Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

ЛЕСТВИЦА для детей

Творческое пособие под распечатку, или как идея для творчества. Очень актуально, чтобы правильно настроится на пост с мыслью о том, что мы принесем в дар Богомладенцу — свое сердце.
 

Когда мы говорим с детьми о плохих и хороших качествах, то более понятно им, когда те или иные объяснения можно изобразить в наглядной форме.

Поэтому мы рисуем «лестницу»: одну вверх, другую вниз.

Добрые качества и поступки ведут к Богу. Для детей — образно — солнце. Христос — Солнце Истины, Солнце Правды. Она цветная, красочная, чтобы показать, что в сердце, наполненном добрыми делами — расцветают цветы, поют птицы и душа — светлая.  Рисуем светлое сердце, в котором растут цветы и птицы. Также можно сделать голубя, летящего вверх, два крыла которого «звучат» как «пост и молитва».

Вторая лестница ведет вниз, от Бога.
Символически мы изображаем обледеневшее сердце, которое повреждено, показываем засохшие деревья, не приносящие плода и отсутствие солнца. Состояние отдаленности от Бога, которое рождается в нашем сердце, когда оно привыкло делать неправильные дела. Душа от грехов болеет. Это мы и рисуем наглядно с детьми.

Те или иные качества — ступени лестниц — здесь несколько условны. Думается, что их надо составлять с конкретными детьми, исходя из насущных педагогических задач.

У нас озвучена ЛЮБОВЬ — мы проговариваем, в чем она выражается в детском понимании? В помощи ближним, в заботе друг о друге, о родителях, о братьях и сестрах и т.д., в утешении тех, кому грустно, в поддержке тем, кому мы можем оказать. С соответствующими картинками и беседа о том, как и в чем еще проявляется любовь.

ПОСЛУШАНИЕ — для детей это и послушание родителям, и иерархия в отношениях со старшими братьями, сестрами, другими родственниками. Это уважение к учителям и наставникам. Это соблюдение тех правил, которые есть в жизни здесь и сейчас. Начало понятия смирение.

ТЕРПЕНИЕ — умение терпеть какие-то неприятности, болезнь ли это, или неудачу, когда что-то не получается так, как хотелось бы, перетерпеть трудности. Не оставлять недоделанное дело, даже если трудно делать. И уметь терпеть свои собственные недостатки, не унывая, но стараясь изменить их к лучшему.

РАДОСТЬ — проговариваем, чем радость отличается от веселья, и что радость — она может (и должна быть!) даже в очень трудных условиях и обстоятельствах. Для детей этот факт является открытием часто).
Радость — порадовать. Радость — сделать что-то доброе и хорошее — истинная радость.

ВЕРА — как способность доверия к Богу у детей сначала, думается, идет через доверие к родителям. Понимание и уверенность, что то, что родители для детей делают и учат — именно это и полезно и нужно. Это понимание и детям дает основу психофизического здоровья и формирует начало духовных понятий.

Честность, трудолюбие, милосердие, еще можно отдельно выделить скромность, щедрость и другие качества, о которых важно поговорить в конкретное время. Это все то, что дает крылья душе, чтобы она могла подняться по ЛЕСТВИЦЕ к Богу. К состоянию рая, как учит нас святоотеческое писание.

Когда мы говорим о плохих качествах, то, как учат нас мудрые священники, стараемся сделать акцент не на плохом, а на том, что если мы допустим скверные ростки, то они заглушат красивые цветы, отдалят нас от Бога, поэтому надо стараться заполнить душу любовью, тогда плохим качествам и поступкам просто не останется места, чтобы проникнуть в сердце!

Потому что если выращиваем любовь (через помощь ближним! через умение уступить!) — тогда не захочется ни обманывать, ни ссориться с братьями-сестрами, и прочее, а наоборот, захочется сделать еще что-то доброе, чтобы любовь выросла еще больше. Потому что на ней, как на фундаменте — стоит и все остальное.
===============
Карточки для распечатки сверстаны в максимально возможном размере для распечатки на А4. Прикрепленный pdf-файл из 13 листов. Если нет возможности распечатать — возьмите это как идею для творчества, очень просто сделать подобное с детьми в формате аппликации, или с элементами из фетра. Добавив цветочки, птичек, травку и т.д. А главное, очень интересно самих детей спросить сначала про добрые и плохие качества души, как они это понимают, что для них сейчас важно и/или трудно.

Скачать изображения в формате pdf

Задание-занятие для беседы с детьми (старше 7 лет)

Кроссворд, для заполнения ступеней «Лествицы», вопросы которого составлены так, чтобы дети задумывались над сутью тех добродетелей, которые одна из другой вытекают, согласно тому, как их раскрывает книга Иоанна Лествичника. Конечно, это именно изложение, переложение в понятную детям форму некоторых основ этого богословского высокого труда. Просто для беседы на эту тему, взяв не 30, а всего 14 ее ступеней.

1. ВОПРОС: это качество должно лежать в основе всей нашей жизни и всех наших дел. Несоблюдающие его, нарушают 5-ую заповедь. Святые отцы даже говорят что эта добродетель стоит выше поста и молитвы! (ПОСЛУШАНИЕ)

У Иоанна Лествичника послушание стоит 4-ой ступенью из первой группы — «борьба с мирской суетой», включающая в себя и отречение от мирского жития, и беспристрастность, о странничество. Для детей понятна пока только добродетель послушания. Как фундамент, как основа всего остального. И вместе с вниманием к себе — а всегда ли я слушаю и слушаюсь тех, кого должен? (Родителей, учителей, Бога (соблюдение заповедей) — мы приходим с детьми к выводу, что, ой, далеко не всегда! И вот это осознание и ведет к следующей ступени

2. Осознание своих плохих поступков и желание больше их не совершать, но совершать только добрые. Приводит нас к исповеди. (ПОКАЯНИЕ)

(У Иоанна Лествичника это уже следующая группа ступеней, которая называется СКОРБИ на пути к истинному блаженству» — 5-ая ступень покаяние, 6-ая память о смерти, 7-ая плач о грехах. Для детей младшего и среднего возраста мы проговариваем про покаяние, про исповедь.) И именно покаяние должно в нашей душе родить следующую «ступень»

3. Эта добродетель словно делает душу человека «мягкой», в хорошем смысле, когда человек умеет не обижаться и не раздражаться даже если его оскорбляют и обижают. Но в его сердце сохраняется мирный дух и любовь, несмотря ни на что. (КРОТОСТЬ)

4. Добродетель, обратная пустословию. Проистекает из скромности, от понимания, что «от слов своих оправдаемся, от слов своих и осудимся». (МОЛЧАНИЕ)

5. Честность. Отсутствие лжи. (ПРАВДИВОСТЬ)

6. Добродетель, которая особенно должна укрепиться в нас, когда мы стараемся соблюдать пост. Добровольный отказ от чего-либо внешнего и материального, ради того, чтобы принести хоть малую жертву и труд ради Христа. (ВОЗДЕРЖАНИЕ)

7.Готовность поделиться с другими людьми всем, что им может быть полезным. Готовность разделить с другими все, что у тебя есть, даже если бы ты делился и совсем последним. Непривязанность к материальным вещам. Когда мы выше всех вещей ставим человека и любовь к нему. По слову Господа: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (ЩЕДРОСТЬ)

(Эти 4 добродетели входят в «Лествице» в группу ступеней БОРЬБЫ С ПОРОКАМИ поэтому, когда мы свои грехи и плохие поступки осознали, пришли и телом и мыслью к покаянию, дальше человек уже с возраста 7-ми лет должен узнать, что покаяние это не только исповедь сама по себе, но и последующая работа над собой, чтобы удержаться от плохих поступков! 

/КРОТОСТЬ рождает МОЛЧАНИЕ, и это не такое молчание, когда человек из лени или вредности молчит, не отвечая (по ответам детей пишу)), но когда из скромности, из осознания что от слов бывает вред. Отсюда следующая — ПРАВДИВОСТЬ — это в первую очередь про осознание себя, каков ты есть! Не приукрашивая себя в лучшем свете. Но это вовсе не «рубить правду-матку» налево и направо, поучая кого-то, со словами «ну я же правду говорю»)).
От этого идет и ВОЗДЕРЖАНИЕ, и как борьба с чревоугодием, и как борьба с унынием, леностью, и прочими грехами. А по отношению к людям мы должны стать мягче, будучи готовыми поделиться с ними и тем что имеем в плане материальном, и душевным. (Борьба со сребролюбием — для детей обозначаем как ЩЕДРОСТЬ).

Далее идут группы ступеней про преодоление преград в аскетической жизни, про душевный мир, и, как вершина лествицы — вера, надежда, любовь. Обозначаем их наличие, и место в лествице, чтобы понимать нам, что эти добродетели рождаются только на основе предыдущих трудов! Для детей обозначаем не аскетическими терминами, но, скажем так, приближенными к сути.. (ниже памятка)

8. Отсутствие уныния и лени дает эту добродетель.
Готовность помочь другим не ради выгоды, а от любви — дает в сердце эту добродетель.Благодарность Богу за все, что мы имеем рождает эту добродетель.
Она заповедана нам в Евангелии, как необходимое и постоянное качество нашей души! (РАДОСТЬ)

9. Добродетель, обратная лености. Занятость полезным и нужным делом. Старательное исполнение и своих обязанностей, а также готовность помочь ближним во всех их делах, где мы можем чем-то быть полезными. (ТРУДОЛЮБИЕ)

10. Добродетель, которая приобретается при перенесении различных трудностей, болезней, при осознании наших недостатков, при осознании того, что у нас не получается, но мы должны не впадать в уныние, а помолившись, стараться все равно сделать то, что необходимо. (ТЕРПЕНИЕ)

11. Высокая добродетель, без которой невозможно наше спасение. И очень простая. Это умение осознавать себя настоящего. Видеть свои плохие качества, понимать свою меру. Уметь видеть во всех других людях такое хорошее, чего нет у нас. Но не унывать, а радоваться и благодарить Бога, что Он любит нас всех! И старание всегда и во всем исполнить волю Божию. Поступить не так, как мы хотели бы, а так, как нас учит Господь в заповедях. Почитание родителей, учителей, любовь к своим друзьям — все это вытекает из этой добродетели. (СМИРЕНИЕ)

12. Предстояние перед Богом. Разговор с Ним. Желание душой предстоять перед Господом, когда и тело и ум мы ставим собранными перед иконами дома или в храме. (МОЛИТВА)

13. Доверие к Богу. Не просто знание о том, что Бог есть, но знание и уверенность в том, что Бог своим Промыслом так руководит всей нашей жизнью и всем миром, что мы должны только с радостью и спокойствием принимать все обстоятельства нашей жизни. (ВЕРА)

14. Вершина добродетелей по книге «Лествицы». Всей своей жизнью мы должны стремиться к тому, чтобы в нас поселилась эта добродетель. И все предшествующие «ступени» лествицы, все соблюдение заповедей учит и ведет нас именно к ней! Эта добродетель великая. Она «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. И никогда не перестает.» (ЛЮБОВЬ)
===========
Для детей вот это все с нашими пояснениями должно стать нужным моментом к размышлению над этими добродетелями. Порассуждать, подумать, осмыслить, как и что в нашей жизни нам мешает в том или ином добром? И составить лествицу, отгадав предложенный кроссворд. Задания ниже (скачивайте pdf-файл).

=========
А вот применимо к ТЕМЕ ДЕТСКОЙ ИСПОВЕДИ к теме добродетелей и грехов, хочется поднять такую тему: последнее время наблюдается некая волна в «православном творчестве», когда мы радостно и восторженно культивируем вовсе не православную практику .. любования добродетелями!

Разнообразные «деревья добрых дел», гирлянды, корзины, планеры и списки с галочками, чего только не встретишь))). И все из благих побуждений! Но потом дети приходят на исповедь.. и рассказывают про свои добрые дела)) и вовсе не знают, в чем им исповедоваться?

А мы то обязаны детей научить основам православного духа! А не записыванию «добрых дел». Делая и обозначая в творческих работах так или иначе добродетели, мы показываем сами себе ориентир, к чему мы должны стремиться, над чем должны трудится! Но мы не ставим себе «галочку», что мы сделали, осуществили, обрели! Иначе тщетен весь наш труд, если мы детей с малых лет научим фарисейству.

Поэтому мы с детьми (и моими, и в воскресной школе), начали такую тему: делая лествицу добродетелей, мы рядом приделываем кармашек, такой серо-унылый..

И в этот кармашек, детям задание, на внимательность к своей душе, каждый день, каждый раз, когда тебе старшие (учителя, родители ли) говорят, что ты неправильно себя ведешь, или в чем-то укоряют тебя, или мама просит что-то сделать, а ты ленишься, или говоришь неправду.. И вот каждый раз, когда что-то такое в твоей душе, в твоих поступках рождается — ты запиши кратко на бумажку, и положи в этот кармашек. И вот в конце недели достанешь записочки эти и сразу будет понятно, в чем надо исповедоваться! Для того, чтобы добродетели смогли мы как-то приобрести, сперва надо из души выгнать грехи, которые не дают места добродетелям.

Конечно, дети что-то забудут, что-то пропустят. Но сама мысль и память о том, что все плохое надо записать и сказать — оно уже будет учить детей началу трезвения и внимания к себе.

«Не записывай своих добрых дел: если запишешь, написанное быстро сотрется; если забудешь, они будут записаны в вечности.» Святитель Николай Сербский.

Ещё сказка «Морозко», к слову, вспоминается). Советская экранизация. Режиссёр Александр Роу очень талантливо раскрыл эту тему, когда мы задумываемся над эпизодом с Иваном-медведем, который ходил и рычал » Какое мне доброе дело сделать??! «.. Но, не получалось доброго.. А вообще когда сокрушился (покаялся считай), что обидел он людей-то, и перестал думать про «добрые дела» то оно само и пошло..

Так и мы, когда мы осмысляем плохое в своей душе, и стараемся исправить это с Божьей помощью (!) тогда приходит доброе. Но это доброе не наша заслуга и фиксировать и даже озвучивать эту тему мы не должны. И вот этому мы обязаны научить наших детей. Помоги нам, Господи!

Автор Вероника Пузова
☼ ДОСУГ ПРАВОСЛАВНЫХ ДЕТЕЙ. ☼

Скачать изображения в формате pdf

См. также: 

Просмотров (2078)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *