10 заповедей, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай, были несовершенными. Они удерживали человека от греха, но ещё не взращивали в нём добродетель. В своей Нагорной проповеди Спаситель даровал слушателям новые, более совершенные законы, ведущие нас к богоподобию. Помолимся же сегодня о себе и своих близких, чтобы каждому из нас хватило мудрости для понимания Заповедей Блаженства и твёрдости духа для их воплощения в жизнь!
Заповеди Моисея
Народ эпохи Ветхого Завета был дик и груб нравом. Люди продавали друг друга в рабство, вырезали целые племена, вступали в кровосмесительные связи с ближайшими родственниками. И так поступали не только язычники, но и евреи. Можно даже сказать, что евреи были нравом хуже других. Господь выбрал для воспитания самый грубый и неотесанный из народов, чтобы сделать его самым праведным.
Однако совершенный нравственный закон богоизбранному народу дать было нельзя. Он бы не выдержал его чистоты и величия. Ведь даже пророк Моисей, спустившись с горы Синай с первым комплектом Скрижалей Завета, был вынужден разбить их о скалу, когда увидел, как евреи вместо истинного Бога отлили себе для поклонения золотого тельца. Так что ему пришлось повторно подниматься на Синай к Богу и просить у него ещё одни скрижали.
По сравнению с тогдашней грубостью нрава еврейского народа, даже 10 заповедей, «декалог», стали настоящим нравственным прорывом. Евреям предписывалось чтить истинного Бога, уважать родителей и вообще старших, не убивать, не красть, не разрушать семьи друг друга, не завидовать и не делать некоторых других вещей. Все 10 заповедей Ветхого Завета можно было свести к одной простой формуле: «воздерживайся от греха».
«Прекрасное дело – знать заповеди и тщательно исполнять их; напротив того, стыдно читать и не выполнять, читать много и не делать. Употребим же старание, братия мои, читать с благоразумием и поступать с разумением, потому что Судия наш, требующий отчета и в помышлениях, не оставит без исследования ни одной мысли», – писал преподобный Ефрем Сирин, напоминая христианам, что заповеди Ветхого Завета обязательны и для нас, христиан.
Заповеди Спасителя
Спаситель, придя на Землю и установив Церковь для всего мира, указал:
«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф. 5:17).
То есть Господь не отменил предписания Ветхого Завета, а лишь нравственно и духовно модифицировал их. Не отменив 10 заповедей, в Нагорной проповеди он дал нам более совершенное руководство к духовной жизни в виде 9-ти Заповедей Блаженства.
Если декалог строился на запретах и страхе наказания – «не делай того-то», или же обещании награды – «почитай отца и мать и долголетен будешь», то Заповеди Блаженства обращались к человеческой свободе творить добро и желании быть вместе с Богом – «счастливы поступающие так-то». Если декалог только ограничивал проявление зла в человеческой душе, то Заповеди Блаженства научали человека формировать в себе добродетель.
Заповеди Ветхого Завета Можно уподобить деревянной скульптуре, вытесанной топором, а Заповеди Блаженства – этому же произведению искусства, доработанному стамесками. Или же Ветхий Завет – простой одежде, лишь прикрывающей тело от холода, а Заповеди Блаженства – рубашке с вышивкой, которая кроме утилитарной функции согревания привносит в нашу жизнь ещё и эстетику.
О назначении новых заповедей хорошо сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Чем отличаются заповеди Евангелия от заповедей Моисеева десятисловия? Последние не допускали падшего человека впасть в состояние решительно противоестественное, но и не могли возвести к тому состоянию непорочности, в которой человек был сотворен. Заповеди десятисловия сохраняли в человеке способность к принятию заповедей Евангелия. Заповеди Евангелия возводят в непорочность, превысшую той, в которой мы сотворены: они зиждут христианина в храм Божий».
Pax Christiana
Мы, сегодняшние, родились в «Pax Christiana», «Христианской вселенной». И многие идеи, которые сегодня нам кажутся само собой разумеющимися, были привнесены в нашу жизнь именно с приходом Спасителя. Вспомним, как обстояло дело с местью до горы Синай. За мелкое словесное оскорбление человек мог не то что оскорбить другого человека в ответ, но даже убить его. Более того, мести мог подвергнуться весь род обидчика.
Ветхий Завет произвёл в деле мести первую нравственную революцию. Установил принцип соразмерности ответного вреда – «око за око и зуб за зуб». Вот только выбитый обидчику зуб или глаз никак не приближал обиженного к обретению своих утраченных органов. Понимая это несовершенство декалога, Спаситель производит в подготовленным ветхозаветным законом обществе вторую нравственную революцию.
Господь Иисус Христос в своей проповеди ограничивает человека от любого необдуманного проявления насилия:
«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22).
Исполнение даже заповедей Ветхого Завета – это большой труд, ведь падшая человеческая природа постоянно склоняет нас ко греху. И ещё больший труд – удержавшись от греха научиться любить Бога и из этой любви стараться всячески помогать другим людям. Однако Господь дал нам силы к исполнению Евангелия на практике в виде благодати Таинств. Помолимся же о том, чтобы наше желание добродетели никогда не оскудевало и привело нас к блаженству с Господом!
Продолжая наш разговор о заповедях Ветхого Завета и их усовершенствовании Спасителем в Его Новом Завете с человечеством, сегодня мы вместе рассмотрим смысл каждого из девяти евангельских блаженств. Эти заповеди – величайшее благо для христиан, так как указывают нам путь к совершенству! Поблагодарим сегодня Бога за этот великий дар и помолимся Ему, чтобы нам обрести блаженство в Царствии Небесном!
Блаженны нищие духом
Придя на Землю и создав Церковь, Спаситель не отменил предписания Ветхого Завета, а лишь нравственно и духовно модифицировал их. Вместо 10-ти заповедей Ветхого Завета, в Нагорной проповеди он дал нам более совершенное руководство к духовной жизни в виде 9-ти Заповедей Блаженства. И если декалог только ограничивал проявление зла в человеческой душе, то Заповеди Блаженства научали человека формировать в себе добродетель.
Нищим духом Господь в награду обещает Царствие Небесное. Но что такое «духовная нищета»? Это умение видеть свою греховность, признавать повреждённость человеческой природы, полученную нами в результате грехопадения. То есть умение смиряться перед Богом вследствие своей духовной слабости и просить Его помощи в преодолении своих страстей. Как говорят врачи: «признание болезни – первый шаг к выздоровлению».
Блаженны плачущие
Люди плачут, когда их постигает горе. Но плачут и от радости. А иногда, плачут даже в ярости. Когда Бог говорит, что плачущие утешатся, он имеет в виду вовсе не эти слёзы. Так сказать «слёзы от эмоций». Творец принимает только те наши слёзы, которые проистекают от сердечного сокрушения о совершённых нами грехах, желания исправиться, но бессилия без помощи Божией. «Чистых слёз достигают единицы, а плачут все» – писал об этом игумен Никон (Воробьёв).
Блаженны кроткие
А что же можно сказать о кротости? Почему кроткие наследуют землю? И кто это вообще такие? Мы часто путаем кротость и робость. Робость – это грех бездеятельности. Когда видишь в мире проявление неправды по отношению к ближним или кощунства по отношению к Богу, но молчишь. В то время как кротость – это умение видеть в человеке буйство его страстей и, через это, не обижаться на нанесённые лично нам оскорбления.
Христос не был робким, бичом изгоняя торговцев и меновщиков их Иерусалимского храма или останавливая руку побивающего камнями блудницу. Но при этом проявлял кротость, когда по человеческой слабости фарисеи поносили Его. Он не разрушал свою душу, лелея в ней раздражение на кого-либо. Таковыми надлежит быть и нам.
