Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

О дне памяти Вифлеемских младенцев

11 января почитается память 14 тысяч Вифлеемских младенцев – первых мучеников за Христа. Много столетий человечество потрясает своей жестокостью злодеяние царя Ирода. С течением времени день памяти святых младенцев из святочного стал днем покаяния матерей, совершивших страшный грех против своих детей. В настоящее время Церковь связывает почитание первых маленьких мучеников с борьбой против абортов, ведь зло Ирода стало более циничным: младенцы погибают в утробах матерей с их согласия, повторяя Иродов грех по той же причине, – опасаясь лишиться удовольствий.

Свя­тые му­че­ни­ки 14 000 мла­ден­цев уби­ты ца­рем Иро­дом в Виф­ле­е­ме. Ко­гда при­шло вре­мя со­вер­ше­ния ве­ли­чай­ше­го со­бы­тия – Во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия и Рож­де­ния Его от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, во­сточ­ные волх­вы уви­де­ли на небе но­вую звез­ду, пред­воз­ве­щав­шую рож­де­ние Ца­ря Иудей­ско­го. Тот­час они на­пра­ви­лись в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния Ро­див­ше­му­ся, а звез­да ука­зы­ва­ла им путь. По­кло­нив­шись Бо­гом­ла­ден­цу, они не вер­ну­лись в Иеру­са­лим к Иро­ду, как он при­ка­зы­вал им, но, по­лу­чив от­кро­ве­ние свы­ше, ушли в свою стра­ну иным пу­тем. То­гда Ирод по­нял, что за­мы­сел его най­ти Мла­ден­ца не осу­ще­ствил­ся, и при­ка­зал убить в Виф­ле­е­ме и окрест­но­стях всех де­тей муж­ско­го по­ла от двух лет и млад­ше. Он рас­счи­ты­вал, что сре­ди уби­тых де­тей бу­дет и Бо­гом­ла­де­нец, в Ко­то­ром ви­дел со­пер­ни­ка. По­губ­лен­ные мла­ден­цы ста­ли пер­вы­ми му­че­ни­ка­ми за Хри­ста. Гнев Иро­да об­ру­шил­ся и на Си­мео­на Бо­го­при­им­ца, ко­то­рый все­на­род­но сви­де­тель­ство­вал в хра­ме о Ро­див­шем­ся Мес­сии. Ко­гда свя­той ста­рец скон­чал­ся, Ирод не до­пу­стил, чтобы его до­стой­но по­греб­ли. По по­ве­ле­нию ца­ря был убит свя­той про­рок свя­щен­ник За­ха­рия: его умерт­ви­ли в Иеру­са­лим­ском хра­ме меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем за то, что он не ука­зал, где сын его, Иоанн, бу­ду­щий Кре­сти­тель Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Гнев Бо­жий вско­ре по­ка­рал са­мо­го Иро­да: его по­стиг­ла лю­тая бо­лезнь, и он умер, за­жи­во съе­ден­ный чер­вя­ми. Пе­ред смер­тью нече­сти­вый царь до­вер­шил ме­ру сво­их зло­де­я­ний: убил пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков иудей­ских, род­но­го бра­та, сест­ру и ее му­жа, свою же­ну Ма­ри­ам­ну и трех сы­но­вей, а так­же 70 муд­рей­ших му­жей, чле­нов Си­нед­ри­о­на.

Виф­ле­ем­ская тра­ге­дия

Ко­гда че­ло­век впер­вые чи­та­ет Еван­ге­лие, то мо­жет ужас­нуть­ся то­му фак­ту, что в Виф­ле­е­ме бы­ли уби­ты 14 000 невин­ных мла­ден­цев. О смыс­ле их стра­да­ний и смер­ти рас­суж­да­ют пре­по­да­ва­те­ли Мин­ских Ду­хов­ных Школ: Биб­лей­ской ис­то­рии – Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Ма­чан (он пер­вым от­ве­ча­ет на на­ши во­про­сы) и фило­со­фии – иерей Сер­гей Ле­пин.

Как Вы оце­ни­ва­е­те смысл стра­да­ний Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев? И ка­кое ме­сто уго­то­ва­но им в за­гроб­ной жиз­ни? Ни­ка­кие стра­да­ния не оста­ют­ся бес­смыс­лен­ны­ми пе­ред Бо­гом. Об этом го­во­рят и мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, и при­ме­ры из жиз­ни лю­дей, стра­да­ю­щих в этом ми­ре по тем или иным при­чи­нам. Про­мысл Бо­жий о че­ло­ве­ке и ми­ре на­прав­ля­ет все ко бла­гу, но не все­гда че­ло­ве­че­ско­му чув­ствен­но­му по­ни­ма­нию уда­ет­ся осо­знать уви­деть это сра­зу, в один миг. А ино­гда и да­ле­кие ис­то­ри­че­ские при­ме­ры оста­ют­ся для нас необъ­яс­ни­мы­ми с точ­ки зре­ния оправ­дан­но­сти стра­да­ний. Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы ста­ли пер­вы­ми му­че­ни­ка­ми за Хри­ста, про­лив­ши­ми свою невин­ную кровь за Спа­си­те­ля ми­ра. Хо­тя они сде­ла­лись му­че­ни­ка­ми бес­со­зна­тель­но, но это про­изо­шло по Про­мыс­лу Бо­жию. По­сле Крест­ной Жерт­вы Спа­си­те­ля стра­да­ния за Него ста­но­вят­ся для че­ло­ве­ка сви­де­тель­ством ве­ры. Ведь по-гре­че­ски «му­че­ник» – «сви­де­тель». Но что мож­но го­во­рить о пра­вед­ни­ках Вет­хо­го За­ве­та, стра­да­ю­щих за Ис­тин­но­го Бо­га еще до при­ше­ствия Хри­ста или о стра­да­ни­ях Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев – сверст­ни­ков Мла­ден­ца-Спа­си­те­ля? Без со­мне­ния, они важ­ны для Бо­га ни­чуть не мень­ше но­во­за­вет­ных, с той лишь раз­ни­цей, что Хри­стос по­стра­дал за них на Кре­сте и осво­бо­дил от гре­ха, про­кля­тия и смер­ти по­сле их зем­ной жиз­ни.

Мно­го­об­ра­зие при­ме­ров му­че­ни­че­ства мож­но услов­но раз­де­лить на две груп­пы: му­че­ни­че­ство вы­бо­ра и му­че­ни­че­ство по необ­хо­ди­мо­сти (без ва­ри­ан­тов). В пер­вом слу­чае му­че­ни­ку пред­ла­га­ет­ся от­речь­ся от Хри­ста и про­дол­жать жить без Него на зем­ле и в за­гроб­ной жиз­ни или с Ним, по­стра­дав за Него: «Итак вся­ко­го, кто ис­по­ве­да­ет Ме­ня пред людь­ми, то­го ис­по­ве­даю и Я пред От­цем Мо­им Небес­ным» (Мф.10:32). Ко вто­ро­му по­дви­гу му­че­ни­че­ства от­но­сят­ся те слу­чаи, ко­гда че­ло­век не вы­би­ра­ет «жизнь или ве­ру», при­ни­ма­ет стра­да­ния по­то­му, что ко­му-то в ре­ли­ги­оз­ных или по­ли­ти­че­ских це­лях необ­хо­ди­мо убрать сво­их оп­по­нен­тов. Царь Ирод Ве­ли­кий, узнав о но­во­рож­ден­ном Ца­ре Иудей­ском (по про­ро­че­ству – по­явив­ше­му­ся на свет в Виф­ле­е­ме) и опа­са­ясь, чтобы Он не от­нял со вре­ме­нем у него цар­ства, «по­слал из­бить всех мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и во всех пре­де­лах его, от двух лет и ни­же» (Мф.2:16). По пре­да­нию, их бы­ло 14 000. Не зная, где имен­но на­хо­дит­ся Иисус, Ирод же­лал в чис­ле этих невин­ных стра­даль­цев по­гу­бить но­во­рож­ден­но­го Хри­ста. У этих мла­ден­цев не бы­ло вы­бо­ра – они еще не осо­зна­ли жизнь с ее пре­врат­но­стя­ми, ни у ко­го из них не спро­си­ли, вы­би­ра­ют ли они этот путь или нет. Но имен­но та­кой бы­ла их до­ро­га в Цар­ство Небес­ное. За свои ве­ли­кие зло­де­я­ния Ирод не из­бе­жал на­ка­за­ния Бо­жия – те­ло его по­кры­лось бо­лез­нен­ны­ми ра­на­ми. Ря­дом с ним не бы­ло ни од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы со­чув­ство­вал его стра­да­ни­ям. Но и на смерт­ном од­ре Ирод про­дол­жал умно­жать зло: при­ка­зал убить бра­та, сест­ру и ее му­жа, на­ко­нец, пре­дал смер­ти свою же­ну Ма­ри­ам­ну и трех сы­но­вей, ви­дя в них со­пер­ни­ков.

По­че­му Гос­подь по­пустил смерть и му­че­ния невин­ных де­тей? Ведь они не со­вер­ши­ли зла и гре­ха? Здесь мож­но от­ве­тить от­но­си­тель­но их зем­ной уча­сти. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Ес­ли бы кто взял у те­бя несколь­ко мед­ных монет, а вза­мен от­дал те­бе зо­ло­тые, неуже­ли ты счи­тал бы се­бя оби­жен­ным? На­про­тив, не го­во­рил ли бы ты, что этот че­ло­век – твой бла­го­де­тель?». Здесь несколь­ко мед­ных монет – на­ша зем­ная жизнь, ко­то­рая ра­но или позд­но за­кан­чи­ва­ет­ся смер­тью, а зо­ло­то – жизнь веч­ная. Так, за несколь­ко мгно­ве­ний стра­да­ний и му­че­ний мла­ден­цы об­ре­ли бла­жен­ную веч­ность, об­ре­ли то, че­го свя­тые до­сти­га­ли по­дви­га­ми и тру­да­ми всей жиз­ни. Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы на­сле­до­ва­ли се­бе веч­ную жизнь в сон­ме Ан­ге­лов. Для них стра­да­ния бы­ли той та­ин­ствен­ной две­рью, ко­то­рая при­ве­ла их в Цар­ство Небес­ное.

Про­рок Иере­мия пи­шет: «Глас слы­шен в Ра­ме, плач и ры­да­ние и вопль; Ра­хиль пла­чет о де­тях сво­их и не хо­чет уте­шить­ся, ибо их нет» (Иер.31:15). Это от­но­сит­ся толь­ко к Виф­ле­ем­ским мла­ден­цам или ко всем по­ко­ле­ни­ям хри­сти­ан­ских му­че­ни­ков-мла­ден­цев? Ра­ма – это ме­стеч­ко в Из­ра­и­ле, где бы­ла по­хо­ро­не­на Ра­хиль, же­на вет­хо­за­вет­но­го пат­ри­ар­ха Иа­ко­ва, сы­на Иса­а­ка и вну­ка Ав­ра­ама. По пре­да­нию, ко­гда сы­на Ра­хи­ли, Иоси­фа, ве­ли в Еги­пет как плен­ни­ка и ра­ба, он, про­хо­дя ми­мо гроб­ни­цы сво­ей ма­те­ри, за­пла­кал и за­кри­чал: «Мать моя, слы­шишь ли ты ме­ня? Мать моя, ви­дишь ли, ку­да ве­дут тво­е­го сы­на?» В от­вет из гроб­ни­цы по­слы­ша­лось ры­да­ние. За­тем, ко­гда ва­ви­лон­ский царь На­ву­хо­до­но­сор в 586 го­ду до Рож­де­ства Хри­сто­ва со­кру­шил и раз­гро­мил Иудей­ское цар­ство, то он при­ка­зал пе­ре­се­лить его жи­те­лей в Ва­ви­ло­нию, и Ра­ма бы­ла го­ро­дом, где со­би­ра­ли плен­ни­ков-иуде­ев, чтобы вез­ти их в да­ле­кую стра­ну.

По сво­е­му гео­гра­фи­че­ско­му по­ло­же­нию го­род Ра­ма на­хо­дит­ся в 12-ти ки­ло­мет­рах от Виф­ле­е­ма. По­это­му мож­но пред­по­ло­жить, что ко­гда царь Ирод «по­слал из­бить всех мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и во всех пре­де­лах его» (Мф.2:16), эта тер­ри­то­рия вклю­ча­ла в се­бя и Ра­му. В Вет­хом За­ве­те про­рок Иере­мия опи­сы­ва­ет жи­те­лей Иеру­са­ли­ма, уво­ди­мых на чуж­би­ну (Иер.1:15), и эти сло­ва о пла­чу­щей Ра­хи­ли ска­за­ны о них. На этом пе­чаль­ном пу­ти они про­хо­дят ми­мо го­ро­да Ра­мы – ме­ста за­хо­ро­не­ния Ра­хи­ли (1Цар.10:2); и Иере­мия ри­су­ет Ра­хиль, пла­чу­щую да­же во гро­бе о судь­бе, вы­пав­шей ее на­ро­ду в ва­ви­лон­ском пле­не­нии.

Но спу­стя ве­ка про­изо­шла бо­лее страш­ная тра­ге­дия. Уже не вра­ги уво­ди­ли в плен, а свои со­пле­мен­ни­ки уби­ва­ли непо­вин­ных де­тей. В на­ше вре­мя, пом­ня о мла­ден­цах из Виф­ле­е­ма, мы вспо­ми­на­ем обо всех уби­ен­ных – уби­тых про­сто так, без об­ви­не­ния, без ка­ко­го бы то ни бы­ло «со­ста­ва пре­ступ­ле­ния», уби­тых про­сто так, по той при­чине, что это бы­ло нуж­но мно­го­чис­лен­ным ка­и­нам и иро­дам.

Пре­да­ние го­во­рит, что мла­ден­цев бы­ло 14 000, о в Еван­ге­лии об этом ни­че­го не ска­за­но. Эта циф­ра име­ет ка­кое-ли­бо зна­че­ние? Их бы­ло, как ука­зы­ва­ет ви­зан­тий­ская тра­ди­ция, 14 000. По­нят­но, что столь­ко де­тей «от двух лет и ни­же» про­сто не мог­ло быть в ма­лень­ком Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях. От­сю­да ста­но­вит­ся яс­но, что чис­ло это име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Оно го­во­рит о мас­со­во­сти та­ко­го яв­ле­ния, как уби­е­ние невин­ных, как ре­прес­сии, ко­то­рые ча­ще все­го об­ру­ши­ва­ют­ся не на еди­ниц, а на ты­ся­чи и да­же мил­ли­о­ны. Ев­фи­мий Зи­га­бен, ви­зан­тий­ский бо­го­слов ХII ве­ка, пи­шет об этом так: «Ирод по­ла­гал, что звез­да, воз­ве­стив­шая муд­ре­цам с во­сто­ка о Рож­де­стве Хри­сто­вом, не тот­час же яви­лась им, но что Мла­де­нец ро­дил­ся за­дол­го до ее по­яв­ле­ния. Для боль­шей без­опас­но­сти он и по­ве­лел пред­ва­рить вре­мя на два го­да».

В то же вре­мя мож­но го­во­рить о сим­во­лич­но­сти циф­ры «14» как о чис­ле «сы­но­вей» Ра­хи­ли. В Биб­лии сы­но­вья­ми Ра­хи­ли на­зы­ва­ют­ся не толь­ко Иосиф и Ве­ни­а­мин, рож­ден­ные ею, но так­же и вну­ки (сы­ны Иоси­фа и сы­ны Ве­ни­а­ми­на) – «это сы­ны Ра­хи­ли, ко­то­рые ро­ди­лись у Иа­ко­ва, все­го че­тыр­на­дцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти ты­ся­чам «сво­их сы­но­вей» пла­чет Ра­хиль спу­стя 17 сто­ле­тий по­сле сво­ей зем­ной жиз­ни.

Во­об­ще циф­ра «14» ча­сто встре­ча­ет­ся в биб­лей­ской тра­ди­ции. На­при­мер, в ро­до­слов­ной Спа­си­те­ля на­счи­ты­ва­ет­ся «всех ро­дов от Ав­ра­ама до Да­ви­да че­тыр­на­дцать ро­дов; и от Да­ви­да до пе­ре­се­ле­ния в Ва­ви­лон че­тыр­на­дцать ро­дов; и от пе­ре­се­ле­ния в Ва­ви­лон до Хри­ста че­тыр­на­дцать ро­дов» (Мф.1:17). Па­мять из­би­ен­ных в Виф­ле­е­ме мла­ден­цев Цер­ковь на­ча­ла со­вер­шать уже во II ве­ке. Ве­ро­ят­но, то­гда и бы­ла опре­де­ле­на циф­ра 14 000.

Иерей Сер­гей Ле­пин:
Все во­про­сы от­но­си­тель­но Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев воз­ни­ка­ют от­то­го, что мы немно­го пу­та­ем­ся в пе­ри­о­ди­за­ции. В са­мом де­ле, к ка­ко­му За­ве­ту от­но­сит­ся эта ужас­ная ис­то­рия – к Вет­хо­му или к Но­во­му? Очень рас­про­стра­нен­ной ошиб­кой яв­ля­ет­ся от­не­се­ние то­го или ино­го со­бы­тия к Но­во­му За­ве­ту лишь на том ос­но­ва­нии, что о нем го­во­рит­ся в Но­вом За­ве­те. Это, на мой взгляд, не так. Да­вай­те об­ра­тим вни­ма­ние, на­при­мер, на ис­то­рию свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи – по­след­не­го вет­хо­за­вет­но­го про­ро­ка, ко­то­рый, об­ла­дая уди­ви­тель­ной свя­то­стью, спо­до­бил­ся не толь­ко быть при­зван­ным к про­ро­че­ско­му слу­же­нию, но и уви­деть осу­ществ­ле­ние сво­е­го про­ро­че­ства. Но­вый За­вет за­клю­чен толь­ко во Хри­сте: в Его Те­ле, за нас ло­ми­мом, и Кро­ви, за нас из­ли­ва­е­мой, – во всей Его жиз­ни и дей­стви­ях.

С мо­ей точ­ки зре­ния, Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы яв­ля­ют­ся вет­хо­за­вет­ны­ми му­че­ни­ка­ми, по­то­му что Хри­стос есть пер­вый но­во­за­вет­ный Пер­во­свя­щен­ник, Про­рок и Царь. И из пер­во­свя­щен­ства Хри­ста вы­те­ка­ет и Его пер­во­му­че­ни­че­ство. Он стал пер­во­му­че­ни­ком Но­во­го За­ве­та, доб­ро­воль­но при­не­ся Се­бя в Жерт­ву Ис­куп­ле­ния. Хо­тя, есте­ствен­но, Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы мо­гут быть на­зван­ы му­че­ни­ка­ми за Хри­ста, при­чем в дво­я­ком смыс­ле. Во-пер­вых, по­то­му, что они по­гиб­ли в ре­зуль­та­те жут­кой ис­то­рии, глав­ны­ми сю­же­та­ми ко­то­рой бы­ли со­бы­тия жиз­ни Хри­ста, и по­гиб­ли, в пря­мом смыс­ле, вме­сто Него. А во-вто­рых, я бы не стал по­двиг вет­хо­за­вет­ных му­че­ни­ков, о ко­то­ром они про­ро­че­ство­ва­ли и ис­пол­не­ние ко­то­ро­го ча­я­ли, от­де­лять и про­ти­во­по­став­лять Еван­ге­лию.

Ку­да по­па­ли ду­ши Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев по­сле смер­ти? Как мы ве­рим, до ис­ку­пи­тель­ной Жерт­вы Хри­ста ду­ши всех умер­ших лю­дей – и пра­вед­ных, и греш­ных – нис­хо­ди­ли во ад, по­сколь­ку че­ло­век в невоз­рож­ден­ном, пад­шем со­сто­я­нии не мог быть ча­дом Бо­жи­им и на­сле­до­вать рай – дом От­ца Небес­но­го. По­это­му, пом­ня об этом, нам не со­ста­вит ни­ка­ко­го тру­да от­ве­тить на во­прос о по­смерт­ной уча­сти Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев: они бы­ли уби­ты и по­сле смер­ти при­ло­жи­лись к от­цам сво­им вме­сте с сон­мом вет­хо­за­вет­ных пра­вед­ни­ков, про­ро­ков и му­че­ни­ков. Ес­ли счи­тать, что воз­раст и со­сто­я­ние на­ше­го те­ла (мла­ден­че­ство, бо­лез­ни, ста­рость) на­ла­га­ют со­от­вет­ству­ю­щие огра­ни­че­ния на на­шу ду­шу, то, преж­девре­мен­но и на­силь­но ли­шив­шись этих огра­ни­че­ний, ду­ши мла­ден­цев смог­ли услы­шать и уче­ние про­ро­ков о Гря­ду­щем Мес­сии, и про­по­ведь Иоан­на Кре­сти­те­ля, ко­то­рый, как мы зна­ем, был Пред­те­чей Хри­ста и в аду. И уж по­том толь­ко Гос­подь наш, уме­рев на Кре­сте, Сво­ей ду­шой со­шел во ад и, со­кру­шив веч­ные его око­вы, вы­вел всех ожи­дав­ших и уве­ро­вав­ших в Него. Мла­ден­цы умер­ли до Хри­ста, но по­сле и со­вос­ста­ли с Ним, ибо Он умер и за них.

Ко­неч­но, ко­гда чи­та­ешь со­от­вет­ству­ю­щее ме­сто Свя­щен­но­го Пи­са­ния, то не мо­жешь не ужас­нуть­ся той же­сто­ко­сти, ко­то­рой обер­нул­ся мир по от­но­ше­нию к ни в чем непо­вин­ным де­тям. Есте­ствен­но, у нас здесь воз­ни­ка­ет ряд во­про­сов, преж­де все­го о смыс­ле та­ко­го стра­да­ния. Здесь я счи­таю очень важ­ным под­черк­нуть – стра­да­ние Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев не име­ло ни­ка­ко­го смыс­ла, ибо убий­ство неви­нов­ных (тем бо­лее де­тей) не мо­жет иметь ни­ка­ко­го смыс­ла. Бы­ла лишь яв­ная злая во­ля и умы­сел Иро­да, но сто­ит ли это на­зы­вать смыс­лом? Это про­изо­шло от­то­го, что «мир ле­жит во зле» (1Ин.5:19) и не зна­ет Бо­га. Бог же не со­тво­рил стра­да­ний, и са­мо по се­бе стра­да­ние – это то, по­сред­ством че­го дья­вол пы­тал­ся сде­лать этот мир бес­смыс­лен­ным. Бес­смыс­лен­ность стра­да­ний – про­бле­ма, с ко­то­рой пы­та­лись спра­вить­ся мно­гие ре­ли­гии. Но осо­бен­ность уче­ния Хри­ста в том, что оно не пы­та­ет­ся из­ба­вить че­ло­ве­ка от стра­да­ния как та­ко­во­го, а пред­ла­га­ет че­ло­ве­ку на­де­лить свое стра­да­ние смыс­лом и пре­тер­петь его до кон­ца. И Сам Хри­стос учит не от­ку­да-то с вы­со­ка о том, как мы долж­ны по­сту­пать в тех или иных жиз­нен­ных ис­пы­та­ни­ях, но, на­про­тив, Сво­им при­ме­ром по­ка­зы­ва­ет, как мы долж­ны пе­ре­жи­вать ли­ше­ния и бе­ды. Он Сам ока­зал­ся в са­мом эпи­цен­тре стра­да­ния, бо­ли, смер­ти. Стра­да­ние и смерть – это то ору­жие, на ко­то­рое рас­счи­ты­вал дья­вол в войне про­тив ро­да че­ло­ве­че­ско­го. Но имен­но стра­да­ние, смерть (и Вос­кре­се­ние, ко­неч­но) – то, чем Хри­стос по­бе­дил са­та­ну. Те­перь толь­ко от нас за­ви­сит, бу­дет ли на­ше стра­да­ние в со­вос­ста­ние со Хри­стом или оно так и оста­нет­ся бес­смыс­лен­ным и бес­про­свет­ным. Кто во Хри­сте, тот при­об­ре­тен, а не по­те­рян, что бы с ним ни про­изо­шло! А как же де­ти? Что от них за­ви­сит? Да­вай­те об­ра­тим вни­ма­ние на сло­ва про­ро­ка Иере­мии, ко­то­рые при­во­дит еван­ге­лист Мат­фей, по­вест­вуя об этой тра­ге­дии: «Глас слы­шен в Ра­ме, плач и ры­да­ние и вопль; Ра­хиль пла­чет о де­тях сво­их и не хо­чет уте­шить­ся, ибо их нет» (Иер.31:15). Ка­за­лось бы, при чем здесь это? Мож­но по­ду­мать, что Мат­фей при­во­дит это ме­сто толь­ко для то­го, чтобы под­черк­нуть тра­гизм про­ис­хо­дя­ще­го. А да­вай­те от­кро­ем Биб­лию и про­чи­та­ем даль­ше: «Так го­во­рит Гос­подь: «Удер­жи го­лос твой от ры­да­ния и гла­за твои от слез, ибо есть на­гра­да за труд твой, – го­во­рит Гос­подь, – и воз­вра­тят­ся они из зем­ли непри­я­тель­ской. И есть на­деж­да для бу­дущ­но­сти тво­ей, – го­во­рит Гос­подь, – и воз­вра­тят­ся сы­но­вья твои в пре­де­лы свои» (Иер.31:16-17). На са­мом де­ле ал­лю­зия на вет­хо­за­вет­ное ме­сто от­нюдь не так дра­ма­тич­на, не так ли? Еван­ге­лист, по­жа­луй, на­обо­рот, хо­чет под­черк­нуть на­ли­чие ка­ко­го-то гря­ду­ще­го бла­га, из­бав­ле­ния, спа­се­ния да­же в та­ких слу­ча­ях!

Тра­ди­ция го­во­рит нам о том, что все­го по­стра­да­ло 14 000 де­тей. Та­кое чис­ло вы­зы­ва­ет со­мне­ние у совре­мен­ных уче­ных: тот го­род, ко­то­рый име­ет та­кое ко­ли­че­ство мла­ден­цев та­ко­го воз­рас­та, про­сто не со­от­вет­ству­ет то­му про­вин­ци­аль­но­му по­се­ле­нию, ко­то­рое на­зы­ва­лось Виф­ле­е­мом (ис­хо­дя, по мень­шей ме­ре, из то­го, что мы зна­ем о гео­гра­фии и де­мо­гра­фии то­го вре­ме­ни). По­че­му то­гда 14 000? Я ду­маю, что это не про­сто ста­ти­сти­ка жертв. Де­ло в том, что чис­ло «14» бы­ло осо­бым для иуде­ев. Это чис­ло име­ни Да­ви­да (у древ­них ев­ре­ев бук­вы обо­зна­ча­ли еще и циф­ра­ми, а сум­ма циф­ро­вых зна­че­ний букв в име­ни Да­ви­да рав­ня­ет­ся 14-ти). Еван­ге­лист Мат­фей при­во­дит ро­до­сло­вие Иису­са, сфор­ми­ро­ван­ное из трех групп по 14 имен в каж­дой (но оно да­ле­ко не пол­ное), чтобы по­ка­зать, что Иисус есть по­то­мок ца­ря Да­ви­да. И звез­да над Виф­ле­е­мом – это звез­да цар­ствен­но­го ро­да Да­ви­да. Мне ду­ма­ет­ся, что 14 000 – это то­же неко­то­рая сти­ли­за­ция под эту идею. А с дру­гой сто­ро­ны, 14 – это два­жды по семь. 7 – чис­ло, вы­ра­жа­ю­щее идею свя­то­сти и за­кон­чен­но­сти; оно от­сы­ла­ло иуде­ев к идее Суб­бо­ты и пол­но­ты тво­ре­ния. Мож­но пред­по­ло­жить, что 14 000 – это ме­та­фо­ра, ука­зы­ва­ю­щая на двой­ную ис­клю­чи­тель­ность раз­ме­ров кро­во­про­ли­тия и неве­ро­ят­ные раз­ме­ры стра­да­ния, а так­же на на­ме­ре­ние тол­ко­ва­те­лей от­не­сти слу­чив­ше­е­ся к Свя­щен­ной Ис­то­рии От­прыс­ка Да­ви­до­ва.

Источник

 

Интервью с практикующим врачом неонатологом-реаниматологом акушерского отделения Боровичской центральной районной больницы (ЦРБ), руководителем епархиального Отдела по взаимодействию с медицинскими организациями иереем Сергием Друговым, председателем Боровичского отделения Общества православных врачей России им. Свт. Луки, клириком собора Сошествия Святого Духа на апостолов.

Иерей Сергий Другов

– Расскажите, пожалуйста, о традиции почитания Вифлеемских младенцев. Уверена, что далеко не все знают об этом. Известно, что коварный правитель Ирод, боясь потерять власть, повелел уничтожить в Вифлееме всех младенцев в возрасте до двух лет. Он думал, что среди них обязательно окажется и Младенец Иисус. Души Вифлеемских младенцев, убитых по приказу Ирода, были взяты в Царство Небесное чистыми, не испорченными грехом. Мученическая кончина сделала их святыми. Мощи их были обретены в Вифлееме в 313 году святой Еленой – матерью Константина Великого.

Священномученики Ириней Лионский и Киприан Карфагенский писали, что поклоняться мощам святых младенцев и почитать их начали во второй половине II – начале III веков в Константинополе, Антиохии и Александрии – в трех великих центрах восточного христианства.

О Вифлеемских младенцах писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и многие другие. В дар Римским епископам были переданы мощи одного из младенцев, которые позднее папа римский Стефан II подарил французскому королю Пипину Короткому. В 770 году Карл Великий поместил их в монастыре, расположенном на юго-западе Франции в области Перигор, в Брантоме, где этот младенец был назван святым Сикарием. Его имя переводится как «павший от ножа».

Когда уничтожались христианские святыни, мощи святого Сикария были спрятаны в одну из древнейших пещер на территории монастыря, а в монастырскую церковь были возвращены после окончания наполеоновских войн. Святыня находятся здесь и сейчас. Считается, что молитвы к святому Сикарию помогают в исцелении детей.

Вифлеемские младенцы были убиты по приказу Ирода, а миллионы наших детей обрекают на смерть женщины, не захотевшие стать для них мамами.

В проповеди, посвященной памяти Вифлеемских младенцев, протоиерей Дмитрий Смирнов сказал: «Каждый из нас должен препятствовать злу на своем месте».

Аборт – это зло, которому мы все должны препятствовать по мере своих сил. В Священном Писании говорится: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Прит. 24:11).

За что страдают убиенные младенцы? Только в России ежегодно погибает в результате абортов более двух миллионов детей. Это население современной Казани.

Четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных

– В вашем храме есть икона Вифлеемских младенцев? Да, есть. В мае 2011 года в Вознесенском храме уральского города Невьянск замироточила икона Четырнадцати тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных. Перед этой иконой совершаются покаянные молебны о прощении и прекращении греха аборта.

В 2013 году начался крестный ход по России с этой иконой. Цель крестных ходов – борьба с абортами и упрочение семейных ценностей. Крестные ходы с иконой Вифлеемских младенцев, которая стала иконой-путешественницей, уже несколько лет проводятся в масштабах страны.

22 июля 2012 года под Невьянском, который ранее был известен как центр традиционной невьянской школы иконописи, были обнаружены останки 248 абортированных младенцев. Они стали символом массового легального детоубийства и надругательства над телами нерожденных детей.

По словам сотрудников Медицинской академии, они «произвели неправильную утилизацию». Дальнейшая судьба абортированных младенцев неизвестна. Это лишь малая часть массового злодеяния, случайно открытая. Тогда и начали служить молебны. Потом по благословению Екатеринбургского митрополита икону Вифлеемских младенцев, которая стала своего рода литургическим символом движения в защиту жизни нерожденных детей и его знаменем, провезли по всей Свердловской области.

икона 14 тысяч Вифлеемских младенцев

– Дай Бог, чтобы акции и молебны принесли хорошие результаты.  Покаяние за аборт не должно быть пустым звуком. Необходимо стать деятельным человеком, ведь «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26). Долг каждого православного человека свидетельствовать о грехе аборта, отговаривать будущих мам от совершения убийства, поддерживать их в трудной ситуации. Можно еще спасти тех, кто жив.

– Почему вы делаете акцент на работе со студентами-медиками? Почему убеждены в том, что важно говорить с ними о спасении жизней детей? Потому что после прослушанных лекций будущие медики приобретают духовный опыт, пусть и небольшой. Знания позволяют им вести диалог с людьми, которые спрашивают: «А почему вы так считаете?» Студенты рассказывают им и о постабортном синдроме, о вреде аборта для здоровья женщины.

Студенты могут оперировать профессиональными медицинскими знаниями в любой аудитории. Они не просто могут сказать о том, что аборт – это грех, что это убийство ребенка, но и грамотно аргументировать, почему женщине не нужно делать аборт. Медики должны говорить об этом везде – на улице, своим друзьям, коллегам. Это очень и очень важно.

В Боровичской епархии мы посчитали своим долгом рассказывать студентам-медикам правду о том, с какого момента начитается жизнь человека, чтобы в дальнейшем они использовали это в своей непосредственной работе с женщинами. Мы учим будущих медиков, что убивать новую жизнь нельзя, что люди не должны стать коллективными Иродами.

В социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том, что с древнейших времен церковь рассматривает прерывание беременности, аборт как тяжкий грех – грех убийства, потому что жизнь человеческая начинается с момента ее зачатия, когда человек уже имеет душу. Господь приставляет к этому человеку ангела-хранителя, который неизменно следует с этим человеком всю его жизнь.

медики против абортов

Но проблема в том, что в России плод считается человеком с момента рождения, да и то при условии, что ребенок подает признаки жизни. И в средних, и в высших медицинских учебных заведениях будущих медиков учат рассматривать зародившуюся жизнь как плод, а не как ребенка. Для нас очень и очень важно сломать эту непробиваемую стену нынешнего образования. Сейчас медицинские технологии и медицина в целом идут вперед, но, к сожалению, учебники не пишут о начале жизни человека, и в головах многих людей остались стереотипы, которые насаждаются преподавателям и врачам.

Стоящих на перепутье женщин мучают вопросы, сохранить ли новую, только зарождающуюся жизнь, или сделать аборт, почему в современном обществе аборт воспринимается как нечто обыденное, действительно ли эмбрион всего лишь часть организма будущей матери, которая имеет право распоряжаться им, как захочет?

Вот мы и решили проводить для студентов медицинского учебного заведения нашего города занятия о зарождении жизни человека, об эмбрионе, об аборте как убийстве нерожденного ребенка. Будущие медики не должны рассматривать ребенка как плод, над которым нужно проводить какие-то эксперименты, которых можно убивать, делая аборты. Важно, чтобы сердца медиков не охладели, а наоборот горели желанием сохранять будущие жизни.

 

От Вифлеемских младенцев до Невьянских, или Как коллективный Ирод побивает нерожденных детей

Из беседы с Людмилой Алексеевной Чутковой, редактором-составителем сборника «За жизнь. Диалоги о вреде абортов»

– Людмила Алексеевна, как рождалась книга? Она далась нам с большим трудом, мы долго не могли ее закончить из-за обилия материалов. Мне помогали очень достойные люди, которые стали затем авторами книги. Среди них президент фестиваля «За жизнь», координатор Движения «ЗА – запрет абортов!», публицист, ученый Сергей Валентинович Чесноков и один из инициаторов и идеологов фестиваля – Владимир Владимирович Потиха. Их статьи и составили основу книги. Я постаралась сделать этот сборник разнообразным, интересным для всех читателей. Несомненно, ценными в этом сборнике являются и статьи психологов, которые призваны рассказать женщине о том, чем опасен аборт с психологической точки зрения, и посоветовать, как сделать правильный выбор.

Разумеется, мы начали свою книгу со строк из Священного Писания, подобрали цитаты святых отцов. Первая часть так и называется «Прислушаемся к Священному Писанию». В ней рассказывается о защите жизни и традиционных семейных ценностях в заповедях Ветхого и Нового Заветов, о необходимости свидетельства о грехе детоубийства. Читателю предлагается прислушаться к мнению Церкви в разговоре о грехе убийства детей во чреве матери и понять, почему же Церковь так категорична в этом вопросе. Рассматривается и точка зрения Православной Церкви в отношении контрацепции.

– Третья часть вашего сборника называется «Диалоги с совестью» и содержит ответы на вопросы о том, что такое целомудрие, что такое аборт и каковы его последствияс точки зрения психолога. В сборнике приводятся конкретные примеры последствий нецеломудренных интимных отношений, которые имеют духовную природу. Эти отношения имеют негативные последствия и на душевном, и на телесном уровне.

По мнению святых отцов, блуд – это яма, в которую стекаются нечистоты со всего мира. Измена одного члена семьи неизбежно отразится на всех членах семьи.

Апостол Павел говорил: «Блудники… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9). Отец Георгий (Шестун) приводит примеры того, как за смертный грех матери или отца благодати лишается вся семья, которая становится беззащитной перед воздействием демонических сил. Один из примеров: когда один человек изменил жене, в этот же час она пережила сильнейший сердечный приступ и чуть не умерла, хотя ее сердце до этого никогда не болело. А в другом примере мужчина попал в аварию именно в тот час, когда его жена изменила ему на курорте. У их маленькой дочки в это время начались эпилептические припадки, которые так потом и не прошли.

Блудники и прелюбодеи без глубинного покаяния сами себе подписывают приговор, потому что, как предупреждал апостол Иаков, «Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1, 15).

Часто несчастливы в браке и более подвержены разводу те супруги, которые вступили в интимные отношения до свадьбы. Я уже не говорю о последствиях добрачных отношений для телесного здоровья людей. Надеюсь, что наша книга будет очень полезна молодым людям, ведь она отвечает на многие вопросы, которые волнуют каждого: почему подавляется вложенный в душу матери инстинкт сохранения дитя, в чем суть программы «Планирование семьи», каковы типичные доводы сторонников абортов, каков возможный духовный смысл появления на свет больного малыша.

Мы приводим «доводы» и сторонников абортов, пытаемся разобраться в том, допустим ли аборт в случае изнасилования женщины, каковы последствия абортов, что делать, если рождение ребенка угрожает жизни матери, какие женщины чаще всего совершают аборты, какие средства относятся к абортивным, в чем заключается абортивный эффект ВМС, что делать женщине, если она уже успела «наломать дров», и так далее.

– Четвертая часть сборника посвящена юридическим, научным и религиозно-мировоззренческим аспектам абортов. Это очень важно в свете сегодняшней дискуссии по поводу предложения Патриарха Кирилла вывести аборты из системы Обязательного медицинского страхования.

За жизнь. Диалоги о вреде абортов

– Многодетный отец Владимир Владимирович Потиха, историк-активист, идеолог Международного фестиваля «За жизнь» рассмотрел проблему искусственных абортов в России и ее масштабы, дал определение понятия «искусственный аборт». В поле его зрения – жизнь человека с момента зачатия, жизнь нерожденного ребенка в свете закона, аборты и общественная безопасность. Говоря об аборте как о преступлении без наказания, Владимир Владимирович пишет о Невьянских младенцах и коллективном Ироде.

– Много ли материалов не вошло в книгу?

– Много. Эти материалы войдут в следующий сборник, над которым мы начали работать. Как вы понимаете, сборник «За жизнь» – это не первая книга, посвященная борьбе с абортами.  Также нами изданы «Домострой» и книга афонского старца преподобного Порфирия Кавсокаливита «Дети и молодежь». Этот старец причислен к лику святых. Чтобы заинтересовать молодого читателя, приведу небольшой отрывок из книги «Дети и молодежь». Он называется «Ты сделаешь аборт?»

«- Геронда, сейчас, пока я еще в начале беременности, все советуют мне пройти предродовое обследование. Это делается для того, чтобы быть уверенной, что у тебя нормальный ребенок, без каких-либо физических отклонений.

– А что ты будешь делать, если у ребенка есть отклонения? – спросил меня отец Порфирий. – Сделаешь аборт? Если ты сделаешь аборт, то лучше и не спрашивай у меня никаких советов. Тогда мне уже будет нечего тебе сказать».

Верю, что если Богу будет угодно, мы (художники, редакторы, дизайнеры – все, с кем делю ценную для нас награду) издадим еще много новых книг под жизнеутверждающим девизом «Выбирайте жизнь!»

Источник

 

 

Иные материалы по теме: 

Просмотров (276)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *