Дорогие братья и сестры, тема, о которой я хотел поговорить сегодня – это преподобный Серафим Саровский, один из самых известных и любимых русских святых. Вы знаете, что дьявол борется со святыми при их жизни, но бывает, что он не прекращает бороться с ними и после их смерти. Им самим он ничего не может причинить, он не может их искушать, потому что они уже с Господом, душою своею ожидая дня всеобщего воскресения, но может нападать на их память, распространять различные нелепицы или даже лжеучения, приписывая их этим святым и таким образом искажая образ святого, клевеща на него.
Это не что-то совершенно новое, такие примеры бывали и в древности, и Церковь их исправляла. В частности, известно, что в конце второго века один священник, когда писал житие святой равноапостольной Феклы, от себя прибавил разные выдумки, и за это Церковь лишила его сана. Такие примеры известны и позднее, когда, бывало, еретики по наущению дьявола приписывали те или иные свои сочинения известным святым так, что даже у святого Амфилохия Иконийского, есть специальный труд «О ложно надписываемых еретиками книгах», где он разоблачал эти обманы.
Похожие вещи бывают и сейчас, когда умирает кто-то из старцев и тут же начинается целый ворох разных выдумок. Такое случилось с отцом Николаем Гурьяновым, например, и это не моё мнение, а то, что сказал другой старец, отец Иоанн (Крестьянкин). Незадолго до смерти он распорядился написать о его жизни, и добавил: «А то потом вы все равно будете писать и такого можете надумать, что будет как у бедного отца Николая, который и «котиков воскрешал», и другие небылицы. А тут я сам все просмотрю и буду покоен».
Это касается и преподобного Серафима Саровского. Потому что сейчас кого ни спроси: «Что ты знаешь о преподобном Серафиме?», в большинстве случаев вы услышите про всякие пророчества, предсказания об антихристе и тому подобное. При этом во многих случаях эти пророчества стали известны только в ХХ веке. Источник их отнюдь не бесспорный, мягко говоря. А преподобный Серафим, как вы знаете, жил в первой половине XIX века.
Есть наставления самого преподобного Серафима Саровского, сохранённые его учениками-монахами, которые лично от него учились. Как ни печально, многие даже не знают о них, не читали их. Почему же подлинные наставления святого не особенно известны сейчас и непопулярны? Да потому, что там вы не найдёте ни одного пророчества! Там о том, как к Богу прийти, как от грехов очиститься, душу свою освободить от страстей – о том же, о чём говорили все святые на протяжении церковной истории. Но для многих христиан, к сожалению, это не особо интересно, а интересно какое-то очередное страшное пророчество прочитать и о нем посудачить.
И вот если мы посмотрим на то, что узнавали люди о преподобном Серафиме Саровском, то увидим, что первые жизнеописания и наставления старца были опубликованы его учениками, саровскими монахами. В частности, наставления его были собраны и опубликованы отцом Сергием (Васильевым). Они были отредактированы святителем Филаретом Московским, и эта редакция была заверена другим учеником старца Серафима – преподобным Антонием (Медведевым), настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
И первое жизнеописание вышло написанное рукой иеромонаха Сергия, ученика преподобного. Второе жизнеописание было выпущено другим саровским пострижеником, иеромонахом Георгием (Ивановым). Третье было опубликовано иеромонахом Авелем (Ванюковым). Это все постриженики Саровской пустыни, монахи, которые лично видели преподобного Серафима, с ним общались, и это было опубликовано в первые же годы после его блаженной кончины. Это то, каким узнали, каким полюбили преподобного Серафима Саровского в XIX веке. Затем, уже во второй половине XIX века священномученик Серафим (Чичагов) собрал сохранявшиеся у монахинь Дивеевской обители предания о преподобном Серафиме, и с учетом их, а также изученных им архивных документов, издал расширенное житие.
А затем, уже после прославления святого Серафима, стали всплывать различные записки Николая Мотовилова, мирянина, который действительно знал преподобного Серафима, однако является весьма неоднозначным источником. Стоит отметить, что он посещал преподобного лишь два раза, – осенью 1832 и весной 1833 года. Во время первого посещения Мотовилову было 22 года, а во время второго – 23. При этом он сам признается, что не послушался тогда совета, который ему дал старец.
И вот как раз в связи с именем Мотовилова стали распространяться различные тексты о прп. Серафиме. Из которых единственный, который получил церковное одобрение и признание – это «Беседа о цели христианской жизни». Другие же записки с различными пророчествами – это то, что было опубликовано либо в начале ХХ века, либо уже в конце его, совсем недавно. Есть в интернете статья под названием «Чего не изрекал преподобный Серафим». Там описывается происхождение многих из этих популярных лжепророчеств, приписываемых преподобному Серафиму, и почему они на самом деле не принадлежат ему.
Представьте, что кто-либо стал бы вас убеждать, что подлинным источником о жизни и учении старца-монаха нужно считать мирянина, который лишь пару раз бывал у него в возрасте 23 лет, а не монахов, которые были его учениками и жили с ним и в послушании ему многие годы? Вряд ли вам показалось бы это убедительным, но именно это и происходит в сознании многих православных, у которых мотовиловские рассказы о «страшных пророчествах» вытеснили свидетельства монахов-учеников преподобного.
Но Николай Александрович является сомнительным источником отнюдь не только и не столько из-за упомянутых мною обстоятельств. В своей записке митрополиту Санкт-Петербургскому Исидору он пишет, что в детстве в момент Крещения в него вместе с благодатью вселился бес по имени Аваддон — тот самый, который, по его мнению, потом вселится в антихриста. Мотовилов писал, что будто бы по словам старца Серафима его (Мотовилова) жизнь станет образцом подвига в миру для будущих людей и что «она именно такая, что и десять житий святых угодников Божиих вместе сложить и десять жизней великих светских людей, каковы Суворов и другие, вместе сложить, то и тут во всех их двадцати жизнях еще не все то сбылось, что с вами с одним сбудется». Мотовилов там же сообщает, что «если бы я пошел в монахи, то сделали бы меня архиереем и я бы был более святителя Василия Великого… уже и Синод тогда не устоит, ибо я не только настоятельно тогда стал бы просить Его Императорское Величество, чтобы в России было, как и в старину, Патриаршество да Патриархом первым чтоб меня же и поставили»… Для любого, знакомого с православной аскетикой, очевидно в этих словах наличие серьезного духовного недуга.
Но это не самое печальное. Обратившись к тексту письма Н.А. Мотовилова Императору Александру II от 15 апреля 1866 г., мы читаем: «По особому, великого старца Серафима священнотайному извещению, данному мне в 1 день апреля 1865 года, Господу и Божией Матери неугодны обиды Линколна и североамериканцев Южных Штатов рабовладельцам. А потому на образе Божией Матери Радость всех Радостей, имевшей по тому повелению его, батюшки отца Серафима, послаться президенту Южных, а именно рабовладельческих Штатов, велено было скрепить подписью: «На всепогибель Линкольна»».
Вопрос, зачем посылать протестантам икону Богородицы, посвященную погибели Линкольна, можно оставить риторическим, но следует обратить внимание, что Мотовилов в этом письме ссылается на «извещение от старца Серафима», которое он будто бы получил в 1865 году, — через 32 года после смерти преподобного! Не только в этом, но и в других местах Мотовилов указывает, что общается с духом старца Серафима и приводит сказанное этим духом как слова преподобного! В письме к императору Николаю I от 9 марта 1854 г. Мотовилов признается, что сведения о якобы грядущем воскресении преп. Серафима он получил трижды в 1835, 1847 и 1851 годах, то есть он не слышал ничего такого от самого старца при жизни, но получал это от некоего духа уже после смерти преподобного, последовавшей в 1833 году!
Вот это – источник всех мотовиловских «пророчеств», щедро распространяемых им с использованием имени преподобного. В числе которых есть явные лжеучения, в том числе такие экуменические пассажи: «Франции за ее любовь к Богородице – Св. Мадонне – дастся до семнадцати миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совершенно уничтожен… До явления Антихриста должен состояться Восьмой Вселенский Собор всех Церквей… с оставлением за первым патриархом (то есть, папой Римским – свящ. Г.М.) его царственной власти… для объединения всех святых Христовых Церквей».
Среди этих же «пророчеств» есть особо полюбившееся раскольникам предсказание о том, что якобы в конце времён все архиереи Церкви отпадут от веры православной. Это противоречит учению всех древних святых. Священномученик Киприан Карфагенский прямо говорил, что не будет никогда такого времени, когда отпадут все епископы, и другие святые об этом говорили. И это не только мнение святых – но то, что исходит из самого Священного Писания и учения Церкви о священстве. Потому что апостол пишет, что евхаристия будет совершаться в Церкви до второго пришествия Христова, — «Доколе Он придёт» (1 Кор. 11:26), а значит, даже во времена антихриста. Понятно, что Церковь будет в гонениях тогда, будет скрываться, но она будет существовать, и будут совершаться литургии. А евхаристия, по учению церковному, не может совершаться без архиерейского благословения. Значит, будут и верные архиереи до самого конца. Уже из этого мы видим ложность этого псевдопророчества, приписанного преподобному Серафиму.
Я верю, что несмотря на все его трудности и искушения, Господь упокоил Николая Александровича Мотовилова в селениях праведных. Однако же воспринимать написанное им во время этих искушений как сказанное преподобным Серафимом, нет никаких оснований. И поэтому я предлагаю вам – в этот ли день памяти преподобного Серафима Саровского, что будет очень уместно, или, может быть, в любой другой день: потрудитесь изучить изначальное наследие преподобного Серафима, которое записали, и сохранили другие святые Церкви и его ученики, лично его знавшие, жившие в одной обители с ним. Посмотрите сохраненные ими наставления преподобного Серафима Саровского, почитайте их, услышьте голос самого преподобного. Увидьте его таким, каким его видели те, кто приходили к нему и слушали его, каким его видели наши предки по вере в XIX веке. И я верю, что вы получите через это огромную пользу.
Молитвами преподобного Серафима и всех святых да сохранит нас Господь.
См.также:
- 15 января — день преставления и второго обре́тения мощей прп.Серафима
- Преподобный Серафим Саровский, чудотворец
- 15 января — Преставление, 2-ое обретение мощей прп.Серафима Саровского
- Серафим Саровский: настоящий русский святой
- Какие пророчества Серафима Саровского сбылись
- Явление Богородицы преподобному Серафиму Саровскому
- Кара Божия за вскрытие мощей Серафима Саровского
Просмотров (17)