В Новом Завете сказано: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное» (Деян. 14: 22). Но как отличить в нашей жизни Крест Христов от креста самодельного? Ведь зачастую мы сами придумываем беды себе на голову, а потом называем их крестом.
Так и многие из нас мучаются на нелюбимой работе, когда могли бы ее поменять, или живут в тяжелых бытовых условиях, которые, в общем-то, можно изменить. Нам часто кажется, что все наши страдания – Крест Христов, который мы обязаны тащить. Однако если в ботинок попадет камень, мы же не мучаемся всю дорогу, а остановимся и выбросим его из обуви!
Как же понять, где Крест Христов, а где нет?
Да, с одной стороны апостол Павел говорит нам, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Божие (Деян. 14: 22). Но в то же время он же замечает: Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся (1 Кор. 7: 21). Он не препятствует рабу избрать свободу, а предлагает искать лучшего! Кому-то душеспасительнее пребывать в рабстве и подчинении, отсекать свою волю, как в монастыре, а кому-то – трудиться во славу Божию на воле. Поэтому сам в молитве поищи умом и сердцем лучшее для своей души и этим воспользуйся.
Иногда мы попадаем в такой переплет, что скорби просто сокрушают нас, приводят в состояние озлобления, ропота и уныния. И если что-то можно изменить, тогда, может, на самом деле лучше помолиться и попытаться что-то изменить, «воспользоваться лучшим»?
Бывает, что скорби невозможно устранить. Например, болезни. Тогда, конечно, нужно вооружиться терпением. Ясно одно: жизненный Крест должен доставлять духовную пользу. Страдания, принятые правильно, постоянно научают человека смирению и терпению, привлекают к нему благодать Святого Духа. Поэтому некоторые подвижники (и в миру), имея возможность изменить тяжелые обстоятельства жизни, лучшим для себя почитают терпеть их. Так, преподобный Паисий Святогорец рассказывает про одного достоблаженного человека, который имел развратную жену. Она постоянно ему изменяла и издевалась над ним, но он жил с ней в надежде привести ее к богоугодному житию своими молитвами и благонравием. За этот подвиг Господь смирил сердце его жены, и она пришла к пристойной жизни.
Конечно, это подвиг. Кому-то он по плечу, а кого-то он приведет только в расстройство, и поэтому, бывает, нужно воспользоваться чем-то «лучшим» для себя и не нести труд бессмысленно.
Если ты сам гробил свое здоровье, то почему спрашиваешь: «За что Бог дал мне эту болезнь?»? Если сам залезал в долги и брал непомерные кредиты, не рассчитав собственные возможности, если начинал дело, которое заведомо не мог потянуть, то почему считаешь, что это Бог возложил на тебя такой крест?
Крест самодельный всегда происходит от нашего неразумия, гордого мнения: «да я сейчас горы сверну!», от безрассудного отношения к своим силам, к предпринимаемым делам, к жизни в целом. И такой крест может оказаться непомерно тяжелым, подломить наши силы, здоровье, лишить покоя и внутреннего равновесия.
Крест Христов – те скорби, жизненные испытания, трудности, которые пришли в нашу жизнь по-человечески нежданно-негаданно, но становятся орудием нашего спасения, отрезвления нашей души. Крест Христов мы не выбираем, не можем предугадать. Но удивительно, крест Христов – всегда по нам. Он всегда в точности соответствует нашим силам, возможностям, внутренним ресурсам. Надо лишь учиться его смиренно принять.
Но вот хочется всё же сказать, что в реальной жизни всё очень перепутано и с ходу трудно бывает понять, что наше самовольное, а что Божие промыслительное. Наши жизненные начинания так и будут растворены нашими же заблуждениями, потому что жить идеально у нас не получается. Но скорби, как следствия наших грехов и ошибок, учитываются Промыслом Божиим. Господь попускает пройти через них, значит, из этого тоже извлечь можно пользу, вынести какой-то жизненный урок.
Ты сам себе выбрал вторую половинку, сам выбрал работу, сам согласился на те или иные нагрузки, но останься христианином при этом: не уходи из семьи, ответственно исполняй свои обязанности, не ропщи на сложившиеся обстоятельства, не изводи сам себя. Что можно исправить, исправляй, но вверь свою жизнь в руки Божии.
Главный же вывод такой: сам себе страданий не ищи, но то, что дается, терпи безропотно. И Бог всякого утешения (2 Кор. 1: 3) пребудет с тобою.
Человеческие скорби – результат несовершенства нашего мира
Священник Александр Дьяченко: Нужно помнить, что Бог никого и никогда не искушает. Он есть абсолютное Благо и абсолютная Любовь.
Бог не хочет, чтобы человек страдал, не для этого Он создавал Адама. И ради того, чтобы человек не страдал в вечности, вместо нас добровольно идет на крест.
Скорби, испытываемые человеком, есть результат несовершенства нашего мира, живущего по законам зла. Человек свободен в своем нравственном выборе. От его поступков во многом зависит то, как будет складываться его дальнейшая жизнь.
«Береги честь смолоду», – учили нас предки. Формируй свое будущее сегодня. Не греши в молодости, чтобы потом в течение всей твоей жизни не расплачиваться за неразумное начало. Вино, наркотики, беспорядочные связи на моих глазах выкосили чуть ли не целое поколение, чья юность выпала на «лихие девяностые» и начало двухтысячных. Тогда всем было трудно, но наркотики и блуд были делом добровольным.
От нас не зависит время, которое мы не выбираем, но только от нас зависит выбор законов и правил, по которым мы отправимся по времени нашей жизни.
Внешние нестроения, войны, революции, болезни, доставшиеся нам от родителей, – это крест, который человек несет – и будет нести, хочет он того или нет. И даже при таких обстоятельствах смиренное безропотное несение креста спасительно. Оно формирует человека, укрепляя его веру в Бога, возводит до состояния святости. Таких примеров множество, самые яркие – ветхозаветный невинный страдалец Иов, Матрона Московская, Матрона Анемнясевская.
Знаю человека, который в далекой юности подделал год своего рождения, тем самым избежав мобилизации. Он не попал на фронт. Выучился, достиг высот. Прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Событиями, не всегда праведными. А потом пришла старость и тяжелейшие муки совести. Так устроена наша жизнь. Он избежал скорбей во время войны, но не избежал их после.
Мы если и поступаем время от времени по-христиански, то именно в меру собственной немощи, и наше подражание Христу само по себе зачастую немощно и неубедительно из-за того, что мы больше привыкли угождать плоти, нежели духу, жалеем себя и с трудом отказывается от своих греховных утешений, привычек и пристрастий.
Будем, по крайней мере, честно признаваться себе в этом, надеясь на то, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 19). Но и при этом осознании своей немощи всё-таки будем стараться делать, что можем доброго, ради Христа, следуя Его заповедям, не опуская рук и не унывая, не оставляя надежду на то, что Господь и малый наш труд примет и приходящего к Нему не изгонит вон (ср.: Ин. 6: 37). Можно сказать, что 99 процентов труда в деле нашего спасения Господь берет на Себя, но оставшийся 1 процент мы должны понести и исполнить, с Божией помощью, сами. И без этого малого труда спасение наше невозможно. Труд этот относится не только к физической работе, но и к работе ума и воли, к работе чувств, когда всего себя, целиком мы должны стараться приводить в соответствие с образом жизни христианским. Поле действия – огромно, просто нужно не отмахиваться от тех возможностей, которые предлагает нам жизнь, а точнее сказать – Сам Господь, не отмахиваться от возможностей исполнения заповедей Христовых, делать, что можем, и каяться искренне в том, что не делаем из того, что могли бы. Не оправдываясь и не мечтая о себе ничего высокого. Помня о том, что мы, строго говоря, далеки даже от начатков действительного доброделания.
Подробнее о Крестопоклонной Неделе см. — здесь
См.также:
Просмотров (58)