В церковных правилах нигде не говорится о том, что именно платок должен покрывать голову женщины во время богослужения. Поэтому начать следует, прежде всего, с вопроса о том, насколько вообще необходим головной убор для женщины. Святой апостол Павел, говоря о взаимоотношениях мужчины и женщины, указывает, что на голове женщины должен быть покров, как символ ее подчиненности мужу (см.: 1 Кор. 11:3–15). Это значит, что не для всех женщин требуется специальный головной убор при молитве в храме, но только для незамужних. Раньше, кстати, именно так – по головному убору – в храме и определяли, замужняя женщина или нет. И при этом не устанавливается, каким именно он должен быть – покровом, который закрывает всю голову и плечи, или же обычной шляпкой.
В то же время мы понимаем, что в храм приходят для молитвы. Молитва – это не что иное, как общение с Богом. А для Бога неважно, в чем мы приходим в Его дом, для Него важнее – с чем мы туда приходим, с каким сердцем. И если женщина, которая идет на работу мимо храма, вдруг почувствовала сильное желание войти и помолиться, даже если при этом она одета в брюки и не имеет платка на голове, – это не повод, чтобы не пускать ее в храм.
С другой стороны, ношение головного убора женщиной при богослужении является определенной традицией. Святой апостол Павел заповедует, что в Церкви «всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40). Да, мы можем знать о том, что женщина в храме может молиться без головного убора. Но знание, по словам святого апостола Павла, надмевает, и только любовь – назидает (1 Кор. 8:1). Тот же апостол несколько далее замечает: «Берегитесь, чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1 Кор. 8:9). Если женщина идет в храм без головного убора и при этом понимает, что тем самым может вызвать возмущения со стороны более зрелых «ревностных» прихожанок, которые не могут без того, чтобы не сделать кому-нибудь замечание, но при этом все равно делает по-своему, как бы бросая им вызов – это уже не по-христиански. Еще в V веке Блаженный Августин выразил главный принцип христианских взаимоотношений: в главном – единство, во второстепенном – многообразие, а во всем – любовь.
Главное, к чему мы призываемся в Церкви, – это к любви, ее умножению и распространению. Да, мы можем делать многие вещи и это не будет грехом с точки зрения учения Церкви. Но если при этом какой-нибудь наш уверенный поступок послужит соблазном для ближних – тогда это уже не любовь. А значит от таких поступков лучше отказаться.
Таким образом, ответ на поставленный вопрос может быть только один: женщина может приходить в храм в любом головном уборе (и даже без него), но только при одном условии – если ее внешний вид не будет соблазнять других прихожан.
Знаю, что этот вопрос многих удивит. Поскольку в современных храмах можно увидеть на головах женщин и платочки, и капюшоны, и панамки, и шляпы, и береты, и банданы. А некоторым до сих пор приходится напоминать о необходимости покрывать голову. Дескать, тут не до цвета. Однако мы вместе с вами (я тоже!) учимся тому, как правильно, возрождаем забытые традиции церковной жизни. Одна из них — разный цвет головных платков в различные дни православного года.
Напомню вам об истоках традиции покрывать голову женщинам в православных храмах. Она восходит еще к апостольским временам. Однажды апостол Павел решил посетить первую православную общину в Коринфе. В этом городе в то время процветал языческий культ богини любви и красоты Афродиты, жрицы которой вступали в ритуальную интимную связь с мужчинами, желавшими поклониться богине. В знак своего служения Афродите блудницы налысо обривали головы. И даже раскаявшиеся и крестившиеся бывшие жрицы еще долго были с обритыми или очень короткими волосами, поскольку требовалось время, чтобы они выросли. И поэтому в храме на них многие осуждающе косились. Святой апостол Павел, заметив это, предложил всех женщин уравнять: либо всем постричься, либо покрыть головы. «Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». (Кор., Глава 11, ст. 6-8). С тех пор платок на голове женщины в храме означает, с одной стороны, отречение от прежнего греха, а с другой – равенство в служении единому Богу.
Какого цвета и почему должны быть платочки? Мы с вами уже говорили о символике цвета облачений православных священников, который меняется в зависимости от дня церковного годового круга. Этих правил хорошо бы придерживаться и в цветах головного убора прихожанок, когда они приходят в храм.
Белый платочек — цвета просветления, радости и чистоты — надевают в храм в дни великих праздников: Рождество Христово, Сретение Господне, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение. А также на такие Таинства как Венчание и Крещение. На Лазареву субботу можно также надевать платок белого или желтого цвета.
Платок всех оттенков красного, цвета жертвенной крови Спасителя, предназначен для Христовой Пасхи и на все последующие богослужения до праздника Вознесения Господня. Красный головной убор также надевают на службы, посвященные мученикам в память о том, что пролитая за веру кровь явилась свидетельством их пламенной любви к Господу. В платках тёмно-красного, бордового или багряного оттенков идут в церковь в день Великого четверга Великого поста на Страстной неделе.
На Божественной литургии (кроме праздничных дней) уместен платок желтого, золотого или бежевого цвета, символизирующий луч веры и цвет царского венца. Такой платок надевают на богослужения в честь апостолов и пророков, святителей и равноапостольных, а также если в этот день прославлены цари и князья.
В зеленых цветах всех оттенков, символизирующих оживание природы и души, которых коснулась благодать Святого Духа, служат в Вербное воскресенье, в день Святой Троицы и в понедельник Святаго Духа. Дни памяти преподобных, подвижников и блаженных также проходят под этим цветом.
На богослужения в честь Пресвятой Богородицы — Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы, Покров, Введение во храм Пресвятой Богородицы, в день Ризоположения Пресвятой Богородицы и дни памяти икон Пресвятой Богородицы хорошо надеть платок голубого цвета, который означает небесную чистоту Пречистой Девы.
Фиолетовый цвет, в котором соединились красный, синий и черный, символизирует жертвенный подвиг и страдания Спасителя, поэтому платок такого цвета надевают в дни памяти Животворящего Креста Господня, а также на воскресных службах во время Великого поста.
Самый великопостный цвет — черный, цвет траура и скорби. В дни Великого поста также носят платки темно-синего, темно-серого тонов.
Безупречное следование этим неписаным правилам сегодня вряд ли возможно, хотя богослужение оно украсило бы точно. Но для начала было бы замечательно, если бы в гардеробе прихожанки были платки трех цветов: разноцветный или пестрый — для посещения храма в обычные дни, светлый – для праздников и темный – для постных дней.
Просмотров (2582)