Кто такие бесы? Можно ли заставить их служить с помощью магии? Как святые укрощали бесов? Способен ли обычный человек справиться с нечистой силой?
Мир полон духов злобы поднебесной, так говорит христианская эсхатология. Они идут на запах грехов и пламя страстей, умножают и разжигают их. Дела человеческие редко привлекают на землю ангелов, чаще здесь снуют бесы. Они проникают даже в храмы и монастыри, искушают священство и монашество. Ещё печальнее удел мирян, которые с юных лет становятся игрушками тёмных сил.
Бесы – духи, подчиняющиеся сатане, дьяволу. Это определения Люцифера. Сатан в переводе с иврита означает – противник, а дьявол в переводе с греческого – клеветник. Вожак бесов и сам нередко является в мир смертных, чтобы одолеть какую-нибудь выдающуюся личность, большую, чем обычные миряне.
Слово бес по происхождению индоевропейское и связано с негативными эмоциями, так в сербском языке оно означает «ярость», в словенском «злой дух», в литовском baisà “страх”, baisùs “отвратительный, мерзкий, ужасный”.
Бесы творили зло на земле ещё до пришествия Христа и чувствовали себя уверенно, ибо вокруг процветало язычество, время от времени проникавшее даже в среду избранного народа. Христианство стало духовным оружием против невидимых, но опасных врагов.
Как бесы вредят людям?
Для беса невыносимы добродетели и добрые дела. Это существо способно радоваться, только причиняя вред.
В народном сознании бес порой предстаёт карикатурным и забавным. В сказке «Ночь перед Рождеством» его может высечь обычный кузнец. А в серьёзных произведениях, вспомним «Мастера и Маргариту», Воланд-Сатана кажется благородным аристократом, с которым можно найти общий язык.
Злым духам выгодно вызывать смех или уважение, чтобы привлекать людей. Однако Иоанн Златоуст замечает, что если бы мы видели, как действительно выглядят бесы, то умирали бы от ужаса. Их подлинный вид невыносим для человека.
И эти существа следуют за нами всюду. Ангелы слышат мысли, а бесы слышат слова, поэтому не рекомендуется строить планы вслух.
Замечали ли вы, что если задумали что-то богоугодное, окружающий мир начинает ополчаться на вас? На пустом месте возникают размолвки с ближними, дома начинаются неприятности, постоянно случается то, что вышибает из колеи – то потерялся ключ, то сломался телефон. Можно сказать, что это совпадение, но словно кто-то незримый пытается испортить жизнь человеку и утопить в суете.
Но это ещё мелочи. Людей, подверженных смертным грехам, бесы толкают на преступления и суицид.
Пьяницы – «любимцы» бесов, с которыми они разыгрывают злые шутки. Так одну местную пьянчужку бесы на санях подвезли морозной ночью, приняв облик её земляков. Но путь длился подозрительно долго, и уже замерзая, женщина перекрестилась. Тут же исчезли её попутчики, сани, лошадь. Оказалось, что несчастная сидит на краю проруби, свесив туда ноги. Она едва доползла домой.
Христиане знают, что такое бесовские козни. Но людям, далеким от религии, кажется, что лукавый может оказаться полезным.
Адский «репей»
– Недорого подселю беса-помощника! – Такое объявление можно заметить в эзотерических сообществах. Пока православные христиане призывают ангела-хранителя, доморощенные маги, обычно юные, жаждут иметь беса под рукой.
«Чёрный помощник это дух, который охраняет от невзгод и выручает в трудных ситуациях. Сначала будете видеть его только во сне. Обычно в нашем мире он себя показывает как тёмная тень за левым плечом. Бес делает вас влиятельным и богатым человеком, а сам взамен наслаждается тем, чего он лишён вне плоти – еда, напитки, секс и другие радости тела», так рекламируют рогатого подселенца на магических сайтах. Есть и подробные описания ритуала, где рекомендуется вбивать гвозди в икону. И кто-то так поступает ради гипотетического обретения могущества.
При этом о цели злых духов многие маги имеют представление приблизительное. Беседуют две «ведьмочки»:
– Для чего самому бесу такое сотрудничество?
– Я не знаю, и вряд ли кто-то знает. Слышала, будто после смерти такому бесу служит уже душа колдуна, но я не особо верю в существование души как некой ценности, хотя и спорить не стану.
Доморощенные маги считают, что беса можно «отселить», когда в нём отпадёт надобность. Словно у них хватит сил избавиться от могущественного духа, с помощью которого творили зло несколько лет. Этот адский «репей» не отцепится от колдуна до самой смерти.
Подселившаяся нечисть начинает требовать себе заданий, даже если человек намерен отказаться от магии и жить обычной жизнью. Если маг прекращает взаимодействовать с нечистыми, те начинают издеваться над ним самим, насылая бедствия и кошмары.
В нашем посёлке лет 30 назад жил старый колдун. Он решил отказаться от магии, но приставленные к нему бесы требовали работы. Колдун решал проблему так: каждое утро его сын привозил с реки машину песка и высыпал груду возле скамьи, на которой сидел колдун. Тот пристально смотрел на песок, и его постепенно разносило ветром. Так, что к вечеру вместо кучи песка было пустое место. Колдун пояснял, что таким образом даёт работу бесам, поручая им таскать песок по песчинке обратно на речку. Выходило, что и зла он не творил, и бесы были заняты весь день. Эту историю я слышала в юности от коренного жителя, обычного колхозника, вряд ли способного фантазировать.
Оказавшись в подобной ситуации, многие из любителей эзотерики бегут в церковь и на православные форумы, чтобы спросить: «Как бороться с демонами?»
Вдруг всё в жизни начинает рушиться. В доме полтергейст, самовозгорания. По ночам галлюцинации. А самые дорогие люди начинают болеть и умирать.
Некто Валерий Михайлов пишет на эзотерическом сайте о нескольких случаях, когда колдовство родителей отразилось на детях. Например, старшую дочь за три дня вылечили от опасной болезни. Очень радовались. А вскоре попали в аварию, из-за которой младшая дочь оказалась прикована к инвалидному креслу. Ещё два случая тоже связаны с аварией, причём исход для детей был летальным.
Без помощи Божией невозможно подчинить бесовскую силу. Бес способен сыграть роль помощника, но затем превратит человека в своего заложника, сделает его жизнь невыносимой, доведёт до суицида, умопомешательства или другого трагического исхода.
Доктор Фауст из поэмы Гёте, реальное историческое лицо, по рассказам современников заключил сделку с дьяволом, который поначалу помогал ему, а затем сломал своей жертве шею.
Брань невидимая
В Житиях святых есть немало рассказов о невидимой брани, которая знакома многим монахам. Вряд ли современные любители эзотерики знают случаи, когда бесы издевались даже над затворниками, помышлявшими только о спасении души. Один из известных случаев я ещё в детстве услышала от своей бабушки-церковницы.
Пляска святого Исаакия
Преподобный Исаакий являлся одним из первых монахов Киево-Печерской лавры. Много лет провёл он в тесной холодной пещере, умерщвляя плоть и упражняясь в безмолвной умной молитве.Такая молитва открывала человеку непосредственное общение с Богом. Исаакий поборол все страсти в своей душе, кроме убеждённости, что будет достоин узреть нетварный Фаворский свет. На эту приманку и поймали аскета бесы.
Однажды перед стоявшим на молитве Исаакием явились прекрасные юноши, озарённые нестерпимым сиянием.
– Боже! – Восхитился прельщённый Исаакий. – Наконец Ты удостоил меня своей милости!
Отшельник принял гостей за Христа и ангелов. И не осенив себя крестным знамением, бросился перед ними на колени, отбил земной поклон.
Внезапно юноши преобразились, отвратительными стали их лица, погасло сияние. Со злорадным хохотом пещеру наполнила стая бесов. Они явились с целым набором музыкальных инструментов: сопели (дудки), тимпаны(бубны) и гусли. Грянула музыка и бедного отшельника заставили плясать на потеху нечисти. У старца уже подкашивались ноги, но адская музыка понуждала его двигаться. Бесы оставили Исаакия лишь когда он грянулся без чувств на пол пещеры. Таким его и обнаружили монахи.
Физическое изнеможение могло бы вскоре пройти, но отшельник испытал глубокое душевное потрясение. Он впал в состояние, напоминавшее кому, и два года не мог подняться с ложа.Над ним возносили молитвы, ухаживали за ним и постепенно Исаакий выздоровел. После этого он принял на себя подвиг юродства, сделав вывод, что стал посмешищем бесов из-за своей гордыни.
Несколько лет сносил он насмешки людей, тем временем сражаясь с бесами, которые возобновили свои атаки. Однако теперь святой видел их истинный облик и говорил: «Когда-то вы прельстили меня, приняв образ Иисуса Христа и ангелов, но не достойны вы были такового сана, а теперь являетесь в своем истинном образе, зверином и скотском, и змеями, и разными гадами, какие вы и есть на самом деле».
А вот монах Кунав среди святых не числится, потому что попал в похожую ловушку, но оказался слабее. Преподобный Нил Мироточивый (+1651 г.) записал историю о том, как Кунав поклонился дьяволице, явившейся в образе Богородицы, после чего бесы пообещали ему вознесение на небеса и встречу с Христом, подняли высоко над землей и бросили вниз. Кунав разбился насмерть.
Святой, оседлавший беса
Но чаще святые посрамляли бесов, не совершая роковых ошибок. Архиепископ Новгородский Иоанн подолгу усердно молился. Тем временем бес пытался отвлечь святого всеми способами. Однажды ночью монах, стоявший перед иконами, услышал в рукомойнике шум и плеск воды. Иоанн перекрестил его и вдруг заметил в воде жалкую фигурку беса. Теперь нечистый не мог покинуть рукомойник и был в панике.
– Зачем ты явился сюда? – Вопросил архиепископ.
– Я пришел смутить тебя, думая, что ты устрашишься и перестанешь молиться; но ты заключил меня в этом сосуде и мучаешь. Пусти меня, раб Божий! И я никогда больше не приду к тебе! – Пропищал бес. – “Огнемъ палимъ есть”.
– Что ж, окаянный, я отпущу тебя, если пообещаешь отвезти меня в Иерусалим ко храму Гроба Господня.
Нечистому пришлось смириться и превратиться в коня. Святой Иоанн бесстрашно сел на адское животное, и бес в ту же ночь доставил его на Святую Землю.
Святитель приказал бесу стоять на месте и пошёл ко храму Воскресения. При этом запертые на ночь двери сами собой отворились, а лампады зажглись.
После поклонения святыне, Иоанн вернулся к своему коню и тот доставил его обратно в Новгород. Тут бес обрёл свой истинный облик и стал умолять святого, чтобы тот оставил в тайне факт поездки на нём в Иерусалим. Нечистый счёл это величайшим позором для себя.
– Если поведаешь кому-нибудь, что ездил на мне, я сделаю так, что тебя осудят как блудника. – Пообещал он. Святитель перекрестился и бес исчез.
Иоанн рассказал эту историю другим, дабы убедились в ничтожестве беса перед верой в Господа. И бес начал мстить. Он стал воздействовать на воображение людей, приходящих к святителю Иоанну. Заставлял их видеть в келье архиепископа женские украшения, обувь и даже одежду. Гости смущались. По Новгороду поползли слухи, что этот человек святой жизни на самом деле блудник. Наконец народ не выдержал. Новгородцы, привыкшие всё решать вместе, собрались и толпой повалили к жилищу Иоанна, чтобы узнать правду. Бес возликовал, превратился в девицу и сделал вид, что выбегает из кельи.
Новгородцы возмутились, подняли крик. На шум вышел архиепископ и спросил, в чём дело. Люди начали грубо обличать его и насмехаться. Они решили, что такой пастырь не нужен им.
– Отвезем его на реку, посадим на плот, чтобы он выплыл из города по реке Волхов. – Сказали они.
Иоанн смиренно встал на плот и помолился. Внезапно плот поплыл против течения, поражённые люди сразу сделали вывод, что архиепископ невиновен.
– Прости нас, отец! – Сокрушенно завопили былые насмешники, бежали по берегу и умоляли вернуться святого изгнанника. Бес же, видя, что снова проиграл, «возрыда», как сказано в Житии.
Иоанн простил новгородцев и вернулся в город, где за годы служения построил семь храмов.
Способен ли обычный человек одолеть беса?
Что касается обычных людей, могут ли они одолеть беса, как это получалось у святых? Речь идёт не об одержимости – это отдельная сложная тема, а о страстях и искушениях, которые посылает каждому нечистая сила.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что бесы выкапывают на нашем пути три ямы:
– Во-первых, препятствуют в добрых делах.
– Во-вторых, если мы не отступаемся от добрых дел, стараются обратить их во зло.
– В-третьих, если добрые дела всё же совершаются во благо, стремятся возбудить в нас самолюбование, чтобы мы возгордились своими свершениями.
Это надо учесть и не забывать о смирении, даже побеждая и возвышаясь. Как один смертный грех влечёт за собой остальные, так одна добродетель рождает другую. А добродетели – фундамент христианской крепости.
Человек, даже святой, не способен одолеть бесов без помощи Божией. Но с Богом возможно всё.
Свыше нам дано духовное оружие. Для борьбы с бесами христианство издревле использовало:
– ношение нательного креста;
– крестное знамение;
– молитвы;
– пост;
– покаяние;
– причастие;
– паломничества к святым местам.
Жильё человека освящается, как новопостроенное, так и купленное. В красном углу вешают иконы. Пьют святую воду и кропят ею в комнатах.
Если человек чувствует себя в бесовском обстоянии, то есть в окружении нечисти, штурмующей его душу, прежде всего, помогают молитвы:
– «Да воскреснет Бог».
– Псалмы 90-й и 45-й.
– «Богородица, Дево, радуйся».
– Молитвы к святому Киприану, блаженной Ксении, Архангелу Михаилу, Архангелу Гавриилу, Иоанну Кронштадтскому.
Нередко бесы действуют через подвластных им людей, чтобы отравить нам жизнь. Такие люди могут быть крещёными, но сводят веру к обрядности. Обычно они лицемеры – в кругу друзей это рубаха-парень, а в семье тиран; перед вышестоящим начальством он унижается, а о подчинённых вытирает ноги. Ненависть к окружающим и притворство характерны для забесовленного субъекта.
По моим давним наблюдениям, если за такого недоброжелателя помолиться в храме, сначала последует вспышка гнева с его стороны (реакция бесов), а затем на его голову обрушатся неприятности (кара свыше). Это может быть болезнь, выговор или избиение полицией – всё, что может смирить и укротить. Но прежде, чем убедиться в действенности этого метода, задумайтесь: вы точно правы? Ведь Бог может решить иначе.
Просмотров (24)