Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Когда возникла традиция осенять себя крестным знамением?

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого — к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.  Источник     

Зачем и когда в храме надо креститься во время службы?

Крестное знамение — видимый знак нашей принадлежности к христианской вере. Осеняя себя крестом, христианин свидетельствует, что он верит в искупительный подвиг Христа, Который своей смертью избавил человечество от губительных последствий первородного греха.

История Церкви показывает, что обычай креститься возник в первые века христианства. Некоторые исследователи усматривают его начало в апостольских общинах. Во всяком случае, к последней трети второго столетия христиане уже активно использовали крестное знамение и далеко не только во время богослужения. Раннехристианский апологет Тертуллиан (155/165–220/240) в трактате «О венце воина» пишет об этом как о распространенной и глубоко укоренившейся практике: «при всяком успехе и продвижении вперед, при всяком входе и выходе, когда мы одеваемся и обуваемся, перед купаниями и перед приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением».

Правда, то, как крестились древние христиане, отличалось от того, как это делаем сегодня мы. Анализируя христианские источники первых веков, историки полагают, что долгое время крестное знамение накладывалось на чело, т. е. лобную часть головы. Помимо уже цитируемого выше Тертуллиана, сведения об этом содержатся, например, у святителя Амвросия Медиоланского, блаженного Августина, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви. Такие малые кресты могли наноситься отдельно на грудь, плечи и иные части тела, а также окружающие предметы. Как пишет преподобный Ефрем Сирин, «животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

Интересно, что древние христиане крестились одним пальцем, а не тремя, как делаем это мы. Эволюция перстосложения (в разные времена христиане использовали для крестного знамения один, два или три пальца) была связана с тринитарными и христологическими спорами, и количество пальцев было призвано в разные времена подчеркнуть правильное исповедание веры в Единого Бога, Троицу или существование во Христе двух природ — Божественной и человеческой.

Сегодняшний обычай крестного знамения, когда мы складываем три первых пальца руки вместе, а два последних прижимаем к ладони, одновременно выражают нашу веру в Святую Троицу и две природы Христа.

Со временем сформировался обычай осенять себя крестным знамением в определенные моменты богослужения. Церковный устав подробно прописывает, когда нужно креститься без поклонов, когда с поясными, а когда с земными поклонами.

Так, принято креститься после каждого прошения на ектении, при окончании возгласа священника, во время чтения или пения Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»), трикратного «Аллилуия», когда произносится «Приидите, поклонимся…», и т. д. Также православные христиане традиционно осеняют себя крестным знамением при входе в храм и выходе из него.

Чтобы не вдаваться тут в детальное описание всех богослужебных поводов для того, чтобы перекреститься, можно порекомендовать новоначальным христианам ориентироваться на священника или диакона и, во избежание путаницы, креститься вместе с ними. Со временем же можно более подробно прочитать об этом в церковном уставе или найти выдержки из него на эту тему в Интернете и брошюрках, которые продаются в любом храме.

Источник

Просмотров (74)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *