На что нужно обратить внимание, когда мы молимся за других людей, рассказали священнослужители:
Андрей Ткачёв — протоиерей, клирик храма святителя Василия Великого, писатель, проповедник, миссионер, телеведущий, блогер.
Как-то мне задали такой вопрос: а не отразятся ли грехи того, за кого ты молишься, на тебе самом, или всё-таки за грешников надо молиться, чтобы Господь простил их?
Действительно, молясь за другого, ты неизбежно вмешиваешься в его жизнь. Поэтому, действительно, можешь понести какую-то тяжесть, коли уж ты решил обратиться к Богу о прощении его грехов. С другой стороны, не за праведников же нам молиться. В наших молитвах нуждаются грешники.
Обе позиции разумны. Разница заключается лишь в нашем желании защититься и в степени решимости помочь другому.
Конечно, нужно думать и о защите, и о своих адекватных способностях. Выше головы не прыгнешь. То есть не нужно брать на себя много. Необходимо рассчитывать свои силы.
С другой стороны, любовь — это жертва, человеку плохо, и значит за него надо молиться. Тоже правильно. Только нужно рассчитать свои силы. А если полез в драку — сил не жалей.
Вторая позиция более подвижническая. Она уязвима лишь в том смысле — сможешь ли ты? Если тебе реально покажут мешки грехов этого человека, то сможешь ли ты понести за него молитвы?
Одному из святых — Парфению Затворнику Киевскому — было показано поле, заросшее жуткими колючками. К нему было страшно подойти, не за что взяться. И ему был голос: «Пропалывай!»
Что это? Это грехи тех, кто просит тебя молиться.
+++
Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» 1-е послание Иоанна 5:16.
Что имел ввиду апостол, когда говорил о грехе к смерти? Что это за грехи к смерти? Тот же Апостол Иоанн Богослов в другом месте говорит, что все мы грешны и если скажем, что греха у нас нет, то мы лжём. Для этого и пришёл Сын Божий, чтобы взять наши грехи на себя. Есть грех по немощи, когда человек побеждается страстью, например, обжорством. Он и сам не хочет так поступать, страдает от этого, но по немощи поступает. Вот это один из грехов не к смерти, мы можем молиться о таком верующем брате.
Или человек не может бросить курить или побеждается гневом, то за таких нужно молиться. А вот если ты знаешь, что человек любит грех и придумал греху оправдание, он не мыслит своей жизни без этого греха и бросать его не хочет, тогда это к смерти. Если тебе твой товарищ говорит, что у него есть любовница, которую он посещает тайно раз в неделю, а ты ему говоришь, что у него красавица жена и двое детей и вообще зачем тебе это надо, это грех, то он скажет тебе, что ничего тут греховного нет, я мужик мне надо. Вот за такого человека уже молиться не надо.
Нет, если ты хочешь, то конечно можешь помолиться, для молитвы нет закона, но в таком состоянии он уже, наверное, не брат тебе. Нам апостольские писания заповедуют не общаться с блудниками. Извергните развращенного из среды вашей. Если он называет себя верующим, а при этом самогон варит и людям продаёт, то надо от него отойти, он грешит к смерти. Или я включаю телевизор, а там тетка говорит, что в созвездии водолея там то-то и те, кто родился тогда, то им сегодня будет плохо, такую околесицу несёт, этот человек согрешает к смерти. Он шарлатанствует и обманывает людей. Зачем я за него буду молиться.
Надо смотреть на отношение человека к греху. Если ты мучаешься от греха и желаешь избавиться от него, ты будешь жить. А если ты любишь грех и придумал ему оправдание, а современный мир таков, что нет греха без оправдания, человеку нужно придумать оправдание, чтобы спокойно грешить, то за такого не нужно молиться. Надо отдать такого на волю Божию, Бог сам разберётся с тем, кого он сотворил, и кто испортил себя сам.
Что же мы делаем, когда мы молимся за другого человека?
Мы, как санитары или медицинские сёстры, принимаем на себя то состояние, в котором находится человек, за которого мы молимся. Мы входим в его богооставленность, в его опустошенность, в его страх и отчаяние. Это означает, что то, что испытывает он, испытываем и мы тоже.
То есть мы бросаемся спасать тонущего человека и погружаемся на глубину, рискуя погибнуть. Если мы плохо плаваем, то мы и его не сможем спасти и сами можем утонуть. Поэтому в этом деле мы должны быть подготовленными лучше, чем он.
Аналогичный процесс происходит с нами, когда мы молимся за другого. Мы входим в то состояние, которое переживается им самим. Поэтому мы должны уметь молиться. У нас вера должна быть крепче, чем у него. Потому что, если наша вера будет такая же, как у него, то, когда мы начнём молиться за него, то впадём в отчаяние, и тогда нужно будет спасать уже нас.
К примеру, если мы молимся за алкоголика, то и с нами может начать происходить нечто подобное. Либо мы тоже начнём испытывать одержимость алкогольного опьянения, либо нам захочется, если не выпить, то непременно чем-то утешиться. Нам вдруг захочется достичь какого-то расслабленного состояния, побольше поспать, побольше поесть, отдохнуть…
Но мы должны это преодолеть, мы должны продолжать молиться, мы должны продолжать нести подвиг.
Сила моей молитвы за другого человека полностью обусловлена состоянием моей души. Не количеством молитв или ещё чем-то, а состоянием моей души. И чем больше я понуждаю себя к исполнению заповедей, чем больше я каюсь, то есть очищаю свою душу, тем действеннее оказываются мои молитвы.
Если же я живу по-прежнему, ни с чем в себе не борюсь, живу, как заведённые часы, то и молитвы мои за другого человека будут бесплодны.
К примеру, ради молитв за своего сына, я воздержусь от чего-либо. Постараюсь не осуждать, не празднословить, не раздражаться по пустякам, постараюсь хоть немножко жить по заповедям. Тогда и молитва моя приобретает гораздо большую действенность. Без понуждения и без борьбы наша молитва пустая, как патрон холостой.
Помните, как ученики не могли беса изгнать, и тогда сказал им Христос:
«Этот род изгоняется молитвой и постом».
То есть трудом. Потому что, когда мы молимся за другого, мы фактически изгоняем беса. Беса страстей, беса страданий.
Если вы, действительно, хотите помолиться за другого человека, пожертвуйте чем-то. Не съешьте лишний кусок, воздержитесь от просмотра фильма, откажитесь от какого-либо развлечения…
Ради любви к этому человеку. Это и называется подвигом.
См.также — Молитва, которая может изменить вашу жизнь
Просмотров (163)