Человек по своей природе двусоставный, поэтому он рождается дважды: телесно и духовно: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3: 6). Без духовного рождения невозможно увидеть Царствия Божия. Но и духовное рождение невозможно без телесного. Поэтому день рождения для христианина – значимое событие. У людей неверующих день рождения сводится к поздравлению, подаркам и застолью. Очевидно, что это нужно. Однако на первом месте должно быть благодарение Богу, даровавшему в этот день бесценный дар жизни.
«Жизнь дана нам именно для приготовления к вечности, и подумать о вечности, остановиться на ней подольше своим размышлением всего естественнее и подручнее в день рождения и в день ангела: в эти дни вы и в церковь ходите – благодарить Подателя жизни за дар жизни, и родных и знакомых своих соберите (кто имеет достаток) – чтобы с друзьями своими возвеселиться. Это дни особенные, нарочитые в вашей жизни; для того и празднуются они, чтобы благодарить Господа Бога за дар бытия, особенно за дар будущей жизни, которую Он приуготовил, чтобы, празднуя в радости с своими родственниками, друзьями, знакомыми день своего рождения или ангела (заметьте, мы празднуем день ангела, то есть день христианской нашей жизни), нам с особым удовольствием вспомнить о жизни будущего века (Символ веры), для которого мы и на свет произошли, и живем на этом свете. Так смотрите же: близки ли вы к своей цели – к Царству Небесному или еще далеки <…> Собрали ли вы запас добрых дел? Каковы ваши вера, надежда и любовь? В день ангела лучше всего подумать об этом, самое удобное время испытать свою веру, надежду и любовь» (Иоанн Кронштадтский, святитель. Творения. Дневник. 1860–1861. М., 2005. Т. 3. С. 189–190).
В этот день можно заказать в храме благодарственный молебен или дома помолиться.
Тропарь, глас 4-й
Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Кондак, глас 3-й
Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.
Слава и ныне:
Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.
Молитва первая
Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.
Молитва вторая
Го́споди, Бо́же, Влады́ка всего́ ми́ра ви́димого и неви́димого. От Твое́й Свято́й во́ли зави́сят все дни и ле́та мое́й жи́зни. Благодарю́ Тебя́, премилосе́рдный О́тче, что Ты дозво́лил мне прожи́ть ещё оди́н год; зна́ю, что по греха́м мои́м я недосто́ин э́той ми́лости, но Ты ока́зываешь мне её по неизречённому человеколю́бию Твоему́. Продли́ и ещё ми́лости Твои́ мне, гре́шному; продо́лжи жи́знь мою́ в доброде́тели, споко́йствии, в здра́вии, в ми́ре со все́ми сро́дниками и согла́сии со все́ми бли́жними. Пода́й мне изоби́лие плодо́в земны́х и всё, что к удовлетворе́нию ну́ждам мои́м потре́бно. Наипа́че* же очи́сти со́весть мою́, укрепи́ меня́ на пути́ спасе́ния, что́бы я, сле́дуя по нему́, по́сле многоле́тней в ми́ре сем жи́зни, прейдя́ в жи́знь ве́чную, удосто́ился быть насле́дником Ца́рства Твоего́ небе́сного. Сам, Го́споди, благослови́ начина́емый мно́ю год и все́ дни жи́зни мое́й.
Ами́нь.
В день именин, кроме благодарения Богу, принято читать молитвы своему святому покровителю, память которого в этот день Церковь празднует. Если молитву найти не удается, то – своими слова.
Самое главное – теплота и искренность. Надо постараться в этот день причаститься Святых Таин.
ПСАЛОМ, КОТОРЫЙ СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ КАЖДОМУ ВЕРУЮЩЕМУ В СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ — Псалом 83-й:
«Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, алтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем, в веки веков восхвалят Тя. Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе; восхождения в сердце своем положи, во юдоль плачевную, в место еже положи, ибо благословение даст законополагаяй. Пойдут от силы в силу: явится Бог богов в Сионе. Господи Боже сил, услыши молитву мою, внуши, Боже Иаковль. Защитниче наш, виждь, Боже, и призри на лице Христа Твоего. Яко лучше день един во дворех Твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих. Яко милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст, Господь не лишит благих, ходящих незлобием. Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на Тя».
Строки данного псалма предположительно принадлежат царю Давиду, а поводом для написания стало его вынужденное бегство из Иерусалима. Великая любовь и благоговение к Творцу звучат из уст псалмопевца. Царь Давид тоскует без привычного уклада жизни и возможности единения с Богом в месте Его особого присутствия – скинии, т. е. Церкви. Псалом напоминает, что верующий не может жить в отрыве от Господа и Его Церкви. Только в Церкви возможно спасение. Псалом, как глубокие воды, наполнен огромной силой любви и благодарности к Богу, переполняющей сердце.
«Как желанны обители Твои, Господи сил!»
«‟Обители” – это основанные святые Божии церкви; к ним-то стремится всякая боголюбивая душа», – писал свт. Афанасий Великий.
Душа жаждет единения с Богом, желает принести свой духовный плод, алчет вкусить спасительное вино, подлинно веселящее сердца верующих. И только в Церкви Твоей, Господи, возможно полное единение с Тобой.
Как эти строки перекликаются со словами Блаженного Августина, обращенные к Живому Богу: «О Жизнь, для которой всё живет: Жизнь, и меня одаряющая жизнью, Жизнь, составляющая и мою жизнь; Жизнь, которою живу и без которой умираю; Жизнь, которою воскресаю и без которой погибаю; Жизнь, которою радуюсь и без которой скорблю; Жизнь живоносная, сладостная, достолюбезная, приснопамятная! Скажи мне: где Ты? Где мне найти Тебя, чтобы не оскудеть в силах своих, но существовать Тобою?»
Тоска о Боге – естественное состояние души. Мы теряем покой, отрываясь от Господа, томимся без общения со своим Творцом, умираем, обрывая связь с Ним. Жизнь возможна только в Боге. Вера в Него освещает путь. Без Бога всё во тьме. Господь – единственный источник жизни, смысл нашего существования, единственная цель, а ни в коем случае не средство. Душа успокаивается, только приближаясь к Богу и доверяя Ему.
Как рады птицы своим гнездам, как хорошо им и спокойно в них. Они отовсюду возвращаются домой. Так же и человеку хорошо в Доме Твоем, Господи! Ты Царь жизни. Каждый день в Твоих руках. Ты Владыка сердца моего. Грущу только о том, что на время вынужден вылетать из Божьего гнезда, что не могу находиться в нем постоянно, быть в единстве с Тобой. Где Ты есть, Господи, и где Церковь Твоя, там и дом мой.
«Блаженны живущие в доме Твоём, во веки веков они восхвалят Тебя. Блажен муж, для которого заступление есть у Тебя, он устроил восхождения в сердце своём, в долине плача, к месту, которое назначил Бог, – ибо благословение даст Законодатель. Пойдут они от силы к силе, явится Бог богов на Сионе»
Блаженны имеющие возможность славить Тебя и служить Тебе в Доме Твоем, Господи. Это величайшее благо. Ты благословляешь приходящих к Тебе, милуешь и утешаешь. Дом Твой – место силы и наивысшая мечта. Изгнанные черпают силы в Тебе, находясь вдали от храма Твоего. Сердечное влечение к храму находит утешение в Тебе. Ты благословляешь и возвращаешь в Дом Божий.
«Господи, Боже сил, услышь молитву мою, внемли, Боже Иакова. Защитник наш, Боже, посмотри и взгляни на лицо помазанника Твоего. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысяч; избрал я лучше быть презренным в доме Божием, нежели обитать в жилищах грешников, ибо милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст: Господь не лишит благ ходящих в беззлобии»
По слову свт. Афанасия Великого, «лучше желаю быть малым и незначительным в числе принадлежащих Церкви, нежели великим в народе грешном. Это имеет приложение к иудеям, отведенным в Вавилон, но удобоприменимо и к нам. Ибо как их научала благодать Духа не пренебрегать тем, что лишены они Божия дома, так и мы вразумляемся этим любить всегда посвященные Богу храмы и желать быть в них».
Верных Своих Господь одарит благодатью и укрепит. Даст всё необходимое тем, кто не пускает зло в свое сердце. Милость милостивым. Убоимся стать прибежищем страхов, любовь – наш флаг и оплот.
Вера в Тебя спасает. Верую, Господи, и вручаю всего себя в руки Твои. Мой путь – единение с Тобой, Господи. Автор уверен, что его заветное желание вернуться «во дворы Господни» исполнится, а сила веры в Бога дает уверенность в получении защиты и утешения, поэтому псалмопевец называет таких людей блаженными, т. е. счастливыми.
СМ.также:
.
Просмотров (460)