Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Христианские образы на денежных знаках: pro et contra.

Профанация священного на монетах частных производителей

Частные российские фирмы практикуют переделку недрагоценных монет Банка России (путем нанесения цветных пластиковых термонаклеек, гравировки, нанесения цветной печати или холодной эмали) под различные памятные серии в виде коллекционных сувениров, в том числе с сакральными образами разных религий.

Наборы «иконоподобных» монетРис. 1. Серия «Египетская мифология». 72 монеты. Частный производитель

Так, некая частная «монетная лавка» активно распродает в интернете монеты Банка России номиналом 2, 5, 10, 25 руб. с термонаклейками мифологических персонажей Древней Греции, Египта, Китая, кельтов…

Рис. 2. Серия «Славянская мифология». 72 монеты. Частный производитель

Для «славян» изготовлены монеты с портретами лешего, водяного, Чернобога и других «невиданных зверей» Лукоморья.

На общих основаниях в этом магазине пребывают и серии сакральных христианских образов: «Православные иконы», «Русские святые», «Храмы и Церкви России» и т.д.

Рис. 3. Монеты Банка России с цветными пластиковыми термонаклейками. Серия: «Православные иконы». Частный производитель.

Продавцы «сакрального товара» поражают клиентов безграмотными нескладными текстами, сопровождающими фотографии их изделий

Так, на сайте одного из крупнейших и известнейших в России интернет-магазинов читаем:

«Набор из 12 коллекционных монет в эффектном металлизированном альбоме “Богородица. Иконы Божией Матери” номиналом 1 руб. (рис. 5). Сувенирные памятные монеты с изображениями: Неупиваемая чаша… Неувядаемый цвет. Богородица явила всем неизреченную бездну любви Божией к людям. Благодаря Ей прекратилась наша долговечная вражда в(!) Творцом. Благодаря Ей было устроено наше с Ним примирение» (православная догматика утверждает, что примирение произошло благодаря Сыну Божию, ставшему Человеком, Которого родила Богородица. Разница существенная. – прим.автора).

Далее сообщается, что «монеты изготовлены на основе оригинальных монет банка России с дополнительным нанесением цветного тематического рисунка… методом прямой печати специальной краской (не наклейки)». Заканчивается всё невразумительным призывом/утверждением: «За наших, за мир, мольбы за наших. Это замечательный религиозный, церковный православный подарок верующему».

На самом деле «любителям религии» предлагается держать где-то в «коробочке» 12 микроиконок (диаметр рублевой монетки – 2 см!) в виде коллекции, потому что молиться сразу на 12 образов Пречистой Девы не душеполезно, поскольку в молитве мы обращаемся не к иконографическому типу («Казанская», «Семистрельная» и т.п.), а к ипостаси (лицу) Богородицы, а она одна. Использовать же какую-либо одну из монет в качестве иконы для чтения домашнего правила или акафиста Божией Матери неудобно ввиду ее малости.

Более всего потрясает назначение самих изделий: «Монеты с ликами святых станут оберегом в вашем доме!»

Но еще более впечатляет описание набора монет «Великие Святые». Очевидно для того, чтобы никто не сомневался в правильности названия, коллекцию открывает святитель Василий Великий, за которым почему-то сразу следует блаженная Ксения Петербургская и далее в произвольном порядке праведники, преподобные, равноапостольные и благоверные князья… Составители, вероятно подбирали святых, исходя из их имен, а не в церковном порядке ликов святых. Великие святые также вынуждены умещаться на малоразмерных монетках достоинством в 1 рубль. Более всего потрясает назначение самих изделий:

«Монеты с ликами Святых станут оберегом в вашем доме! Замечательный подарок православному, христианину, верующему человеку. Набор монет в подарок будет долго напоминать о событии и о том человеке, кто его подарил. Мольбы за наших!».

Иначе говоря, панике не поддавайтесь – оберегами спасайтесь!

Рис. 6. Набор 12 монет «Великие Святые»

Как видно, подлинно духовного смысла во всех этих «сувенирных монетах» и «православных оберегах» нет и ссылка на Византию здесь неуместна (а ее часто делают наши бизнесмены от монетного дела, о чем скажем ниже; кстати, монетами-оберегами и вообще суевериями в Византии сильно грешили), потому что цели изготовителей указанных поделок и условия их обращения кардинально отличаются. Единственная реальная цель изготовителей – это коммерческая выгода, охват адресной аудитории «православных клиентов», поскольку для любителей разных древних мифологий делаются свои нумизматические товары.

Иуда Искариот как «святой апостол»

Если термонаклейка сразу выдает «самопал» – плод рук неких «самоделкиных», анонимно торгующих своей продукцией в сети, – то лазерная гравировка и цветная эмаль на настоящих монетах даже некоторых нумизматов вводит в заблуждение, что монета является официальным выпуском Банка России, из-за чего на нумизматических форумах разгораются ожесточенные споры.

Дело в том, что как «на барщине не без огрешков», так и в монетном «самопале» не обходится без курьезов, порой откровенно кощунственных. Например, до сих пор в интернет-магазинах продается монета «Святой апостол Иуда Искариот», выполненная в технике лазерной гравировки и цветной печати (или эмали) на монете Банка России.

Переделанная монета Банка России. 

Рис. 7. Переделанная монета Банка России. Частный производитель. Серия: «Святые апостолы». Аверс (на фото справа): герб РФ, номинал, год выпуска. Реверс: поясной портрет человека с нимбом; легенда внизу: «Иуда Искариот». Слова под титлом над плечами фигуры (слева и справа): СТыЙ АПЛ, т.е. «Святый апостол». Лазерная гравировка, цветная эмаль. (На представленной иллюстрации видны «водяные знаки» интернет-магазина нумизматики, монеты которого помещены в прозрачные футляры).

Частный производитель. Серия: «Святые апостолы». Аверс (на фото справа): герб РФ, номинал, год выпуска. Реверс: поясной портрет человека с нимбом; легенда внизу: «Иуда Искариот». Слова под титлом над плечами фигуры (слева и справа): СТыЙ АПЛ, т.е. «Святый апостол». Лазерная гравировка, цветная эмаль. (На представленной иллюстрации видны «водяные знаки» интернет-магазина нумизматики, монеты которого помещены в прозрачные футляры).

Медальер этой монеты и ее заказчик, если они не знакомы с Евангелием, по роду занятий должны были бы слышать про «орден Иуды», учрежденный Петром Первым в 1709 году в одном экземпляре для гетмана Мазепы за его предательство царя накануне Полтавской битвы.

Рис. 8. Орден Иуды. Девиз: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится» (Источник: Википедия)

Орден Иуды. Девиз: «Треклят сын погибельный Иуда еже ли за сребролюбие давится».

Российские бизнесмены от монетного дела… быть может, считают сребролюбивого Иуду своим потусторонним покровителем? Тридцать сребреников, полученных им за предательство, тоже были валютой в звонкой серебряной монете.

…В России соседство образа предателя Господа нашего Иисуса Христа (да еще с эпитетом «святой») на одной монете с государственным гербом – наследником герба православной Российской империи – вдвойне оскорбительно: и для религиозных чувств православных верующих, и вообще для всех граждан страны. «Орден Иуды» известен многим из школьного курса истории и популярных статей в сети. Кроме того, подобные ошибки (или сознательные кощунства) бросают тень на российское государство в лице Банка России, который почему-то не запрещает переделку своих монет частными лицами в коммерческих целях и широкую рекламу своего товара, что приводит к распространению кощунства в публичном пространстве.

К сожалению, монета со «святым апостолом» Иудой Искариотом с 2017 года остается в продаже и даже входит в комплект монет «12 апостолов Иисуса Христа»…

Характеристика товара выдержана в том же стиле, что и у выше описанных альбомов: «Замечательный подарок для охранения души, дома, мольбы за благополучие наших близких, символ жертвенности Христа за мир и жизнь верующему человеку. Сувенир будет напоминать о событии и о том человеке, кто его подарил. Набор монет с ликами святых апостолов – хороший подарок верующему православному христианину, подарок маме, бабушке, близким».

Какую мольбу и кому должен возносить верующий после получения подарка со «святым апостолом Иудой»? Может, «церковным, православным, верующим» пора обращаться в суд за оскорбление их религиозных чувств, чтобы привести в чувство и поставить на место производителей и продавцов кощунственных изделий?

Именные монеты и брелоки с монетами

В заключение скажем еще кратко о новом «тренде» в частном монетном деле.

Для того чтобы как-то сбывать свою продукцию, изготовители монет придумали «именные монеты» по типу именных икон: Николай, Александр, Георгий… Ассортимент расширяется.

Интернет-магазин предлагает «талисман, оберег, церковный православный подарок верующему» в виде серии монет «Великие святые».

Рис. 38. Коллекционная монета «Георгий Победоносец» номиналом 10 рублей из серии «Великие святые»

Монеты стандартно переделываются из монет Банка России (номиналом 10 руб.). Описание товара тоже шаблонно. Как и другим святым, Георгию Победоносцу досталось такое:

«Замечательный религиозный, церковный православный подарок верующему человеку… Монета с ликом святого станет оберегом в вашем доме!».

Поскольку оберегать себя надо и вне дома, то желающим предлагается купить брелок под свою монету.

Рис. 39. Брелок с монетой «Свт. Николай Чудотворец»Товар сопровождается проникновенным текстом, который «религиозному церковному православному верующему покупателю» надо читать не в пересказе, а в подлиннике: «Брелок изготовлен из прочного пластика… Это замечательный необычный аксессуар – подвеска на сумку или рюкзак, а также на обычные ключи или ключи автомобиля». Брелок – «отличный памятный религиозный церковный православный подарок верующему человеку, а также талисман и оберег себе или для друзей, родных… к любому празднику или событию… Пусть этот сувенир всегда напоминает о Великих святых, которые являются примером великих духовных подвигов веры, терпения, сострадания, заботы и любви».

В общем, «верующий церковный» (и т.д.) человек положил именную монетку со святым образом в свой карман (кошелек), повесил себе один «православный оберег» на ключи от дома, другой – на рюкзак, закинул его за спину и пошел в храм на службу в полной уверенности, что дойдет благополучно. Когда столько талисманов на себе, не грех ли бояться сглаза, порчи, черных котов и идущих на встречу женщин с пустым ведром? Фирма гарантирует безопасность!..

Грустно как-то. Не находите?

Как тут не вспомнить «примеры великих духовных подвигов веры… и любви» тех святых подвижников, которых ушлые продавцы сакральной нумизматики причислили к сувенирам и оберегам!

Бывают вещи и похуже. Некоторые производители «товаров для православных» предлагают иметь при себе «обереги» с ликами Христа, Богородицы и святых на ключах для открывания бутылок. Моему знакомому священнику такую подарили в православной стране под названием Греция. Но о подобном мы уже тоже неоднократно писали…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Частные предприниматели, создающие различные коллекции монет путем переделки монет Госбанка, из конъюнктурных соображений обращаются к сакральной христианской тематике:

а) наряду с любой другой (серии: полководцы, правители, военная техника, языческая мифология и т.д.);

б) часто на невысоком художественном и техническом уровне;

в) с допущением кощунственных ошибок в легендах (надписях) монет и образах на них (пример: «святой апостол Иуда Искариот»);

г) с оккультно-языческим описанием своего «товара для православных», в котором образы святых подвижников (т.е. святые иконы) именуются «талисманами» и «оберегами», что вводит в заблуждение всех покупателей (православных и иных).

2. В отличие от Госбанка России, выпускающего монеты на высоком художественном уровне с хорошей культурно-исторической подготовкой и раскрытием темы (пусть и в светском ключе), нумизматическая практика частного бизнеса часто ведет к профанации священных изображений, а допускаемые кощунства на переделанных монетах Банка России дискредитируют и его, и российское государство в его лице, что недопустимо.

3. Очевидно, требуется введение мер государственного и церковного регулирования обращения священных изображений как на монетах, так на других носителях для защиты чувств православных верующих и авторитета государства.

Присутствие христианской символики (православных храмов, известных икон, образов святых и т.п.) на государственных монетах и бонах (бумажных купюрах) России есть признание государством Православия своей ценностью, и православные христиане должны это приветствовать, как то было в древности в период христианизации Римской империи или в постиконоборческий период после окончательной победы Православия в Византии (которые сродни постсоветскому и постатеистическому периоду русской истории).

Вряд ли православные христиане будут рады, если вместо христианской символики в Российской Федерации появится религиозный плюрализм на монетах (символы каких-либо сект, оккультных движений или других религий). Альтернатива христианским символам (природа, памятники культуры и т.п.) продемонстрирует, что государство религиозно нейтрально, тем более если памятники культуры также будут нерелигиозными. Отказ Европы от христианства уже произошел в Конституции Евросоюза, в которой нет упоминания о христианских корнях Европы, почти стерта память о христианстве и на европейских монетах. В Конституцию России, напротив, внесена поправка с упоминанием Бога (Ст. 67.1, ч. 21).

Конечно, теперь деньги не главный носитель информации для масс (есть печатные и электронные СМИ, социальные сети), но государство, как некогда император, есть «собственник денег»: эмиссия национальной валюты – властная прерогатива государства, и если оно демонстрирует свою приверженность христианству хотя бы в культурном плане, то это уже хорошо. В атеистический период мы имели на денежных знаках другие «святыни» и других «святых» (Ленин).

Протесты должны вызывать любые кощунственные действия в отношении христианских символов и образов, в том числе на денежных знаках, а таковое действие совершает конкретный человек – держатель монеты или банкноты, а не государство как эмитент денег. Кроме того, в последнее время деньги становятся все более «идеальными», т.е. виртуальными (безналичными, «цифровыми» и т.п.), а потому даже не имеют материального носителя и изображений.

Православные христиане вполне могут одобрить практику выпуска государством инвестиционных и юбилейных монет из драгоценных металлов с христианскими символами и священными изображениями: они практически не участвуют в денежном обращении, оседают в коллекциях или хранятся в качестве сокровищ и потому не подвергаются износу или невольному поруганию.

Можно принять использование изображений православных храмов на монетах и банкнотах, имеющих широкое хождение

Заметим, что так называемый «Георгий Победоносец» на мелких монетах не имеет нимба и надписания имени, указывающих на святую ипостась, а иконографически является древним типом «копейный ездец», «всадник» – воин (князь) на коне, а не святой великомученик (известны иконы св. вмч. Георгия не в виде всадника)…

Больше озабоченности у Церкви и верующих должна вызывать деятельность предпринимателей, желающих заработать на «сакральной» христианской тематике посредством выпуска различных самодельных монет, порой с кощунственными ошибками.

Новой темой для споров может стать вопрос о допустимости изображения Христа, Богородицы или святого на банковской карте

заменяющей теперь наличные деньги, некогда бывшие золотыми, серебряными и медными монетами с соответствующими сакральными образами? Вправе ли это делать любой коммерческий банк, или только государственные банки, или только Центральный банк России и т.д.

Однако если принять во внимание, что Церковь – консервативный организм, ориентированный на сохранение некогда бывшего, проверенного веками, одобренного, принятого, усвоенного (прошедшего рецепцию церковной полнотой), то, возможно, будет признано полезным возобновить древнюю практику сакрализации власти монарха на монетах.

Поживем – увидим.

Подробнее — в источнике  

Просмотров (11)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *