Хотелось бы поговорить о правилах причастия больных и умирающих людей на дому или в больницах. Это статья-пожелание, взятая из священнического опыта, призванная помочь родственникам правильно выстроить отношения с больным своим любимым человеком и со священником в духовном плане – прежде всего, в плане участия в Таинствах Покаяния, Елеосвящения, Причастия.
Хотелось бы, чтобы у людей в результате прочтения статьи сложилась целостная ясная картина и в то же время памятка, метод, как правильно поступать в деле призывания священника с Дарами на дом (в больницу).
Есть такое интересное выражение «Сегодня уже поздно». На эту тему рассуждал святитель Феофан Затворник. Он говорил, что желательно не откладывать духовные труды. И то, что должен сделать сегодня, сделай, потому что завтра может не наступить.
Особенно это касается темы причастия тяжелобольных или умирающих людей. Не затягивайте, не откладывайте. Смерть может наступить внезапно, как и для больного человека, так и для здорового.
Здесь, конечно, большим препятствием является расхожее суеверие среди малоцерковных людей о том, что если батюшку призвать, то это к смерти. Значит, больной любимый родственник обязательно умрет.
Некоторые люди пошли еще дальше: у них есть суеверие, что увидеть священника в подряснике – быть беде.
Помню, вышел из храма в подряснике и с крестом, перехожу через дорогу (иду в сельский Дом культуры на детский концерт). Краем глаза вижу подъезжающий автомобиль «жигули». Я перешел через дорогу и дальше двинулся по маршруту, получается, пересек дорогу машине. Через секунду я обернулся и вижу, что «жигуль» остановился. Из него вышла молодая цыганка, наклонилась над дорогой, берет пыль, что-то шепчет и бросает пыль себе через плечо.
«Дожились, – думаю. – Увидеть батюшку – то же, что увидеть черного кота. Перешел через дорогу – значит будет несчастье. Срочно нужно отплевываться да отшептываться».
Если призвать батюшку к больному, то больной умрет – суеверие того же разряда.
Священник носит черный подрясник не потому, что он символ смерти для кого-то, а потому, что черный цвет – цвет отказа от страстей, цвет словно бы отсутствия цвета – цвет бесстрастности. А крест на груди – это символ и орудие нашего спасения. Как в недавнем празднике Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, когда константинопольцы, а вслед за ними и мы износим из алтаря Крест Божий для того, чтобы он изгнал из мира (из храмов, жилищ, улиц, градов да весей) всякую нечистоту и зло.
Точно так же и здесь священник носит на груди крест потому, что это орудие Божие, победившее диавола, грех, смерть. Это орудие, и символ жизни, и ключ, отверзающий для человечества Царствие Небесное.
И если говорить о Таинствах, которые священник преподает тяжело болящему или умирающему (Таинства Исповеди, Елеосвящения Причастия), то они преподаются для очищения человека от греха, призывания Божией благодати, дающей духовное и телесное здравие человеку, и для соединения человека с Богом. Может ли человек умереть после принятия Таинств? Может. Но может и жить. Ему может стать гораздо лучше. Потому что жизнь и смерть в руках Божиих. И только Богу решать, жить человеку или умереть. Это только Его решение, которое Он принимает для пользы человека.
А принятие Святых Таинств – огромнейшая польза для больного или умирающего. В Таинстве Покаяния человеку прощаются Богом его грехи. Он становится чистым, как младенец, становится ангелоподобным. В Таинстве Елеосвящения (Соборования) он получает от Господа благодатную помощь для исцеления от духовных и телесных недугов. В Таинстве Причастия человеку под видом хлеба, вина и воды преподается во оставление грехов и жизнь вечную Тело и Кровь Христовы, самая величайшая святыня мира, святыня христианства, которая максимально соединяет человека с Богом.
Для человека исповедовавшегося, соборовавшегося и причастившегося открыты двери рая, если Господь определил ему умереть. И он получает благодатные силы жить и исцелиться. Если милосердный Бог соизволил продлить ему земное существование.
Призывание священнослужителя с Дарами – это огромная польза для человека. Потому что вместе со священником Сам Господь наш Иисус Христос входит к человеку и спасает его, соединяя его с Собою.
Но для этого нужно поспешить призвать иерея. Почему это еще важно сделать? Потому что надо понять: Господь ищет от нас доброй свободной воли. Т. е. чтобы человек сам захотел бы предать себя в руце Божии. Сам захотел участвовать в Таинствах Церковных. Поэтому очень важно, чтобы он был в сознании во время принятия Таинств. Смог бы осознанно поисповедоваться, принять Тело и Кровь Христову, пособороваться. Чтобы он сам, добровольно, открыл бы себя Господу и впустил бы Бога в себя.
Когда вы призываете к себе священника, то перед этим подготовьте своего близкого, который болеет, к его приезду. Сами потрудитесь узнать, что такое Таинства Исповеди, Причастия, Елеосвящения, объясните, что такое эти Таинства, больному, почему ему нужно участвовать в этих Таинствах, в чем спасительность Таинств. Выясните его личное желание: хочет ли больной сам причаститься. Тут очень важно, чтобы душа человека была настроена для разговора с Богом.
Если причастие происходит в больнице, то тогда вам следует поговорить с персоналом отделения, врачом или медсестрами о том, пропустят ли они священника к больному; о том, как создать максимально удобные условия в конкретных больничных обстоятельствах для Таинства Покаяния, для того, чтобы священник мог расположить чашу с Дарами, разложить плат и пр.
Т. е. нужно понять, что Таинства Церковные – это труд. И потрудиться духовно, интеллектуально, сердечно и физически должны три стороны: и священник, и родственники больного, и сам больной. И тогда Сам Господь наш Иисус Христос, видя, как мы все вместе несем нашего дорогого любимого расслабленного в Небо и опускаем его к ногам Бога, скажет: «Встань. Ты исцелен. Иди». Либо в Царствие Небесное, либо в земную жизнь, которая, в сущности, есть ступенями в Царствие Небесное.И наш великий труд, труд священника, родных, медиков и самого больного увенчается великой радостью: Бог-Спаситель станет посреди нас.
Просмотров (34)