Молиться, безусловно, можно. И логика здесь очень проста. Так, отказывая в отпевании самоубийцам, Церковь преследует две цели. Первая – нет ни малейшей необходимости в том, чтобы совершать очевидно бесполезные действия. Как известно, молясь об усопших, мы просим им «милости Божией, Царства Небесного и оставления грехов». Конечно, крещёный человек может вести как праведную, так и грешную жизнь, но мы никогда до конца не знаем, с чем на душе он уходит в вечность. Иногда покаяние, искреннее, истинное и действенное, выражается одной фразой, словом или даже мыслью. И этого бывает достаточно. Правда, об этом могут никогда не узнать ни окружающие, ни близкие. Да и ладно, Бог-то ведь знает. Хороший пример мы имеем в лице благоразумного разбойника. Человек исключительно грешной жизни, грабитель и, по всей видимости, убийца покаялся в последние часы жизни. И покаяние его осталось незамеченным даже теми, кто находился совсем рядом с местом казни. Недаром ведь только один евангелист Лука передаёт нам диалог разбойника и Господа. В Евангелии же от Матфея мы читаем нечто иное: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:44). И это никакое не противоречие. Когда одни, стоявшие у креста, могли слышать слова, сказанные в покаянии одним разбойником, до слуха других долетали лишь хулы, которые изрыгал второй. Нет сомнений, что последний делал это куда громче первого. Итак, не зная наверняка, с чем тот или иной крещёный человек ушёл в вечность, мы в молитве просим ему максимально возможных благ: милости от Бога, пребывания в Небесном Царстве и прощения грехов.
Но вот о ком мы точно знаем, с чем они ушли, так это о самоубийцах. Простите за банальность, но позволю себе написать несколько совсем очевидных вещей. Первое: пока человек жив, он не безнадёжен. То есть покаяться и исправиться может абсолютно любой. Но только пока он жив. Второе: смерть как бы фиксирует человека в том состоянии, в котором он её встретил. Происходит всё очень просто: в процессе разрушения цельности человеческой природы, который мы называем разлучением души с телом, душа, лишаясь тела, теряет волю. И именно по причине отсутствия последней умерший становится неспособным к покаянию, исправлению или изменению.
Лишение себя жизни – это всегда акт противления Богу. Человек дерзает распоряжаться собственной жизнью и смертью, властью над которыми не обладает и не может обладать. И всё бы ничего, но, доведя грех до конца, он уже не в вилах покаяться, даже если очень захочет. В итоге самоубийца сам фиксирует себя в состоянии богопротивления, предрекая неизменность собственной печальной участи в вечности. Какой же смысл о нём молиться? Что эта молитва ему даст? На что повлияет? Что сможет изменить?.. Вот по этой причине и не молится Церковь о самоубийцах.
Вторая причина также проста до банальности. Отсутствие в Церкви возможности молиться о самоубийцах имеет своего рода воспитательное значение для живых. Пусть они, живые, смотрят на то, что суицидников не отпевают, о них не молятся, их даже, если уж буквально в соответствии с положенным порядком, не хоронят в ограде церковного кладбища.
Однако всё вышесказанное касается только одной категории людей: тех, кто сознательно лишил себя жизни, с намерением сделать именно это.
А теперь зададимся вопросом: алкоголики, наркоманы, зависимые от адреналина, рискующие жизнью ради забавы, экстрима, самоутверждения или просто, чтобы нервы пощекотать, – все они ставят перед собой цель непременно лишить себя жизни? Конечно, не ставят. Умирать они вовсе не собираются, а, возникни реальная опасность, сделают всё, чтобы не пострадать. Конечно, алкоголик убивает себя. Но стремится он не к смерти, а к поддержанию себя в состоянии пьяного угара. Так же и разнообразные экстремалы, любители запредельных скоростей, прогулок по заброшенным высоткам без страховки и езды на крышах поездов. Все они хотят чего угодно, но только не смерти.
Поэтому никого, кроме тех, кто сознательно лишает себя жизни, преследуя исключительно эту цель, к самоубийцам отнести нельзя. И потому лишать права на отпевание и церковную молитву после смерти никого из них мы не можем.
Молитва об исцелении от зависимости св. Вонифатию Милостивому
О, всесвятой Вонифатий, милостивый раб Милосердного Владыки! Услышь прибегающих к Тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в по мощи просящим тебя, так и теперь избавь этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положить в точило и позвать нищих. Затем, взяв новое вино, ты розлил его по каплям во все со суды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось и нищие наполнили свои сосуды. О, святитель Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы бедных и убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, и избавь от пристрастия к нему, предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоуспешно перенести это искушение; возврати их к здоровой, трезвой жизни, направь их на путь труда, вложи в них стремление трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатий, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожь их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, поставь их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевное пристрастие, влекущее за собою отлучение от Небесного Царства, они утвердились в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете безконечного Царства Славы достойно прославляли Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа с Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Всеблагим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь.
- Умер близкий человек, родственники настаивают на застолье с алкоголем. Как правильно помянуть и что делать?
- Доктор богословия: Умершим нужна молитва, а не памятник
- О ХРИСТИАНСКОЙ СМЕРТИ
- ЗАЧЕМ МУЧИТЬ СВЯЩЕННИКА И РОДСТВЕННИКОВ УСОПШИХ, ПРЕВРАЩАЯ ОТПЕВАНИЕ В ФАРС?
- Смерть близкого человека. Чем опасны похоронные суеверия?
Просмотров (47)