Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Домашнее обучение

 

Домашнее обучение — тренд последних лет. А после «карантинного года», когда все школьники вынужденно перешли на «уроки по компьютеру», тысячи и тысячи родителей вдруг открыли для себя, что «так, оказывается, было можно!», что ребенку для получения официального образования не обязательно ходить в государственное учебное заведение, не обязательно сидеть на уроках. Он может учиться дома или где-то еще, и это — тоже законно. Но чтобы все было официально и ребенок достиг тех целей в образовании, которые вы ставите, следует знать, как организовать домашнее обучение. В этом материале мы постарались ответить на наиболее популярные вопросы.

Какое бывает домашнее обучение

Прежде всего: домашнее обучение — это полноценная, гибкая форма получения образования, доступная всем.

С точки зрения российского законодательства существуют разные формы получения образования в стенах образовательных учреждений и вне их, под ответственностью семьи. Но тут можно легко запутаться.

Чтобы ответить на вопрос, какое бывает домашнее обучение, уточним понятия. Домашнее обучение — это не какой-то официальный термин, это общее «народное» название всех тех ситуаций, когда за обучение ребенка отвечает не школа, а родители. А вот разновидностей домашнего обучения много.

С одной стороны, домашнее обучение — это не всегда обучение дома. С другой, обучение дома — это не всегда домашнее обучение.

Как так? А так, что ребенок, которого родители перевели на домашнее обучение, может ходить в школу, просто это будет не государственная школа и не учебное учреждение с правом аттестации учащихся, а, например, семейная школа. В то же время ребенок с инвалидностью может получать надомное образование, но это не будет в полном смысле домашним обучением: он может частично посещать уроки в школе, к нему могут приходить школьные педагоги и так далее.

Виды домашнего обучения

Давайте разбираться. По российскому законодательству, на домашнее обучение может перейти любой ребенок.

С юридической точки зрения существуют следующие виды домашнего обучения (т.е. обучение вне обычной школы, с ее обязательным ежедневным посещением уроков, подразделяется на следующие категории):

  • семейное обучение (общепринятый термин – семейное образование; в 10–11 классах — самообразование);
  • заочное обучение;
  • очно-заочное обучение;
  • надомное обучение.

Родитель или опекун имеет право выбирать любую форму образования для своего ребенка. Что собой представляет каждая из них?

Самообразование

Самообразование является продолжением семейного образования. Обязательное образование в России — до 9-го класса. Дальнейшее обучение — по желанию. Если подросток старше 15 лет или имеющий аттестат об окончании 9 классов хочет учиться дальше вне образовательного учреждения, он может перейти на так называемое самообразование и учиться в 10-м и 11-м классе тоже на дому, приходя в школу лишь на аттестацию. После этого ученик может сдать ЕГЭ.

Заочное обучение

Главное отличие этой формы образования: ребенок числится в контингенте учеников школы, но не посещает ее регулярно. Это фактически то же классическое образование: ребенок сдает аттестацию по триместрам/четвертям, учится по школьной программе, просто физически не ходит в школу на уроки. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок с первого класса стал получать заочное обучение, вы все равно записываетесь в обычную школу, только на заочную форму обучения. Важно: в уставе школы должно быть прописано право конкретного учебного заведения такую форму обучения предоставлять.

Есть школы, которые специализируются на организации аттестации для учеников-заочников. У многих из них есть специализированные интернет-платформы — с программой обучения, демо-версиями контрольных работ и т. д. Подробнее от аттестации на заочной форме обучения читайте здесь.

По закону «Об образовании в Российской Федерации» заочная форма возможна в общеобразовательном учреждении. Она предполагает выборочное посещение уроков или контролируемое школой домашнее обучение и сдачу аттестаций. В таком случае при заочном обучении между школой и законным представителем ученика заключается договор на образовательные услуги, школа ведет личную карту учащегося, выдает справку об обучении в соответствующем классе. Справку о прохождении промежуточной аттестации выдают по требованию.

При этом так же, как и на семейном образовании, процесс обучения между аттестациями вы можете организовывать на свое усмотрение. Единственное ограничение: ребенок должен освоить необходимый для аттестация объем знаний по программе в определенный срок.

Очень часто ученики семейных и частных неофициальных школ учатся в «своих» школах, а числятся и аттестуются в школах, предоставляющих возможность заочного обучения.

Как же выбрать?

Заочную форму часто выбирают те родители, которым важен внешний регулярный контроль знаний ребенка. Или по тем или иным причинам важно «числиться» в школе (в личной карточке не указывается, на какой форме учится ребенок).

Семейную же форму выбирают чаще те, кому нужна бóльшая свобода в процессе обучения. Многие альтернативные образовательные программы предполагают другой порядок освоения информации, блочную систему обучения (когда за триместр осваивается 3–4 предмета по годовой программе) и т. п.

Очно-заочное обучение

Это как бы промежуточная форма обучения. Ребенок посещает школу, но ходит не на все уроки, а лишь на избранные. И аттестацию, соответственно, сдает частично очно, частично — заочно. Такой формат нередко выбирают родители детей, имеющих проблемы со здоровьем. Далеко не все школы готовы учить в таком формате. Надо быть готовым к тому, что ваша районная школа может не согласиться на такую форму обучения. Все зависит от того, какие формы значатся в уставе вашей школы. Для того чтобы это выяснить, родителям заранее нужно изучить ее документы.

Надомная форма обучения

Это особая категория обучения на дому — единственная, которую предоставляет, обеспечивает и контролирует государство. Для детей с инвалидностью, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, государство предусмотрело вариант надомного обучения, когда школа направляет учителя к ребенку домой. Правда, юридически закрепленная льгота на деле часто не выполняется — родителям в российских реалиях приходится приложить немало усилий, чтобы добиться надомного обучения не только на бумаге, но и в реальности.

Выбирайте любой вид обучения на дому из перечисленных. Но прежде реально оцените свои силы: достаточно ли у вас ресурсов для того, чтобы контролировать ребенка? Каковы ваши финансовые возможности? Способны ли вы обеспечить домашнее обучение ребенка? Ведь даже если оно кажется бесплатным, расходы все равно будут.

Можно ли вернуться в обычную школу после домашнего обучения?

Может возникнуть ситуация, когда вы попробовали, ребенок попробовал, но через некоторое время всем стало понятно, что силы не рассчитали, что домашнее обучение не ваш вариант. Может быть, изменилась ситуация в семье или у самого ребенка поменялось отношение к предложенной вами форме обучения. Что делать в таком случае?

Ничего страшного — можно вернуться к традиционному школьному образованию. И не обязательно в ту же школу: если есть места в желаемой школе или уверенность, что ребенок поступит туда на конкурсной основе, можно перейти в другую. Если ученик обучался на заочной форме, то никаких дополнительных усилий от вас не потребуется. Если же ученик был на семейной форме обучения и не сдавал промежуточные аттестации на домашнем обучении, перед возвращением в обычную школу ему придется сдать экзамены за предыдущие классы. То есть, например, если ребенок переходит с семейного обучения на традиционное очное в седьмой класс, а промежуточные экзамены на протяжении шести классов не сдавал, ему придется сдать аттестацию по программе до седьмого класса.

Процедура возвращения с семейного образования на очное такая же, как уход с очного на семейное: пишется заявление в департамент образования с просьбой изменения на основе Закона об образовании формы обучения (семейной) на классно-урочную в школе. Заявление подписывается, в районном отделе образования назначают школу, которая проводит аттестацию ученика-«семейника» за отчетный период (четверть, полугодие — в зависимости от возраста), если не было промежуточных аттестаций. Директор школы назначает учителя, который будет при необходимости консультировать, предоставлять демонстрационный вариант КИМ (контрольно-измерительных материалов), заданий по каждому предмету аттестации. Так же директор назначит комиссию по аттестации. После аттестации оформляется протокол за подписью председателя комиссии и директора.

Домашнее обучение бесплатно

Если вы перевели ребенка на домашнее обучение, государству вы ничего не должны. Есть функции, которые государство продолжает — бесплатно! — выполнять в отношении детей, находящихся на домашнем обучении. Например, предоставлять учебники «заочникам» или давать возможность всем ученикам принимать участие в олимпиадах. Вы даже можете найти школу, где аттестацию вашего ребенка проведут бесплатно. Мало того, у родителей и опекунов теоретически есть возможность получать от государства дотации на домашнее обучение. Правда, на практике добиться этого бывает нелегко…

Чего государство вам точно не предоставит, если только ваш ребенок не имеет льготы по инвалидности и не находится официально на надомном обучении, это бесплатных учителей на дом. Их не будет. Впрочем, даже имея юридически закрепленную льготу и все необходимые рекомендации и назначения для надомного обучения по состоянию здоровья, родителям в российских реалиях приходится приложить очень много усилий, чтобы добиться от школы их исполнения. И причина не в чьей-то злой воле, а в объективных обстоятельствах — нехватке учителей, их перегруженности.

Ребенку, который числится на заочном обучении, школа выдает учебники бесплатно. Неважно, что это за школа — частная, дающая заочное образование, или государственная: учебники выдаются бесплатно везде.

На семейном образовании учебники тоже выдаются бесплатно, но только на период прохождения аттестации, когда учащийся временно прикрепляется к школе как экстерн. Пока ребенок готовится сдать аттестацию как экстерн, он пользуется школьными учебниками, которые родители заблаговременно получают в школе. После аттестации выданные учебники сдаются в школьную библиотеку.

Домашнее обучение онлайн

Домашнее обучение для своих детей часто выбирают семьи, которые живут в местах, удаленных от сильных школ с высоким уровнем образования. При этом родители хотят для своего ребенка более достойного обучения. Хорошим выходом для них становятся домашнее обучение онлайн в специализированных онлайн-школы, которые нередко по цене значительно доступнее частных школ. Семьям никуда не приходится переезжать — достаточно наличия дома компьютера и Интернета.

Онлайн-школы нужно отличать от онлайн-платформ для аттестации. Онлайн-платформы для аттестации — это ресурсы, позволяющие ученикам дистанционно готовиться к аттестациям и сдавать эти аттестации. А в онлайн-школах дети полноценно учатся: здесь проводятся уроки, существует расписание и так далее.

Онлайн-школы предлагают разные форматы обучения. Есть более бюджетные школы, которые предоставляют ученикам заранее записанные видеоуроки и домашние задания. Есть школы подороже — здесь организованы небольшие классы и предусмотрено онлайн-общение учеников с учителем. Существует и промежуточный вариант: учителя вживую, онлайн читают лекцию, но общение учеников с учителем происходит только через чат. Аудиовизуального общения не предусмотрено: есть экран, на котором учитель рассказывает, и есть чат. Устно задать вопрос ученик не может. Это позволяет крупным онлайн-школам набирать в онлайн-класс большое количество учеников — до ста человек. При этом оплата обучения невысокая: около 7 тысяч рублей в месяц.

Это промежуточный вариант. Есть дешевле: в школах, где предусмотрены только видеоуроки, ежемесячная цена составляет около 5 тысяч рублей в месяц, а в школах, где ученики непосредственное общаются с учителем через, например, «Скайп», родители платят около 15 тысяч рублей в месяц. Цены приведены на 2021 год.

Онлайн-школы, как правило, предлагают ученикам собственные учебные платформы, которые позволяют показывать в рамках уроков видео, схемы, таблицы и так далее.

Родителям, которые выбирают для своего ребенка онлайн-школу, стоит заранее понять, какой формат больше соответствует потребностям ученика. С одной стороны, онлайн-школы, в которых есть непосредственный контакт с учителем, дают ребенку возможность задать вопрос учителю напрямую, исправить ошибку онлайн, спросить совета, что-то уточнить, с другой — при таком формате ученик строго привязан ко времени. Начало урока фиксировано. Поэтому если вы хотите для ребенка свободный график обучения, возможно, вам больше подойдут записанные видеоуроки: посмотрели — сделали домашнее задание — отправили на проверку.

Как правило, домашнее задание в онлайн-школах состоит из двух частей. Первая тестовая часть проверяется автоматически, вы сразу видите результат. Вторая часть — письменное задание (например, необходимо что-то начертить, написать от руки, нарисовать…), выполнив которое, ученик отправляет реальному учителю скан или фото, учитель проверяет задание и высылает ответ.

