к окну. Стекло чуть тронул мороз. Белые блестящие ели разрослись на нижней части стекла. Это был белый рождественский веселый снег. В нем много было цветов и длинных узорных трав. На них сидели белые птицы. Но брат искал не их. Он грел оставшийся чистым кусочек стекла – искал в нем первую звезду. Но она еще не загоралась в небе – или хмурые снежные тучи еще закрывали ее…..
– Няня! Я нашел звезду! Вон она, вон!.. Голубая!.. Как снежинка!
Няня встал со стула и подошла к окну:
– Тише, милый. Надо тихо звезду встречать. Христос-младенец в ясельках лежит. Не разбудить бы его надо. А ты поклонись Христову Рождеству.
И няня подошла к образу Спасителя. Лик Его был светел и радостен. Лампадка пред ним светила нам лучезарней звезды.
Няня положила земной поклон – и мы с нею – и старческим тихим голосом произнесла нараспев:
– Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия, мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды.
Мы все еще рез поклонились до земли.
А в окно светил на глубоком, глубоком зимнем небе голубоокая звезда Рождества.

«Четвертый волхв» Святочный рассказ. Свящ. Сергий Дурылин.

 

Иные материалы по теме:

 

Просмотров (350)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *