Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

О причастии детей: «Нет такого закона – чем больше, тем лучше»

 – Сыну – шесть лет. В последнее время сын стал отказываться от причастия. Какую степень свободы я, как мать, должна давать ребенку в этом возрасте?

Отец Андрей:

 – Вопрос выходит на большие просторы, дорогие браться и сестры. 

Дело в том, что нет такого закона: чем больше, тем лучше. Я вот что вижу по мамочкам нашим: сами мамочки причащаются реже, – а детей несут к причастию каждый раз. Наверное, они думают: если мы накормим ребенка Телом Господним больше, то будет лучше. И они думают, что оно его и защитит, и укрепит и т.д. Но на самом деле, это не то. 

Вообще-то причастие направлено на взрослых. 

С причастием произошло то же самое, что произошло с крещением. Потому что крещение изначально обращено к взрослым. Не в том плане, что нельзя было детей крестить. Можно. Но главное, нужно было взрослых крестить. Потому что взрослый может научить ребенка. Привести его к покаянию. Потому он с молитвой и верой заходит в воду крещения и получает новую жизнь. Ребенок тоже получает то же самое, но ничего не понимает. 

То же самое произошло и с причастием. Взрослые должны причащаться. Потому что они понимают, что такое Иисус Христос. И мы принимаем Его Тело и Кровь, чтобы Он был с нами. Чтобы в день Суда нас не сжег этот Вечный Огонь. Чтобы мы уже имели Христа в себе. Чтобы не снаружи только жег нас этот Благодатный Огонь. Чтобы мы обожились до смерти. Чтобы мы до смерти пережили это таинство – с Богом соединения. 

Не после смерти нужно с Богом соединяться. А – до смерти. И это великая вещь, которая почти никому не понятна и о ней почти никто не говорит. 

Нужно соединиться с Богом до смерти. Сознательно. Чтобы смерти не бояться. Чтобы исполнилось слово, что праведник на суд не приходит. Верующий уже судим до смерти, а после смерти уже не судим. Но получилось, что взрослые всего этого не понимают и игнорируют. А к причастию относятся потребительски и функционально. Чтобы не болеть… Чтобы …что-то еще. Да и крестят так же. Чтобы не болел… Чтобы ангела Бог дал… Это все хорошо. Но неправильно. Это – девальвация. Это понижение великих ценностей до сниженных ценностей. Есть ценности – абсолютные и есть ценности – относительные. И мы великое – абсолютное – снижаем до относительного. А это грех. 

Поэтому, я понимаю этих детей. Носят их к причастию постоянно. Как куклу носят. Постоянно! При этом в жизни таких мамаш и папаш, которые уверены, что должны причащать детей своих каждое воскресение, нет ничего такого благодатного. Чтобы они псалмы пели дома, или упражнялись в посте и молитве? Нет такого. И дети наши бедные – они бунтуют от таких обрядоверных пичканий их Святыми Тайнами. 

Есть такой взрослый блуд… Тайное лукавство. Когда взрослый говорит: «Да что сам я? Я сам такой, какой есть, таким и буду. Я старый, толстый, унылый, жадный прелюбодей. Но дети мои должны быть святыми. Давайте причащать их каждое воскресение!»

И мы боремся с этой шизофренией… Пока что безуспешно. Потому что, если взрослые ничего не понимают, зачем детей мучать. Ведь какой ты, такими будут и твои дети. Если ты святой – то и дети твои будут святыми. По крайней мере есть больше вариантов. 

Я всегда об этом говорю и сейчас скажу. Когда в самолете летишь, то стюардесса говорит: «Если самолет разгерметизируется, то при путешествии с ребенком одевай кислородную маску сначала… (кому?) …себе, а потом уже ребенку». А вы поступаете наоборот. Сначала – ребенку. Ничего не получится. Станьте православными сами. Мы просто перекормили святым причастием этих детей бедных. Они просто орут. Им это не нужно. Они не понимают необходимости этого. Они получают огненную благодать. Она там у них внутри действует. Мы их ведем в самую гущу духовной борьбы. Но они не способны к духовной борьбе. Они маленькие еще. Что мы от них хотим? От детей. 

И он на каком-то этапе говорит: «Я больше не хочу!» Я помню такой случай, когда ребенок сказал: «Я больше это мясо есть не буду». Ему: «Да какое мясо? Батюшка тебе сладенького даст. Меду даст». Он – «Нет, я больше мяса есть не буду!» Очевидно, ребенок причастился и понял, что он съел Тело Христово. Как ему это объяснили – не знаю. 

Но вот так было. 

И зачем ты будешь его тянуть туда? У него свои барьерные механизмы есть. Нельзя перекармливать людей. Ничем нельзя. И святыми тайнами тоже нельзя перекармливать. 

Это даже взрослым порой не нужно. У одного душа выдерживает частое причащение. У другого – не выдерживает. Но мы – взрослые и отдаем себе отчет. А дети же отчета себе не отдают. Это какой-то такой стандартный заезженный подход. Появилось целое поколение людей, которые много-много раз причащались в детстве. Но больше ничего не получили. Ни примера, ни науки, ни книжки. Они только получили причастие… причастие… причастие… И когда они выросли, многие сказали: «Все! Я больше не хочу». Я понимаю, что происходит что-то, называющееся несоответствием. Несоответствием между частотой причащения бессмысленного дитяти и образом его жизни. Он вырос до сознательной жизни и сказал: «Все! Хватит!» И мы начинаем ойкать и айкать. 

Он ушел… потому что все сикось-накось. А как правильно? О, это большая наука. 

Правильно – это не так, чтобы ломиться в закрытые двери. А о том, чтобы понять, почувствовать, подумать… Это же вообще тонкие вещи – причастие. Мария Египетская причастилась в жизни два раза. Все. Теперь на Небесах за всех блудников молится. Два раза… А мы уже сто раз причастились. Толку только никакого не видно. Потом, может быть, будет толк. Потом, может быть, мы его увидим. Но пока не видим. В этом проблема. 

Не думайте, поэтому, что чаще – это лучше. Не всегда. Иногда – да. Иногда – нет. 

Вот научить ребенка – молиться. Просто – молиться. Привести его в храм: «Давай помолимся. Стой. Слушай». Ну он постоит, послушает. Потом начинает возиться… Он же ребенок. «Давай выйдем». Вышли. Потом – «Давай еще зайдем. Постоим пять минут». Зашли – постояли пять минут. Вот так – потихоньку – научить его на службе стоять. 

Мамы и папы, я вас умоляю – научите детей на службе стоять. Стоять и слушать. Не бегать и прыгать. А то они гуляют и бегают на улице. Потом к причастию их принесли. Они причастились. Их опять на улицу вынесли. Они опять бегают и прыгают. Это полезно? Я – не знаю. Бог – знает. Но мне кажется, что нужно научить ребенка в храме стоять. А никто этому не учит. Они скачут и бегают. Их нужно выносить из храма, чтобы не мешали никому. И кому это надо? Дисциплины нету нигде. А вот если его научили стоять. И стоит, и что-то он думает в голове. А вдруг у него самая чистая молитва? Вот этому надо учить. 

Ну кто вам сказал, что ребенка нужно причащать каждое воскресение. Я за то, чтобы все взрослые причащались каждое воскресение. Каждое. Кровь с носа. И тогда их дети тоже будут причащаться. Но они будут знать, что они делают. 

А так – пришел – съел – ушел… Ай… Здесь много вопросов остается… 

Протоиерей Андрей Ткачев

См.также:

Просмотров (46)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *