Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

О Рождестве Христове упоминают два евангелиста, Матфей и Лука. Но рассказы их поразительно непохожи! У Матфея Младенцу Христу поклоняются волхвы, а у Луки – пастухи… Согласно Луке, через сорок дней после рождения Христа приносят в Иерусалим, а у Матфея Иосиф и Мария вынуждены бежать с Младенцем в Египет сразу после явления волхвов… Не слишком ли много несоответствий? Как же всё было на самом деле?

Согласовать евангельские рассказы о Рождестве Иисуса Христа не так уж и трудно. Матфей и Лука друг другу не противоречат, они просто рассказывают о разных событиях, происходивших в разное время.

Непосредственно о событии Рождества Христова говорит, как легко убедится внимательный читатель, только евангелист Лука. Матфей же – сперва о том, что Рождеству предшествовало, а затем о случившемся некоторое время спустя.

Впрочем, обо всем по порядку.

Что говорит о Рождестве святой евангелист Матфей?

Очень немногое. Рождению Господа у него посвящен всего-навсего один стих: И родила [Мария] Сына Своего первенца, Иосиф же нарек Ему имя: Иисус (Мф 1:25).

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?

Никаких подробностей, связанных с обстоятельствами появления Спасителя на свет, мы в этом Евангелии не отыщем. Зато найдем перечень прародителей Иисуса Христа (Мф 1:1-17) и узнаем, как Иосиф, расстроенный неожиданной для него беременностью Девы Марии, обрученной ему, хотел было тайно отпустить ее, но передумал, получив во сне откровение от Ангела. Иосиф, сын Давидов! – обратился к нему Ангел. – Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:19, 20-21).

Родословие Иисуса Христа в начале Евангелия от Матфея показывает, что Спаситель был такой же, как и Его прародители, человек из плоти и крови, и что происходил Он из рода царя Давида – в котором, согласно пророчествам, и должен был родиться Мессия. А из рассказа о явлении Иосифу Ангела становится ясно, что Христос был не только человек: Сам Бог воплотился и пришел на землю, чтобы спасти созданных Им людей от греха и смерти.

Оба эти фрагмента важные и богословски значимые. Но непосредственно с Рождеством ни тот, ни другой не связаны.

Значит, о самом Рождестве рассказывает только святой Лука?

Да. А Евангелие от Матфея только уточняет некоторые детали его рассказа.

Что же именно сообщает о Рождестве евангелист Лука?

  • Примерное время пришествия в мир Спасителя.

Согласно Луке, Христос родился после того, как вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею (Лк 2:1-2).

Многие историки сомневаются, что такая перепись вообще проводилась. Не осталось, за исключением Евангелия, никаких сведений об общегосударственной переписи населения по указу императора Октавиана Августа (27-23 до Р.Х. – 14 г. по Р.Х.). В отдельно взятой Иудее перепись действительно проводили, но, судя по всему, уже после Рождества Христова. Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, это произошло, когда Квириний начал править римской провинцией Сирия (к которой Иудею как раз тогда и присоединили). То есть примерно через 10 лет после смерти иудейского царя Ирода Великого.

Но Христос, согласно Евангелию от Матфея, родился еще при Ироде! Так кто же ошибся – евангелист Лука или Матфей? А, может быть, Иосиф Флавий?

Русский богослов и историк Церкви Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) считал, что дело тут не в ошибках, а в недосказанностях. Перепись, о которой упоминает Иосиф Флавий, могла быть не первой. Известно, например, что пограничный с Палестиной Египет подсчитывал свое население каждые 14 лет, и Иудея могла действовать так же. А если принять предположение, что Квириний правил Сирией дважды (так можно истолковать один из документов, обнаруженный в XVIII веке), то легко допустить, что перепись могла проводиться и в первое его правление, еще при жизни Ирода. Не случайно евангелист Лука подчеркивает, что имеет в виду именно первую перепись.

Другое объяснение предложил архиепископ Аверкий (Таушев): Август мог издать указ о переписи еще задолго до Рождества Христова – возможно, даже в 27-23 гг. до н.э., когда в его руках только сосредоточилась вся полнота власти в Риме. Но исполнение этого указа в Иудее затянулось, в том числе из-за смерти Ирода: перепись приостановили и довели до конца лишь 10 лет спустя.

Установить время Рождества точнее помогает Евангелие от Матфея (об этом мы еще поговорим). Но какие-то ориентиры дает и Лука.

  • Место, где Христос появился на свет

Евангелист Лука сообщает, что Рождество Христово произошло в Вифлееме, городе Давидовом. Там, в Вифлееме, Деве Марии наступило время родить… и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:6-7).

По преданию, местом Рождества стала пещера (вертеп), но в самом Евангелии этого не говорится: там только сказано, что во временном пристанище святого семейства имелись ясли, то есть кормушка для животных. Может быть, это был даже сарай для скота, который на время переписи, ввиду нехватки мест в гостиницах, был спешно приспособлен для ночлега пришедших из других городов.

Вообще Мария и Иосиф жили в Назарете. Именно там Пречистой Деве явился Архангел Гавриил с вестью о том, что Она обрела благодать у Бога, зачнет во чреве и родит Сына Иисуса, Который наречется Сыном Всевышнего и Царству Его не будет конца (Лк 1:26-33). Но записаться Иосиф и Мария должны были, согласно правилам, в том городе, откуда брал начало их род. То есть в Вифлееме.

Место рождения Господа Иисуса исключительно важно. Ведь все иудеи хорошо знали предсказание пророка Михея о том, что долгожданный Мессия – потомок царя Давида – родится в его родном городе Вифлееме: И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных (Мих 5:2).

Ефрафа – древнее название города Вифлеем. В переводе с древнееврейского значит плодородный. Возможно, так же звали и основателя Вифлеема, жителей которого Библия иногда именует Ефрафянами (Руфь 1:2, 1 Цар 17:12)

Но о том, что Христос действительно родился в Вифлееме, знали, очевидно, только Его Мать и праведный Иосиф обручник. Все прочие считали родиной Господа Иисуса галилейский город Назарет, где Он провел большую часть детства и юность. И это Его мнимое галилейское происхождение многих сбивало с толку. В Евангелии от Иоанна мы видим, например, как смущается будущий апостол Нафанаил, узнав, что Иисус родом из Назарета: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46) А позже первосвященники и фарисеи попытаются убедить Никодима, одного из членов Синедриона (верховного иудейского судилища), что Иисус никак не может быть истинным Мессией: рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк (Ин 7:52).

Но благодаря первым главам Евангелия от Луки (написанным, очевидно, со слов Богородицы) мы точно знаем, где родился Христос. Там, где и было предсказано, – в Вифлееме.

  • Обстоятельства Рождества Спасителя

Они известны благодаря тому же евангелисту Луке:

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи (Лк 2:8-18).

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?
Ангел будит волхвов. Барельеф на капители собора Сен Лазар в Отене.

Первыми, кто узнал о Рождестве Спасителя – причем в высшей степени необычным образом, от Ангелов, – оказались не высокопоставленные вельможи, не старейшины иудейского народа, не книжники и не первосвященники, а самые что ни на есть простые люди, пастухи. И в ближайшие ученики Господь тоже взял людей простых и неученых – рыбаков. Этим простецам, не отягощенным разными богословскими концепциями и соображениями политической целесообразности, оказалось легче принять Господа, увидеть в Нем Сына Божия. Сам Христос воскликнул однажды: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение (Мф 11:25-26).

А как же тогда быть с волхвами, которых привела к Младенцу Христу Вифлеемская звезда?

В самом деле, история о волхвах уже давно и прочно ассоциируется с Рождеством Христовым. Настолько, что сложились даже традиции украшать храмы к Рождеству вертепами с фигурками святого семейства и волхвов, а детям дарить рождественские подарки – так же, как волхвы принесли дары Младенцу Христу…

Но давайте внимательнее перечитаем рассказ о волхвах в Евангелии от Матфея:

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском … Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему (Мф 2:1-5, 7-11).

Обратите внимание: волхвы приходят в Вифлеем, но – не в загон для скота, а в дом…

И другой важный момент: когда Ирод понял, что волхвы не известят его, где находится Младенец, то весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16; выделено автором статьи).

Рассказы о Рождестве в Евангелиях не совпадают! Как все было на самом деле?
Что за время Ирод выведал от волхвов? Очевидно, время появления той чудесной звезды, которая зажглась на небе в момент рождения Спасителя – или, может быть, в преддверии Его рождения. Звезды, увидев которую и разгадав ее значение, волхвы (жившие, как думают многие толкователи Евангелия, в Персии) тронулись в путь. Ясно, что этот путь занял время – возможно, те самые два года. И, значит, от момента Рождества до прихода волхвов в Вифлеем прошло никак не меньше нескольких месяцев, а может быть, и около двух лет!

Скорее, все-таки несколько месяцев. Стих Евангелия от Матфея, с которого начинается история о волхвах, гласит: Когда же Иисус родился в Вифлееме… (Мф 2:1). По-гречески (на языке подлинника) это звучит так: Τοῦ δὲ Ἰησοῦ γεννηθέντος ἐν Βηθλέεμ, буквально: Иисусу родившемуся…, – что, скорее всего, указывает на относительно недавний факт рождения Младенца, возможно, всего лишь за месяц или два до описываемого события. Если бы прошло уже два года, евангелист Матфей наверняка выразился бы иначе: все-таки двухлетний – отнюдь не новорожденный. Так что, очевидно, во время визита волхвов Иисус был нескольких месяцев отроду. И все же визит этот состоялся явно не в день самого Рождества.

Отсюда следует и еще один интересный вывод: родился Спаситель по крайней мере за несколько месяцев до смерти царя Ирода, которую обычно датируют 4 годом до н. э. Да-да, исследователи Библии говорят о том, что наше летоисчисление «от Рождества Христова» не вполне точно. Реально Христос родился не в «первом году нашей эры», а примерно в 5-6 гг. до н. э. Подробно о том, как это выяснили и как верующие к этому факту относятся, мы рассказали в отдельном материале.

И все-таки, почему два рассказа о Рождестве такие разные?

Здесь остается простор для разных версий. Но мы можем предположить, что апостол Матфей, который, скорее всего, писал свое Евангелие первым, хотел выделить прежде всего моменты, особенно значимые для читателей, на которых он ориентировался, – иудеев. Поэтому он сосредоточился не на самом Рождестве, а на происхождении Спасителя от царя Давида; на явлении волхвов, проведавших о рождении Царя Иудейского; и на других подобных вещах.

Лука же, писавший позже и, вероятно, имевший перед глазами Евангелие от Матфея, постарался дополнить его рассказ тем, что слышал от Богородицы.

Так как же развивались рождественские события?

Если сопоставить данные Евангелий от Матфея и Луки с известными сегодня историческими фактами, то вырисовывается примерно следующая картина.

За какое-то время до Рождества – может быть, даже двумя десятилетиями ранее – правитель Рима и будущий император Октавиан Август поручает своим подданным провести перепись населения по всем подконтрольным Риму землям. Примерно в 6 или 5 году до н. э. это поручение добирается и до одной из самых дальних окраин Римской империи – Иудеи, царь которой Ирод сохранял номинальную самостоятельность, но де-факто подчинялся Риму.
Повинуясь указу, иудеи идут записываться – каждый в ту местность, откуда происходит его род. Иосифу и Марии приходится предпринять путешествие из Назарета в Вифлеем. Мария пускается в путь, уже нося под сердцем Ребенка. И Она, и Иосиф знают: это не обычный ребенок, а Сын Божий.

В Вифлееме им не сразу удается отыскать гостиницу. Временным пристанищем для них становится помещение, в обычное время используемое как загон для скота. Именно здесь рождается будущий Мессия и Спаситель. Именно сюда в самую ночь Рождества приходят пастухи, извещенные Ангелами, чтобы поклониться Сыну Человеческому. Вскоре после этого Иосиф и Богородица, очевидно, находят в Вифлееме какое-то более пригодное для человека жилище и перебираются с Младенцем Иисусом туда. В восьмой день над Младенцем совершают, как и полагалось по закону Моисееву, обряд обрезания, а в сороковой Мать и названный отец приносят Его в Иерусалимский храм, чтобы посвятить первенца Богу (Вифлеем находится всего в 10 км от Иерусалима, так что это путешествие не заняло много времени).

В Вифлееме Мария, Иосиф и Младенец Иисус проводят несколько месяцев. Здесь их посещают волхвы и приносят Младенцу дары. Золото – как Царю и Богу. Ладан – как Священнику, который, как и положено священникам, принесет Богу жертву, но Жертву небывалую – Себя Самого. И смирну – специальный ароматный состав для умащения тел усопших; этот дар был предназначен Христу как Человеку, Которому предстоит встретиться со смертью. Поклонившись новорожденному Царю Иудейскому, волхвы уходят. А Иосифу вновь является Ангел и зовет не медля бежать в Египет: царь Ирод намерен убить Младенца, в котором уже видит соперника, стороннего претендента на власть…

В Египте святое семейство остается все время, пока жив Ирод. А после его смерти Иосиф, Мария и маленький Иисус возвращаются в Палестину и селятся в Назарете…

Такой вариант расположения событий, может быть, и не разрешает окончательно всех вопросов. Неясными остаются, например, слова евангелиста Луки о том, что, совершив в Иерусалиме все положенные обряды, Мария, Иосиф и Младенец Иисус возвратились в Галилею, в город свой Назарет (Лк 2:39). Ведь волхвы, пришедшие позже, нашли их по-прежнему в Вифлееме! Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852-1904) предполагал, что евангелист вольно или невольно пропустил тут ряд событий, описанных Матфеем. «После принесения в храм Иисуса, родители Его не сразу пошли в Назарет, а сначала возвратились в Вифлеем и оттуда удалились в Египет, – уточняет Лопухин. – Только после смерти Ирода (Мф 2:19 и сл.) Иосиф и Мария вернулись в Назарет».

Но в любом случае ясно, что рассказы евангелистов Матфея и Луки о Рождестве и связанных с ним событиях не вступают ни в какое противоречие друг с другом. Скорее, они друг друга взаимно дополняют.

Источник

Просмотров (103)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *