Традиция наречения имени имеет давнюю историю. В библейской культуре имя всегда несло в себе особый смысл, служило характеристикой человека, указывало на его определяющее качество, выражало отношение к ребенку родителей, ожидания, которые они связывали со своим чадом.
Так, первый человек, сотворенный из праха земного, получил имя Адам, что и переводится как «земля» или «глина». А его жена, ставшая прародительницей всего человечества, носила имя Ева, то есть «дающая жизнь». Супруга Навала — библейского персонажа, который отличался буйным нравом, свирепостью и недальновидностью — Авигея извиняется за своего мужа перед оскорбленным им царем Давидом, ссылаясь на его имя (Навал буквально означает «безумный»): Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним (1 Цар 25:25).
В Священной истории имена могли заключать в себе и пророчество о будущей миссии новорожденного. В этом случае они давались по прямому указанию Божию. Такими пророческими именами были имя Иоанна Крестителя (благодать Божия, Бог милует) и Самого Спасителя — Иисус (Господь — спасение). В Ветхом Завете встречаются истории, когда Господь вносит изменения в имена, которые становятся символами будущего или прошлого опыта людей. Так, Аврам, избранный родоночальником еврейского народа, получает имя Авраам, что значит «отец множества», а Иаков, во время скитаний в пустыне боровшийся с некоей сущностью, — Израиль, то есть «тот, кто борется с Богом».
Зато есть много противоположных примеров. Ева, понадеявшаяся, что ее первый сын станет обещанным Богом искупителем, назвала его Каин — «приобретение от Бога», а когда у нее родился второй сын и она поняла, что ее надежды не оправдались, дала ребенку имя Авель — «дуновение, ничтожность, нечто скоропреходящее», которое было призвано подчеркнуть ее разочарование. В итоге «приобретение от Бога» вошел в историю как первый убийца, а «ничтожность» оказался праведным, боголюбивым и кротким человеком. Имя Иуда — «хвала Господу», которое часто встречается в Библии, — носили люди самых разных качеств, достоинств, недостатков и пороков. Это и древний патриарх Иуда, родоначальник колена, из которого произошел Спаситель, и прославленный вождь национально-религиозного сопротивления Иуда Маккавей, и апостол Иуда Искариот, благодаря которому имя стало синонимом предательства.
От человека зависит, покроет он свое имя величайшей славой или несмываемым позором. Определяющим фактором выступает тут не значение имени, а решимость следовать воле Божией и исполнять данные Им заповеди или стремление построить свою жизнь вопреки Божественной правде.
В русской религиозной философии большое значение имени придавал священник Павел Флоренский, посвятивший вопросам ономатологии (науки о именах собственных) несколько фундаментальных сочинений. Он полагал, что в именах заложены определенные качества, которые при определенных условиях могут быть усвоены человеком в процессе формирования личности. Однако имя, по его же словам, не предопределяет нашу жизнь, которая находится в руках Божьих. «Имя само по себе не дает хорошего или плохого человека, — писал о. Павел. — Оно — лишь музыкальная форма, по которой можно написать произведение и плохое и хорошее».
Просмотров (19)