Блаженны алчущие и жаждущие правды
Все мы слышали народную мудрость: «у каждого своя правда». И это действительно так. Правда человеческая сопряжена с тщеславием, самооправданием и собственными резонами. Иное дело – Правда Божия. «Я есть Путь и Истина, и Жизнь» – говорит о себе Христос. И мы должны желать только общения с Ним. Только в Боге мы получаем ту Правду, которая способна насытить наш духовный голод.
Блаженны милостивые
Преподобный Нил Мироточивый говорил: «Милостивость бывает двух родов: одна – милостивость, выражаемая щедролюбием, другая – утешение словом, которым кто утешает какого-нибудь угнетенного. Если не имеется возможности помочь несчастному, то да утешают утешительным словом». Так что оказывать другому человеку милость мы можем не только материальными ресурсами, но и советом или вниманием.
Именно в последнем, например, больше всего нуждаются жители домов престарелых или детдомовские дети. За нашу милость и Господь помилует нас. Но только в том случае, когда мы оказываем милость по искреннему доброму расположению, а не в ожидании награды от Бога или же славы от людей. Такая милость, притворная и расчётливая, Всевышнему не угодна.
Блаженны чистые сердцем
Чистым сердцем Бог обещает невероятную честь – узреть Его самого. Таковая чистота имеет два уровня – душевный и духовный. Душевная чистота сердца – это когда мы делаем что-то не в расчёте на награду, а просто по доброте, без задних мыслей. Дружим с человеком просто потому, что он нам понравился несмотря на его социальный статус и потенциальную «полезность». Не думаем заранее о других людях плохо.
С духовной чистотой сердца всё сложнее. Она не допускает власти над нами грехов: сребролюбия, славолюбия, гнева, похоти, чревоугодия. Только неискажённое страстями сердечное зрение позволяет нам увидеть Господа.
Блаженны миротворцы
Миротворцы будут наречены сынами Божиими. Кто эти люди? Во-первых, это те, кто старается минимизировать зло в окружающем мире. Научить других людей избегать конфликтов, учитывать интересы друг друга, прощать, договариваться. Это и священники, и дипломаты, и семейные психологи и просто люди, которые как кот Леопольд из советского мультфильма повторяют: «ребята, давайте жить дружно!».
Но миротворцы – это и те, кто стремится обрести внутренний покой в своей душе. Достигнув святости, они распространяют этот ореол внутреннего мира на окружающих и помогают им также достигать богоподобия. Серафим Саровский говорил об этом: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Блаженны изгнанные за правду
Изгнанные за правду, по завету Господа, обретут Царствие Небесное. Но правда в этом случае имеется в виду не людская, а Божия. Когда мы страдаем из-за собственной нетерпимости к недостаткам ближних, из-за обострённого чувства собственной значимости – это не «гонения за правду». А вот когда мы не льстим, болеем душой за порученное нам дело или порядочное отношение к людям и через это теряем работу или подвергаемся иным гонениям, то попадаем в ситуацию, о которой говорил Спаситель.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня
Последнее блаженство по смыслу очень близко к предыдущему. Иногда нам «достаётся» даже не за заступничество в отношении обижаемого человека или честное исполнение своей работы, а прямо-таки за нашу веру во Христа. Сейчас в России такое встретишь редко. Но какие-то 30-40 лет назад за открытое исповедание веры коммунистические правители могли объявить человеку настоящий бойкот. А ещё лет за 30-40 до этого даже физически уничтожить!
Небесный Отец стремится укрепить нас в подобных испытаниях и говорит: «радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах!». Господь не только призвал нас быть совершенными, но и подробно описал все пути в Царствие Небесное. Возблагодарим же Его за эту инструкцию и помолимся, чтобы Заповеди Блаженства навечно записались на скрижалях нашего сердца и сердец дорогих нам людей!
- Заповеди блаженства. Те, кто их исполнил
- Заповеди блаженства. В чем их смысл и отличие от ветхозаветных заповедей
- Евангельские Заповеди
Просмотров (58)