Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Кара Божия за вскрытие мощей Серафима Саровского

Мы являемся свидетелями того, с каким торжеством ежегодно церковно празднуется столь радостное событие; мы видели, как второе обретение святых мощей обсуждалось и в печати, и на телевидении, и на разного рода конференциях. Это большая пасхальная радость не забывается до сих пор всеми, ее пережившими. 

Водворение святых мощей в Дивееве в 1991 г. произошло в день прославления преподобного Серафима Саровского, 1 августа. Поэтому, когда речь заходит о втором обретении его мощей, всегда вспоминаются торжества 1903 г., когда в Сарове также «среди лета пели Пасху».

ГОДЫ ГОНЕНИЙ

Вскоре после октябрьского переворота 1917 г. большевиками была начата кощунственная кампания по вскрытию, изъятию и ликвидации мощей святых угодников Божиих. Она являлась частью масштабного плана советской власти по ослаблению и дискредитации Русской Православной Церкви. По официальным сведениям, опубликованным в журнале «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 гг. было произведено 63 публичных вскрытия мощей. 

30 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром Народного комиссариата юстиции (НКЮ) от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи. Впрочем, как и многие подобные идеологические кампании, эти мероприятия прекращались в связи с изменениями в партийной политике. В 1920–1921 гг. крестьяне ответили на политику «военного коммунизма» жесточайшим вооруженным сопротивлением, что вынудило сменить векторы идеологической работы. В итоге, к 1922 г. публичные вскрытия мощей почти прекратились.

 ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО

Однако, еще на первой волне антирелигиозной кампании, 17 декабря 1920 г. в монастыре под Арзамасом были вскрыты мощи преподобного Серафима Саровского. В составленном при этом действии акте очень подробно описывались как сами мощи, так и то, во что они были облачены и на чем покоились. Приведем только некоторые строки, показывающие дореволюционное убранство раки с мощами… 

На гробнице имелась надпись о ее сооружении царской семьей: «в лето от Рождества Христова 1903 года месяца июля 19 день», а также рельефное изображение херувима. На руках преподобного – поручи из золотой парчи, они были покрыты шелковой белой материей с надписью: «Преподобный отче Серафиме». Мощи были покрыты золотой парчовой епитрахилью. На обуви кресты из парчи с большими аметистами, окруженными жемчугом.

 КАРА ГОСПОДНЯ ЗА ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

После вскрытия мощей Поволжье настигло страшная засуха и голод, что многие связывали со святотатством над мощами преподобного Серафима Саровского. Параллельно с этим началась кампания по изъятию церковных ценностей, и в 1922 г. «для голодающих Поволжья» из раки преподобного были взяты жемчуг и аметисты. Известно, что игумения Серафимо-Дивеевского монастыря Александра (Траковская) говорила об этом местным властям и неоднократно просила, чтобы святые мощи вновь были облачены. 16 июня 1921 г. 122 домохозяина деревни Починок Темниковского уезда возбудили ходатайство о возвращении на мощи облачений, просили «привести их в такое состояние, в каком оне находились до осмотра их».

Осмотр честных мощей прп. Серафима происходил таким образом, что духовенство никак не могло повлиять на формулировки составляемого акта. Сами протокол и акт писались не в момент действия, а на квартире коменданта, без участия духовных лиц, и зачитывались очень ограниченному кругу членов комиссии у раки преподобного. На вопросы, как поступят с мощами, также не давалось ответа.

После того как 16 августа 1921 г. святые мощи вновь облачили, крышка раки была заперта на внутренний замок. Совершилось так называемое «закрытие мощей», а засуха в Поволжье вскоре прекратилась. Далее мы увидим, какое значение для работы церковной комиссии после обретения мощей в 1991 г. представлял акт, составленный при «закрытии мощей»…

 ВТОРОЕ ВСКРЫТИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО

Новое активное наступление на чувства верующих советская власть начала через шесть лет, с объявлением коллективизации и началом репрессий по отношению к крестьянству. Комиссия, назначенная ОГПУ, совершила повторное вскрытие мощей преподобного Серафима в Саровском храме Живоносного Источника в 1927 г. Гроб-колоду, в котором 70 лет лежал в земле батюшка Серафим, и кипарисовый гроб, в котором покоились его святые мощи, сожгли около Успенского собора. Мощи же, как они были облачены в мантию и одежды, вложили в просфорный ящик. Затем они были закрыты и увезены «в неизвестном направлении».

Впрочем, слух о том, что мощи преподобного из Сарова вывезут, распространился еще в 1926 г., потому что по сравнению с несколькими предыдущими годами число паломников резко увеличилось. В этом году на праздник 1 августа в Саров собралось до 10 тысяч человек. В течение лета 1926 г. в пустыни побывало до 30 епископов.

По распространенному преданию, мощи прп. Серафима были отвезены властями в Донской монастырь в Москве. Там в конце 1920-х гг. происходило создание центрального антирелигиозного музея. Вот в этот-то музей и попали, вероятно, мощи прп. Серафима, хотя современные исследователи, подробно занимавшиеся Донским монастырем в советское время, никаких документальных сведений об этом не нашли. Музей религиозного искусства был открыт только 20 декабря 1929 г., когда была окончательно ликвидирована община монастыря (хотя в советской прессе назывался 1927 г. и более ранние годы). Просуществовал он до 1934 г.

Православным людям было известно предсказание самого преподобного Серафима о том, что его мощи будут найдены, а затем в годину гонений за христианскую веру снова будут утрачены. Так в точности и произошло. Как говорил Святейший Патриарх Алексий II: «Православным людям было трудно, невозможно свыкнуться с мыслью об утрате его святых мощей. Наверное, поэтому существовали различные предположения о том, что мощи где-то спрятаны»

ОБНАРУЖЕНИЕ СВЯТЫХ МОЩЕЙ ПРП.СЕРАФИМА И ИХ ПЕРЕНОС В ДИВЕЕВО

Примерное местонахождение святых мощей прп. Серафима стало известно, можно сказать, только перед самым их обретением – в Казанском соборе Ленинграда, в музее истории религии и атеизма. Они не значились в описях, и когда Церкви передавались мощи Соловецких чудотворцев, находившиеся в музее, директор официально сообщил, что в его фондах нет других мощей. Но спустя некоторое время в ходе инвентаризации, проводившейся в связи с решением о возвращении верующим Казанского собора и выездом из него музея, святые мощи были обнаружены сотрудником музея.

Святейший Патриарх Алексий II рассказывал: «Как только мощи преподобного Серафима были обретены, стало ясно, что нужно переносить их в Дивеево. Сам преподобный незадолго до своей кончины в беседах с Н.А.Мотовиловым говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве». Успенский собор в Сарове, в котором прежде лежали мощи прп. Серафима, был взорван в начале 1950-х гг., а сам город стал секретным центром атомных исследований («Арзамас-16»), с ограниченным правом доступа посторонних лиц. 1 августа 1991 г., в день памяти прп. Серафима Саровского, его св. мощи были возвращены в Дивеевский монастырь. При встрече была возожжена свеча батюшки Серафима, которую он перед своей кончиной передал Прасковье Семеновне Мелюковой. В последние годы свеча бережно хранилась у единственной оставшейся в живых дивеевской сестры – схимонахини Маргариты (Лахтионовой). Сохранилось до этого знаменательного часа и немного ладана из запасов батюшки. Святейший Патриарх Алексий II служил с ним первый молебен на площади перед Троицким собором Дивеевского монастыря.

Источник: Глобус митрополии

См.также:

Просмотров (30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *