Сейчас по всей России памяти этого угодника Божия посвящено около 25 храмов, часовен, тогда как до 1917 г. был всего один придел памяти св. Уара. Ныне же множатся не только храмы: канон мученику можно найти едва не в каждой церковной лавке. И посвящен он молению об усопших, умерших без Крещения.
Уар (или Вар, по латыни – Varus) был военачальником римского императора Диоклетиана, неся службу в одной из Римских провинций, Египте. Тайный христианин, он, видя начавшиеся гонения на Церковь, скрывал свою веру, однако не раз помогал арестованным верующим, навещал их.
Один из таких визитов стал для воина своего рода переломным. Придя к семи христианским проповедникам, которые находились в темнице после пыток, он, как часто делал, подкупив стражей, принес им воды, пищи, омыл раны. Его поразила глубокая вера измученных людей. Уар обратился к ним, прося помолиться о нем самом. Давно желая мученического венца, он боялся не выдержать пыток. Мученики ответили ему словами Евангелия, давно Уару известными, но прозвучавшими как-то по-новому: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32)..
.
А ночью один из семи заключенных, измученный истязаниями, преставился, точно освобождая место для нового подвижника. Воспламенившись верой, Уар не ушел к утру из тюрьмы, но вместе с другими вышел на суд, где объявил о своей вере. Он умер через 5 часов пыток, получив мученический венец.
Поступок воина вызвал особую ярость судей: они не разрешили даже похоронить его тело, бросив псам. Лишь ночью вдовица, жительница Александрии, по имени Клеопатра, взяла мощи, которые ей позже удалось отвезти в Палестину. Здесь, построив церковь св. Уара, она поселилась сама.
Считать, что мученик имеет как бы особую благодать молиться за тех, кто умер вне церковного общения, начали благодаря одному его посмертному чуду. Глубоко любя святого, Клеопатра усердно просила его устроить судьбу своего единственного сына. Мать планировала для него карьеру воина, даже приобрела воинский пояс. Но ночью перед тем, как уезжать на службу, юноша внезапно умер. Ропот матери на любимого ею святого заставил его лично явиться ей с укорами: «О женщина, что ты жалуешься на меня? Ужели я забыл твои услуги, какие ты оказала мне в Египте… Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама просила меня здесь, чтобы я испросил для тебя у Бога то, что Ему угодно и полезно тебе и твоему сыну?».
Именно так выглядят слова святого согласно его «Житию» свт.Димитрия Ростовского.
Однако, церковно-славянский текст их имеет важное отличие. Когда речь идет о родных Клеопатры, о которых молит Бога святой, он говорит следующее: «О жено, или забыл есмь добродетелей твоих, первое умолих Бога о роде твоем, поганом сущем, у них же ты положи мя во гроб, и отпущен быть им грех». «Погаными» (от латинского «pagani») именовали язычников, таким образом, святой вымолил помилование неверующим родным женщины.
Во все времена верующие, читая эти строки жития, обращали внимание, прежде всего, на Промысл Божий, устроивший полезное сыну вдовицы, хотя вопреки ее желанию. А вот на то, что Уар – молитвенник о нехристианах, обратили внимание намного позже, причем именно в нашей стране.
Считается, что произошло это во время Смуты начала XVII в., когда в братоубийственных стычках гибло множество людей, включая не успевших принять Крещение младенцев (некрещенных взрослых тогда практически не было). Судьба этих детей часто заставляла родителей задумываться о том, кого из святых можно попросить об их упокоении. Так вспомнили о строках его «Жития», где упоминается его молитва о некрещеных.И все же еще несколько веков существовал только один храмовый придел, посвященный святому – при Архангельском соборе Кремля. Его выстроили потому, что на память св. Уара пришлось рождение последнего сына царя Ивана IV, Димитрия, позже погибшего от рук убийц, причисленного к лику святых.Совершенно изменилась ситуация с XX в. За годы гонений произошло массовое отпадение от веры некогда православной страны. Поколения людей рождались, умирали, не зная Бога. Да и теперь православные составляют отнюдь не большинство населения. Поэтому для многих верующих встал болезненный вопрос молитвы за умерших некрещенными, даже – за совершивших самоубийство. Все эти люди не могут поминаться церковно, но на келейной молитве все чаще начали обращаться к св. Уару.Любовь людей к своим близким приводит и к возведению храмов мученика. Очень часто они появляются на кладбищах (такие церкви есть в Ивановской, Тверской областях, Новосибирске).А вот храм поселка Вешки (Мытищенский район Московской области) (основан 29 июня 2003 г.) построен Екатериной Акхузиной как молитвенная память о ее отце.Сама Екатерина говорит: «Мой папа был мусульманин, но причем такой мусульманин, что он и не ходил в мечеть, по большому счету был атеистом. И никакие убеждения и доводы к вере его, к сожалению, не привели. Так он и умер. От онкологии, не придя к Богу… ».Так как отец занимался бизнесом и оставил большое наследство, Екатерина решила потратить его на храм. Она утверждает, что по принятии этого решения она, как и ее супруг почувствовали – оно правильное.
— о здоровье детей;
— об исцелении болезней взрослых;
— о подании сил при перенесении скорбей, особенно при утрате близких.
Молитву святому подразделяют на келейную (то есть домашнюю) и церковную. По слову св. отцов, «келия устава не имать», то есть моление возможно как своими словами, так словами канонических молитв, канона. Современные священники советуют обязательно совершать моление о скончавшихся некрещенными келейно, надеясь на милость Божию. Ради молений православных сродников Господь может помиловать усопших.Вместе с тем, еще оптинские старцы советовали соблюдать осторожность при молитве о самоубийцах. Совершивший этот грех предает себя в руки темных сил, так что и молящийся за него может попасть под действие врага. Прп. Лев Оптинский советовал такую краткую молитву: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Что же касается церковной молитвы мученику, то ему служатся молебны, особенно в храмах, ему посвященных. На них возносится моление с просьбой помолиться о умерших без Христа. Однако сами имена усопших не могут поминаться, так как членами Церкви они не были.
Священник Филипп Ильяшенко (Москва) говорит о молитве за умерших в неверии: «Что же мне делать, если мои близкие умерли некрещеными? Мы обращаемся к святым, которые известны как предстатели за умерших некрещеными, потому что молитва к ним будет утешением для нас. Но это не значит, что цель такой молитвы — именно спокойствие нашей совести, а для душ умерших она бессмысленна и бесполезна. Сам факт того, что Церковь сквозь века хранит память о великих святых, предстателях за умерших некрещеными, свидетельствует об обратном».
Тропарь мученику Уару Египетскому, глас 4
Во́инством святы́х страстоте́рпец стра́ждущих зако́нне,/ зря о́нех, показа́л еси́ му́жески кре́пость свою́./ И устреми́вся на страсть во́лею,/ и умре́ти вожделе́ за Христа́,/ И́же прия́л еси́ по́честь побе́ды твоего́ страда́ния, Уа́ре,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Увидев воинство святых страстотерпцев, страдающих подзаконно, ты мужественно проявил свою силу и добровольно устремился на страдания, и пожелал умереть за Христа, приняв награду победы твоего мученичества, Уар, моли о спасении душ наших.
Ин тропарь мученику Уару Египетскому, глас 4
Му́ченик Твой, Го́споди, Уа́р/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Мученик Твой, Господи, Уар в подвиге своём принял нетленный венец от Тебя, Бога нашего, потому что он, имея силу Твою, победил мучителей, сокрушил и демонов бессильные дерзости. По молитвам его спаси души наши.
Кондак мученику Уару Египетскому, глас 4
Христу́ после́дуя, му́чениче Уа́ре,/ Того́ испи́в ча́шу,/ и муче́ния венце́м увязе́ся,/ и со А́нгелы ликовству́еши:// моли́ непреста́нно за ду́ши на́ша.
Перевод: Христу последуя, мученик Уар, Его испив чашу, ты увенчался мученическим венцом и радуешься с Ангелами, моли непрестанно о душах наших.
О, святый мучениче Уаре! Ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною. Приими наше прошение и молитвами твоими от вечных мук свободи нас. Аминь.
О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небесного Царя пред мучителем исповедал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемого от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначального Сияния наслаждаешися: воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, прими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеными (имена), потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосердного Творца во веки веков. Аминь.
Стоит отметить, что в некотором смысле «чин молитвы за самоубийц» у Церкви уже есть. Это молитва мученику Уару, которому, в обход всех правил, молятся и за самоубийц, и за некрещеных. Но следует оговориться — это те молитвы, которые каждый читает строго один, келейно — то есть не общецерковно. И далеко не всех священник благословит читать эти молитвы.
Некоторые эксперты поспешили заявить, что Церковь приспосабливается под современный мир, в котором проблема самоубийства стоит очень остро.
«Это новое решение для РПЦ, — рассуждает в этом духе научный сотрудник центра изучения Восточной Европы Бременского университета Николай Митрохин. — До этого было строгое разделение: если человек покончил жизнь самоубийством — церковь прекращает за него молиться. Церковь осознала, что живет в новом мире. В XIX веке это была редко встречающаяся вещь, а сейчас у России один из самых высоких рейтингов по самоубийствам. Это проблема, касающаяся многих семей, которыми в условиях, когда люди редко посещают церковь, пренебрегать не стоит. На уровне локальных общин священники уже давно пытаются придумать, как приспособить эту проблему к современным реалиям».
Это мнение человека, не очень хорошо понимающего, как ориентируется в нашем мире Церковь. Она не может «осознать», что живет в новом мире, тем более что в смысле грехов мир со времен падения Адама и Евы ничуть не изменился. И не может сделать из этого некую «пиар-акцию», чтобы заманить к себе тех, кто редко ходит в храм. И совершенно неважно, сколько самоубийств происходит — одно или миллион, количество не переходит в качество в смысле церковного отношения к проблеме. Если с собой покончит миллион человек — самоубийство не перестанет быть смертным грехом.
Вряд ли позиция Патриарха изменилась с тех пор в угоду «реалиям». Меняется не отношение Церкви к смертному греху. В решении, которое в итоге было вынесено Священным Синодом, заложено нечто иное, чем «приспособление проблемы к современным реалиям».
На заседании Священного Синода от 27 июля 2011 года было постановлено одобрить «Чин молитвеннаго утешения сродников живот свой самовольне скончавшаго» — то есть молитву для родственников самоубийц. Бывший пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский поясняет: молитва создана для тех случаев, когда отпеть человека все-таки против всех канонов, но хочется дать родственникам церковное утешение и поддержку в их горе. Особо подчеркивается: это не молитва за самоубийцу, это молитва о тех оставшихся в живых, кто умирает от горя и не знает, куда с ним бежать, боится оскорбить Бога своими мольбами и тонет в отчаянии.
«Но не яростию Твоею обличи ны, ниже гневом Твоим накажи ны, Человеколюбче Владыко, ослаби, исцели сердечную скорбь нашу, да победит множество щедрот Твоих грехов наших бездну, и Твоея безчисленныя благости пучина да покрыет горькое слез наших море», — трогательно молит Церковь вместе с родственниками человека, наложившего на себя руки.
Кроме того, сродникам самоубийцы, правда, только по благословению духовника, разрешается наедине молиться словами преподобного Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя».
Но все-таки, молитва — это не только инструмент утешения. Возможно, в какой-то мере это попытка отстраниться от вынесения самоубийце заочного приговора на всю вечность. Слишком часты случаи, когда невозможно определить, насколько «тверд ум и добра память» у того, кто так уходит из жизни.
Конечно, церковные слова о том, что самоубийство — это отречение от Божьей любви, а, следовательно — прямой путь в ад — звучат пугающе. Но только не тогда, когда думаешь о том, как много боли и страха испытывал тот, кто покончил с собой. От какого ужаса он бежал? Да и может ли отвергнуть Божью любовь тот, кто никогда ее толком не знал? И в таком случае — нет ли надежды, что самоубийцы — даже те, кто сознательно полез в петлю — в глазах Божьих будут теми, кто «не ведал, что творил»?
Очень хочется верить, что, всецело осуждая самоубийство здесь, Церковь в ней все же предает окончательный суд Богу, который все-таки лучше знает, что ощущала за секунду до смерти душа самоубийцы. Что, если он все-таки успел покаяться — хоть в самый последний миг?
Просмотров (67)