Соотношение тестов и письменных работ в домашних заданиях в разных онлайн-школах разное. Опять-таки родителям стоит заранее разузнать подробности, чтобы выбрать онлайн-школу, более подходящую по нагрузке конкретному ребенку.

На практике самый распространенный формат — комбинированный: дети учатся не только в дистанционной школе, но и с родителями, и с репетиторами, и в малых онлайн-группах.

Условия домашнего обучения

Главное условие домашнего обучения — это желание родителей и наличие у них ресурса на обучение ребенка вне государственной образовательной системы. Российское законодательство в этом вопросе очень демократично. Подробнее о видах домашнего обучения можно прочитать здесь.

Семейное и заочное обучение может выбрать любая семья. Очно-заочное обучение возможно только в школах, которые могут обеспечить такую форму. Надомное обучение возможно для детей с определенными проблемами со здоровьем.

Как переводят на домашнее обучение

Как переводят на домашнее обучение зависит от выбранной формы домашнего обучения. Перевод на семейное образование и перевод на заочное обучение — разные задачи и выполняются они по-разному.

Для перехода на семейное образование нужно уведомить о своем выборе и желании органы местного самоуправления, обратиться в региональный Департамент образования. Подать туда заявление самостоятельно или через школьную администрацию. Добиться, чтобы заявление зарегистрировали.

Кому подходит домашнее обучение

Для домашнего обучения формальных ограничений нет. Его выбирают для детей, обучающихся за рубежом, детей, серьезно занимающихся спортом или музыкой, детей, проживающих далеко от «сильных» школ или вынужденных часто переезжать из-за работы родителей. Домашнее обучение для своих детей часто предпочитают замотивированные родители, считающие, что их воспитание и система обучения больше подходят для их ребенка…

Вокруг домашнего обучения всегда много мифов. Например: у «семейников есть проблемы с социализацией и/или с последующим обучением в вузе».

«Домашнее обучение подходит не каждому ребенку» – на самом деле, домашнее обучение подходит или не подходит семье.

К этому же мифу относится, что домашнее обучение подходит только детям с созревшей эмоционально-волевой сферой, то есть умеющим себя организовать (но в реальности детям с НЕ созревшей волей точно также трудно учиться и в школе).

Однако важно не принимать решение о домашнем обучении только из желания избежать каких-то школьных проблем(ребенок не тянет программу, у него проблемы в классе и т. п). Никакая форма образования не решает проблемы сама по себе, она работает только из соображений «зачем». Нужно ответить для себя на вопрос: какие именно цели мы преследуем, меняя форму обучения?

Если ребенок затрудняется освоить программу начальной школы, нужно разбираться с причинами, а сама по себе смена формы образования эту проблему не решить может , зато может спрятать ее от родителей, и драгоценное время будет упущено.

Очень важно понимать, что домашнее (семейное) образование — это образ и ритм жизни семьи, и самый неорганизованный ребенок может при должной поддержке «приручить рутину» — и часто более успешно, чем в школе. Если в силах родителей организовать такую систему.

Существуют и некоторые «внешние» обстоятельства, которые способствуют выбору домашнего обучения:

Домашнее обучение по желанию

Если за ребенка, обучающегося в начальной школе, решение о переводе на домашнее обучение принимают взрослые, то уже к пятому-шестому классу ребенок вполне может сам участвовать в обсуждении формы обучения, пусть и с совещательным голосом. Дети в 12–13 лет сегодня нередко достаточно мотивированные и самостоятельные и способны оценить свои возможности.

В решении о переходе на самообразование после 9-го класса мнение подростка может быть решающим. В какой форме заканчивать 10-й и 11-й классы, по закону определяет уже сам старшеклассник, и родители обязаны учитывать его желание.

Школы для домашнего обучения

Диапазон школ домашнего обучения сегодня широк и многообразен. Семейные школы, частные школы, онлайн-школы, профессиональные школы дополнительного образования… Формы обучения в них тоже разнятся. Например, в некоторых семейных школах дети ходят на занятия каждый день, в других — раз в неделю, а остальное время учатся сами. Есть школы, где дети посещают уроки два дня в неделю, а три дня занятия проходят онлайн. Родители могут выбирать из множества вариантов.

Программы домашнего обучения

На семейном образовании родители могут выбирать для ребенка любую учебную программу, по своему вкусу, а на заочном условия жестче: нужно учитывать, что аттестацию ребенку все равно придется сдавать по классической школьной программе.

Часто программы домашних школ совмещаются с программами традиционных школ. По сути, знания дети получают одни и те же. Темы могут предлагаться в другом порядке, подача может быть другая, домашние задания могут отличаться, но в итоге общий пакет знаний — идентичный школьному.

Хорошо, когда ребенок на семейном обучении учится видеть связи между дисциплинами. Например, тема «великие географические открытия» у него может связываться не только с географией, но и с историей, а тема войны 1812 года — и с историей, и с литературой («Бородино», «Война и мир»…). В школе часто происходит «рассинхрон» по гуманитарным предметам, и общей картины мира у ребенка в голове не остается, а у «семейников» (нечасто, но прецеденты есть) программа выстраивается так, что эта общая картина логично складывается. В итоге образование получается более глубоким, более системным.

Как правило, на семейном образовании родители выбирают детям учебники, которые им больше нравятся и больше подходят. Иногда эти учебники не входят в официальный рейтинг учебных пособий, но у родителей — свои резоны и свое видение процесса обучения. Имеют право, для того и выбрали домашний формат. По сути, большинство российских учебников не сильно расходятся с общепринятой школьной программой. Все они ориентируются на ФГОСы. Но написаны по-разному и задания в них разные.

Родители детей, находящихся на заочном обучении, тоже не обязательно учат детей по выданным в школе учебникам. Они могут ориентироваться на программу: в этом месяце в школе проходят такие-то темы, мы дома тоже будем учить эти темы. А уж по какому учебнику это делать — личный выбор родителей или репетитора, с которым занимается ребенок. Главное, чтобы информация была усвоена.

Как правильно распределить учебную нагрузку для «домашника» в течение дня? Никто лучше родителей не знает особенностей конкретного ребенка. Родители, возможно — вместе с тьютором, вполне способны составить адекватное расписание индивидуальных занятий. Опираться можно на примеры расписания с хорошо сбалансированной нагрузкой, которые публикуют на своих сайтах онлайн-школы. Эти расписания составлены профессиональными педагогами очных школ, на их основе можно составить собственные распорядки. В старших классах дети, как правило, сами учатся структурировать свое время, сбалансированно распределять его между дополнительными занятиями, хобби, увлечениями, подготовкой к вузам, занятиями творчеством. Подросток понимает, что семейная форма обучения дает ему массу возможностей по самостоятельному распределению времени.

Домашнее обучение с 1 по 11 класс:

Тут важно сразу оговориться: для семейного образования как раз характерно отсутствие жесткого деления на классы в педагогических методиках. Семейное образование — это отход от стандартов и переход к индивидуальному пониманию ребенка. Но есть некоторые общие черты домашнего обучения у трех основных этапов: в начальной школе, в средней школе, в старших классах.

Начальная школа — это время, когда в ребенке закладывается эмоциональный интерес к получению знания, то есть «учиться — это клёво и интересно!» Если отстаёт — мы отстаём, если опережает — мы опережаем. Главное — избежать насильственного насаждения знаний. И выделить сильные стороны ребенка. В этой системе координат классы по сути вообще не имеют значения.

А вот в средней школе уже ситуация меняется, но из-за того, что ребенок эмоционально и физически вырос, окреп, он может и хочет понимать себя и менять мир, и тогда включается рациональная сторона познания.

Старшие классы — это уже этап осознанного образования по выбранному направлению, подготовка к экзаменам.

Поэтому приведенные ниже описания — это скорее общие представления о том, что происходит в школе в каждом из классов. На домашнем обучении родители и учителя могут сверяться с этими представлениями, но совершенно не обязательно должны им следовать.

Подробнее — читайте ЗДЕСЬ

Просмотров (15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *