Действительно, часто святые, взирающие с дивных старинных икон на нас, кажутся очень далекими – отдаленными от нас границей между грешной землей (где мы) и Царством Небесным (где они) или тысячами лет. Часто они нам кажутся почти сказочными мифологическими персонажами или недосягаемым идеалом, которого нам никогда-никогда не достичь.
Но это были такие же люди, как и мы: из плоти и крови. Они болели и грустили, радовались и веселились, страдали и плакали, скорбели и боролись. Они ничем не отличались от нас. Господь им дал такое же духовно-телесное устроение, как и нам. Да, они несли на себе отпечаток времени: в своих привычках, характере, жизненных устоях, психике, но в их душах и сердцах свершалась та же борьба, которая происходит и в наших душах и сердцах – война добра со злом, результатом которой является уклонение человека в сторону образа Божьего или в сторону звериного образа, в ангелоподобность или бесоподобность. И вектор жизни человеческой всегда направлен вверх или вниз – в ад или в рай. Третьего не дано.
Однажды ученик спросил одного афонского авву: «Возможно ли достичь Царствия Небесного?» Отец ему ответил: «Практически невозможно, но попробовать стоит!»
Руководствуясь этим девизом, представим, что пришли на урок, тема которого «Святой пророк Илья». А задача, поставленная перед нами, такова: «Как еврейский мужчина по имени Илия родом из города Фесвии Галаадского удела Древнего Израиля, родившийся почти три тысячи лет назад, стал великим святым пророком Божиим и сподобился телесного вознесения на небо на огненной колеснице?» И вторая задача: «Можем ли мы стать подобными ему?»
Ведь Спаситель перед нами поставил именно такую цель устами святого первоверховного апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9, 10). И еще слово обо всех святых прошлого: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39, 40).
Этот призыв обращен к нам. Будем же достигать совершенства с помощью того арсенала спасительного, который нам предоставляет Православная Церковь. Будем же учиться на примерах святых! В частности на примере святого пророка Илии.
Вороны кормят Илию. Графика. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Евреи с Божьей помощью победили народы Ханаана. Они вошли в землю обетованную, в которой текли молоко и мед, и кисти винограда были такими сочными и тяжелыми, что одну из них на палке пришлось нести нескольким мужчинам. В царствование святого пророка и царя Давида и следующее за ним правление его сына Соломона (примерно конец XI столетия – середина XX до Рождества Христова) наступает золотой век расцвета еврейской религии, государственности, культуры, экономики. В последний период правления царя Соломона материальное процветание начинает негативно сказываться на иудеях. Оно постепенно поглощает их. Нега чрева и ласкание собственного животика приводят к ожирению души. Среди пиров, денег и самоуслаждения евреи уже не хотят поднять очи вверх к истинному Богу, но опускают их вниз. И здесь им, конечно же, пригодился языческий культ ханаанских народов, тешащий да услаждающий страсти – культ Ваала (о нем речь пойдет ниже). Народ во главе с царем Соломоном предался утехам языческим и отступил от истинного Бога, ведшего их по пустыне и так нежно, как заботливый Отец, оберегающего их.
Результатом языческих поклонений стал взрощенный гедонизм, индивидуализм и эгоизм и следующие за ним любовь к себе и нелюбовь, гнев и вражда к ближнему – к брату своему.
Как следствие, уже при сыне Соломона Ровоаме (годы правления ≈ 928–911) у евреев начинается междоусобная брань. Их царство раскалывается на Иудейское и Израильское (около 928 года до Рождества Христова).
Причем если еще в Иудее сохраняется вера в истинного Бога, то в Израиле она смешивается с язычеством и теряет свою освященность Господом.
В период жизнедеятельности святого пророка Ильи (IX век до Рождества Христова) Израильским царством правил нечестивый царь Ахав, который совершил поступок, прямо противоречащий религиозному закону евреев, преподанному им Богом в Пятикнижии Моисеевом. Он взял себе в жены женщину Иезавель из языческого народа филистимлян, враждебного евреям. Мало того, что она была язычницей по происхождению, так еще и убежденной последовательницей язычества – жрицей культа Ваала. Данный культ она ревностно стала насаждать в Израиле. Религия Ваала приобрела государственный статус в Израиле.
И в этот момент к израильтянам Господь посылает своего великого пророка Илью Фесвитянина.
Здесь наш первый урок подходит к концу. Какой же вывод мы можем с Божьей помощью из него сделать для нас – православных христиан XXI века?
Мы часто плачемся, что нам не хватает денег. Но у нас так много светлых огромных супермаркетов с изобильными витринами, на которых колбасы, напитки, тортики десятков видов. У нас так много компьютеров, айподов, планшетов, прекрасных «умных» машин, облегчающих наш быт и приносящих комфорт. Плюс поп-культура, культивирующая эгоизм и служение плотским удовольствиям – идолам нашего времени. Разрядился аккумулятор у мобильного, день без него – и начинается паника! Свет выключили, час нет интернета – жизнь остановилась! И не стали ли и мы рыхлыми истонченными гедонистами, тешащими себя любимых?
И когда придет время выбирать истощенного, исстрадавшегося, одетого во власяницу да рубище Илию или комфортную сытую Иезавель, кого мы предпочтем? Хватит ли нам сил с Божьей помощью смирить-«урезать» сытого себя? И уйти в пустыню и аскезу – к Богу?
Вот в чем гамлетовский вопрос нашего времени!
От пресыщенного чрева рождается разврат ума. От эгоизма – ненависть к брату своему. Какой же выход из этого всего предлагает нам святой пророк Илия?!
Поль Гюстав Доре. Пророк Илия воскрешает сына вдовы
В древнем цветнике мудрости египетских отцов-монахов есть изречение преподобного Марка Подвижника: «Без сокрушения сердца невозможно совершенно избавиться от зла; сердце же сокрушается от тройственного воздержания, именно: от сна, пищи и телесного покоя».
У православного христианина один враг – это я сам, мой собственный ветхий человек, приросший к страстям, наслаждениям, грехам и похотям. С ним и нужно бороться. Вспомним слова святого первоверховного апостола Павла: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5:24). В этом суть подвига всех святых от древности и до новейшего времени.
Жизнь как бескровное мученичество. В этом суть подвига святого пророка Илии.
В пророчествах святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн часто сравнивается со святым пророком Илией. А в книге пророка Малахии Иоанн прямо назван Илией: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5, 6).
О том, что Иоанн назван Илией, свидетельствует и сам Господь наш Иисус Христос: «Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели» (Мф. 17:12). Действительно, жизни, характеры, образ и форма подвига, служение святых пророка Илии и Иоанна Крестителя удивительно похожи.
Святой пророк Илья фактически был первым монахом. Он являлся первым ветхозаветным девственником. Был сугубым постником. Ходил босой, в грубой милоти (плаще из верблюжьего волоса), очень жестком и неудобным, раздражающем кожу, напоминающем власяницу. Подобно православному монаху, он носил кожаный пояс на чреслах и, подобно архиерею, ходил с посохом в руке – знаком особенной духовной власти.
Его имя Илия с еврейского языка переводится как «крепость Господня» или «мой Бог – Яхве». Яхве (Иегова) переводится как «Сущий (Живой). Под таким именем открылся Бог святому пророку Моисею в Неопалимой Купине.
Такое имя во времена Ахава и Иезавели носить было очень опасно. Истинная вера была запрещена в их государстве. Согласно одной из исторических версий, Илие при рождении было дано другое имя. Но во время разгула язычества и гонений на истинную Церковь Божью Фесвитянин берет себе иное имя, за которое в то время в Израильском государстве, быть может, полагалась смертная казнь. «Мой Бог – это Яхве – истинный Бог евреев»: свое имя Илия несет, как знамя. Он за Яхве готов претерпеть муки и пойти на смерть. И с этим светлым знаменем он вступает во тьму языческую, дабы просветить народ, тонущий во мраке беззакония.
В этом уроке из жизни святого прока Илии мы учимся здоровому воздержанию, обуздывающему тело и не дающему ему, как коню игривому и ослепленному, нестись в пропасть.
Вспомним слова Спасителя: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Он сказал это о бесах.
Разумные молитва и пост отгонят от нас диавола и призовут в наши сердечные храмы благодать Святого Духа.
В основе нашего сердечного фундамента также должен лежать девиз «Мой Бог – это Яхве», а в новозаветной традиции – «Мой Бог – это Отец, Сын и Святой Дух». Это основа жизни и начало ее: твердая православная вера и разумное воздержание. Они в свою очередь с Божьей помощью приведут к правильным делам. И здесь мы, дорогие братья и сестры, переходим к третьему уроку.
Поль Гюстав Доре. Иллюстрация к Библии: пророк Илия на огненной колеснице
За совершенные грехи израильтян вместе с окрестными народами постигают бедствия и катаклизмы. Заключено было небо на три года. Началась страшная засуха. Пустыня в людских душах и сердцах сотворила и пустыню на земле – в материальном мире. Вот какую удивительную взаимосвязь мы видим между душою человеческою и природой.
Но были люди, способные еще чувствовать правду Божию и творить дела Божии. Спаситель сказал: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую» (Лк. 4: 25, 26).
В женщине, вполне возможно хананеянке-язычнице (она жила в сиро-финикийском городе Сарепте Сидонской на побережье Средиземного моря), Господь узрел милосердное и любящее ближних сердце. Потому Илия послан был именно к ней. Не самовольно пришел. Святой пророк испытывает ее. Она делится с ним последним куском хлеба – всем своим и детским пропитанием.
Попытаемся посмотреть вглубь сердца женщины: она понимает, что это последняя еда, без нее – ей и детям грозит голодная смерть. Но находит в себе силы накормить еще и страждущего ближнего, отдав ему свои последние две лепты. И за это Господь через пророка Своего награждает ее обильными дарами. Она и дети больше не знали голода. По молитве Илии дом вдовы никогда не оскудевал хлебом. Они выжили в это голодное время. И мало того – благодатью Божьей святой пророк воскрешает через некоторое время сына сарептской вдовы.
И вот всем нам урок: любящее и милосердное сердце, которое изливает свою любовь в добрых делах к ближним – ко всем людям, призывает на себя благодать Божью и воскресает во Христе. И это истина на все времена.
Пророк Илия уничтожает жрецов Вааловых. Гравюра Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда
Итак, в IX веке до Рождества Христова официальной религией Израильского царства являлся культ Ваала. Исповедники истинной веры в Бога были гонимы.
Слово «ваал», или «баал» имеет семитские корни. Оно переводится как «хозяин» или «господин». Данного идола почитали язычники Хананеи, Финикии, Сирии. В разное время и у разных народов его считали то богом солнца, то плодородия, то воды, то грома. Центр данного культа был в средиземноморском финикийском городе Тире. С помощью Иезавели религия распространилась и в Израильском царстве.
Культ Ваала был очень жесток и распутен. К примеру, так как Ваал считался богом-оплодотворителем, рождающим Вселенную, то основой псевдорелигиозного обряда ему были сладострастные оргии. Во время них жрецы культа в экстазе наносили себе порезы на теле, преимущественно на запястье и ладонях.
Священное Писание Ветхого Завета говорит о том, что Ваалу приносили человеческие жертвоприношения: убиение собственных детей, сожжение их на огне. В Книге пророка Иеремии читаем: «Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: вот, Я наведу бедствие на место сие… за то, что они… устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнем во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне» (19:3–5).
Вот с каким ужасом с Божьей помощью боролся пророк Илия! С ужасом, возведенным в ранг государственного закона. Но Бог поругаем не бывает никогда.
Царь Ахав все-таки имел в глубине души страх Божий, подобно Ироду, имевшему также нечестивую жену, но благоговевшему перед святым Иоанном Крестителем, он также благоговел перед святым пророком Илией. Царь и его народ, одурманенные, сбившиеся с пути, уже не знали, где истина, но они хотели ее отыскать. Потому по царскому повелению было устроено своеобразное религиозное состязание между Илией и жрецами Валовыми. Построили рядом два жертвенника: истинному Богу евреев и Ваалу. Было решено: на который жертвенник сойдет огонь с неба и попалит жертву – та религия истинна. На горе Кармил собрался весь народ Израильский. И милосердный Господь в который раз сжалился над несчастными, сбившимися с пути людьми. Конечно, как ни старались жрецы Ваала призывать небесный огонь, у них ничего не получилось.
Но о, вера безоговорочная святого пророка Ильи – чистая, детская и пламенная! Он велел поливать свой жертвенник водой, так что ров вокруг него ею наполнился. И все равно Божественный огонь ниспал и попалил жертву пророка. Истинная вера восторжествовала в Израиле! Люди поверили и обратились к Богу.
Нам кажется, что такое страшное «ваалово» язычество далеко от нас, оно глубоко и бесследно кануло в прошлое. Но это не так. Посмотрите, каким массовым явлением в нашей стране и во всем мире стали аборты. Ведь это узаконенное убийство. Отцы и матери приносят жертву идолу блуда и сладострастия, убивая собственных еще не рожденных, но уже живых детей.
Вопрос: чем общество, узаконившее подобное ужасное явление абортов, лучше Вааловых жертвоприношений? Ответ: наверное, ничем.
Но поговорим о другом. В чем была основа жертвоприношения Илии? В безоговорочной вере своему Богу; в вере, что Он придет, поможет и спасет.
Так и мы должны поступать. Не отчаиваться в любой ситуации, но понимать, что Господь нас в жизни, как деточек Своих, несет на руках. И если мы будем молиться-призывать Его, то Он обязательно поможет. Сколько бы воды ни лили на наш душевный жертвенник скорби, болезни, горести и бедствия, если мы будем молиться Всевышнему и уповать на Него, небесный огонь снизойдет и согреет нас своим теплом.
Илия воскрешает умершего сына вдовы. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
После возрождения истинной веры в Царстве Израильском народ вновь впадает в язычество. И Иезавель опять становится сильна. Как сказал святитель Иоанн Златоуст в произведении «Слово на день Усекновения главы святого Предтечи Господня Иоанна»: «Кажется мне, что в поднебесной нет такого зверя, который был бы подобен злой жене». И вот эта злая жена Иезавель искала случая погубить жизнь пророка Божия. Он вынужден бежать на юг Израиля в Вирсавию. Здесь у святого начинается приступ уныния, вплоть до того, что он просил у Господа смерти. Илии кажется, что у израильтян нет уже шанса на исправление. Они окончательно укоренились во зле язычества. Илия жалуется Богу: «…Ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:14).
Но Господь является ему в веянии тихого ветра и утешает святого. Он говорит о том, что сохранилось еще доброе зерно в израильском народе: семь тысяч мужей, не преклонивших колена перед Ваалом. И к ним нужно идти и вести их к истинному Богу.
Илья воспрянул духом. Он возвратился в Израиль и продолжил свое пророческое служение.
Так часто происходит и с нами. Мы падаем под тяжестью жизненных обстоятельствах, унываем, ропщем. Нам кажется, что жизнь нас загнала в угол. Но это не так. В скорбях и горестях, смиряющих нашу душу, горделивую и страстную, нам в веянии тихого и ласкового ветерка является Господь. Ведь «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13) и «сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9).
Лишь бы души наши не превратились в Иезавель, не огрубели и не ожесточились, не отвердели в упорстве следования страстям и злу вконец.
Согласно Священным Писанию и Преданию, святой пророк Илия – один из трех святых, которые были взяты на небо телесно еще при жизни. Другие два – святой праотец Енох и апостол и евангелист Иоанн Богослов. После Своего Успения телесно восхищена на небо также Пресвятая Богородица.
Нам часто это все кажется совершенно недосягаемым. Но это не так.
Святитель Епифаний Кипрский пишет: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным».
Но ведь и нас также пеленали в Святом Крещении Ангелы, и благодать Святого Духа питала нас пламенем огненным при вкушении Тела и Крови Христовых.
И что такое Воскресение Христово, как не огненная колесница Илии, возводящая каждого из нас на небо – в рай?!
Наша же задача – идти к ней всю жизнь, сквозь жизнь, имея в сердце главный центр нашего внутреннего устроения – Бога. И фактически каждый из нас должен быть Илией в этимологическом и духовном смысле. У каждого из нас должно быть написано в сердце: «Бог мой – Бог истинный – Святая Троица».
И тогда рано или поздно перед терпеливой, любящей и верной душой расступится Иордан жизни, и мы сподобимся обрести свою огненную колесницу, запряженных коней, готовых ввезти нас в Царствие Небесное – в блистающий и прекрасный горний град Иерусалим!
См.также:
- Пророк Илия: три тысячи лет спустя
- Илия пророк: кому покровительствует святой?
- Почему именно пророк Илия был с Господом во время Преображения?
Просмотров (102)