МОЖЕТ ЛИ УМЕРШИЙ ХРИСТИАНИН ПОЛУЧИТЬ ПРОЩЕНИЕ ГРЕХОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ И МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ОБ ЕГО УПОКОЕНИИ? — БИБЛИЯ ОТВЕЧАЕТ
Часто протестанты упрекают православных за то, что мы молимся о прошении грехов усопших людей, утверждая,что будто бы наша молитва не поможет, что она бессмысленна, и что после смерти нельзя получить прощения грехов, а только на земле.
Этим протестанты умаляют власть самого Христа, ибо если человек был верующим и крещенным и не успел в каком-то грехе покаяться, то как ему быть? Неужели наша любовь не сможет умолить Господа о его прощении? А зачем тогда в апокалипсисе Христос говорит о Себе: «не бойся, Я есмь Первый и Последний. И живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь. И имею ключи ада и смерти»? (Откр.1,17-18).
Неужели Он не может простить грех верующему после смерти по нашей молитве?Зачем тогда ему ключи от ада, если после смерти нет возможности прощения?
Ведь Он сказал: «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21,22).
А в соборном послании Иакова сказано: «молитесь друг за друга» (Иак.5,16)
Самое яркое место Библии говорящее о возможности получения прощения грехов после смерти — это следующие слова Христа: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12,32).
Из этого следует, что если человек был верующим и не хулил Духа Святого, но умер, не успев победить какую-то греховную привычку, то он может рассчитывать на то,что в будущем веке Христос может ему простить этог грех по молитвам Церкви, именно так это место понимал святой 4 века преподобный Пахомий Великий, который говорил:
«Бог, будучи источником благости, требует от нас только дать Ему повод, чтобы излить обильно Свою благость на нас и отпустить нам грехи не только в этом веке, но и в будущем. Господь сказал, что хулящие Духа Святого ни в нынешнем веке, ни в будущем не сподобятся прощения. Этими словами подразумевается, что прощение за грехи в нынешнем веке может состояться и после окончания нынешней жизни».
Протестанты утверждают, что они следуют древней вере христианской и признают решения первых четырех вселенских собора, но возникает вопрос: почему они не верят так как верили христиане этого периода? Ведь поминовение усопших существует в христианской Церкви с самого ее основания, о чем свидетельствует древние церковные авторы и епископы. Приведем их.
Святой Дионисий Ареопагит (1век): «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем – все предстоящие; в молитве же просят бесконечную благость Божию, да простит (Бог) усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоит его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание…»
Из дневника мученицы Пертетуи (3век): «Однажды, в темнице во время общей молитвы я нечаянно произнесла имя моего усопшего брата Динократа. Пораженная нечаянностью, начала я молиться и воздыхать о нем пред Богом. В следующую ночь было мне видение.
Вижу, будто из темного места выходит Динократ в сильном жару, и измученный жаждою, нечистый видом и бледный; на лице его рана, с которою он умер. Между мною и им была великая пропасть, так что мы не могли приблизиться друг к другу. Подле того места, где стоял Динократ, был полный водоем, край которого был гораздо выше, чем рост моего брата, и Динократ вытягивался, стараясь достать воды. Я жалела, что вышина края препятствует моему брату напиться.
Тотчас после этого я проснулась и познала, что мой брат в муках. Веруя, что молитва может помочь ему в страданиях, я дни и ночи молилась в темнице с воплем и слезами, чтобы он был мне дарован. В тот день, в который мы оставались связанными в оковах, было мне новое явление: место, которое прежде я видела темным, стало светлым и Динократ, чистый лицом и в прекрасной одежде, наслаждается прохладою. Где у него была рана, там вижу только след ее, а край водоема теперь был вышиною не более как по пояс отроку, и он мог без труда доставать от туда воду.
На краю стояла золотая чаша, полная воды; Динократ, подошедши, стал пить из нее, и вода не убавлялась. Тем видение кончилось. Тогда я уразумела, что он освободился от наказания».
Блаженный Августин, поясняя данный рассааз святой мученицы Пертетуи говорит: «Динократ был просвещен Святым Крещением, но увлекся примером отца-язычника и был не тверд в вере и умер после некоторых, обыкновенных в его возрасте, грехопадений. За такую неверность Христовой вере он терпел страдания, но по молитвам святой сестры своей избавился от них».
Святой Афанасий Великий (4 век): «Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости воспринявшие исполнившую их восторга силу Его, богодухновенными устами богоугодно учредили литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию Человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих»…«Как бывает с заключенным в сосуде вином, которое, когда цветет виноград в поле, слышит запах и цветет вместе с ним, — так думай и о душах грешников: они получают некоторое благодеяние от приносимой за них Бескровной Жертвы и благотворения, как знает и повелевает единый Владыка живых и мертвых, Бог наш»…«Приносящий жертву за усопшего должен то же иметь в мыслях, что имеющий малолетнего сына, слабого и немощного, который, когда сын его занеможет, с верою приносит за него в храм Божий свечи и фимиам с елеем и все сие сожигает за отрока, но не сам отрок все сие держит и приносит. Так должно себе представлять, что и усопший не сам держит и приносит свечи и елей и все дары, приносимые для спасения его: и, таким образом, благодатию Божиею не суетны будут усилия к достижению того, к чему он стремится с верою».
Святой Григорий Нисский: (4 век)«Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не передано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместно Церковью Божией, но это есть дело весьма богоугодное и полезное – при Божественном и Преславном Таинстве совершать поминовение усопших в правой вере». [Т.е. молимся об упокоении только православных христиан]
Святой Иоанн Златоуст (4 век): «Не напрасно узаконено апостолами творить перед Страшными Тайнами поминовение усопших: они знали, что великая бывает от сего польза для усопших, великое благодеяние»… «Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления, не напрасно милостыни: всё это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга»….«Как мы молимся за живых, которые нисколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших».
Преподобный Ефрем Сирин: (4 век): «Неотступно будем молить Его (Бога), чтобы изгладил вины паствы Своей, чад избранной и Святой Церкви Его, и чтобы очистил грехи умерших, почивших в уповании на Него».
Блаженный Августин: (4-5 век): «Не надобно отвергать того, что души усопших получают облегчение от благочестивых, когда приносится за них Жертва Ходатая или раздается милостыня для их пользы, но такие дела благочестия приносят пользу только тогда, когда усопшие заслужили, чтобы те были полезны… Подлинно, есть образ жизни, который не столько чист, чтобы не требовал помощи по смерти, и не столько худ, чтобы не послужило ему это по смерти в пользу» …«Не должно сомневаться, что молитвы Святой Церкви, спасительная жертва и милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим».
Читая свидетельства из Священного Писания и тексты древних христианских авторов, невольно задаешься вопросом, почему древняя Церковь молилась за усопших и считала это нормальным и естественным, а протестанты утверждают, что это неверно и противоречит Библии?
Скорее всего они или невнимательно читали Библию, или же они просто напросто лицемерят и лукавят, утверждая, что признают Церковь, ее решения и учение за период первых четырёх вселенских соборов, а на деле получается не признают и даже противоречат ее учению!
С любовью во Христе, иерей Александр Сергеев
Просмотров (152)