Святого апостола Фому на самом деле звали Иуда и был он родом из галилейского города Пансады. «Фома» — его прозвище, которое по-арамейски значит — «близнец». Услышав проповедь Иисуса Христа, он все оставил и пошел вслед за Учителем. Однажды Иисус сказал, что собирается идти в Иудею. Уже было известно, что там Христа ждали враги. Апостолы стали отговаривать Учителя от рискованного путешествия. Тогда порывистый и смелый Фома сказал ученикам: «Пойдем и мы умрем с ним!» С Фомой связан эпизод явления Христа ученикам на восьмой день после Воскресения. Спаситель обратился к Фоме, не поверившему рассказам других апостолов о том, что Христос воскрес, с просьбой «вложить персты свои» в Его раны. Потрясенный апостол отказался. Сомнение Фомы было особенным, оно послужило окончательному утверждению в вере учеников Христа от апостольского века и до наших дней.
Наиболее известный евангельский эпизод с участием апостола Фомы связан с событиями после Воскресения Христова. В Евангелии от Иоанна сохранилось свидетельство того как святой Фома воспринял весть о Воскресении Спасителя. Он не удовлетворился рассказами других учеников и сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, не поверю…». На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолам, среди которых был и Фома показал свои раны, и обратился к нему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Святитель Иоанн Златоуст так пишет об апостоле: «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их».
По церковному преданию, после Воскресения и Вознесения Спасителя, святому апостолу Фоме выпало проповедовать в Эфиопии, а также на Востоке. В своих странствиях он прошел до самой Индии. За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелипуры святой Фома был заключен в темницу. Апостола пытали, и казнили, проткнув пятью копьями. Частицы мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. Апостолу Фоме принято молиться при беспокоящем душу неверии. Вспоминая жизнь и уверение Фомы, Церковь празднует день его памяти также во второе воскресенье после Пасхи, которое так и называется — Фомино воскресенье.
Святого апостола Фому трудно представить без прочно прилепившегося к нему прозвища — «неверующий». В русском языке редкое сочетание имени и прозвища (мы ведь не говорим «Симон Петр», но просто «Петр») давно стало устойчивым и существует в виде известного фразеологизма.
Обидное (для христианина) прозвище привязалось к Фоме не случайно. Согласно Евангельской истории, неверующим назвал апостола Сам воскресший Господь Иисус Христос во время второго явления ученикам. Это произошло после акта «неверия» Фомы, который отсутствовал во время первого явления Господа. Не веря благой вести, Фома провозгласил, что поверит в факт Воскресения Иисуса только тогда, когда своими руками осяжет язвы Христовы. Господь-Всеведец услышал о неверии Фомы, вторично явился ученикам и позволил ему ощупать Свои руки и ребра…
Однако действительно ли Фома и впрямь был настолько неверующим, что своим неверием превосходил других апостолов (про атеистов речь вообще не идет)? Точно ли он достоин столь обидного для христианина прозвища, которое Господь ему даже не давал? Давайте разбираться…
1. Происхождение. Как и все апостолы из числа 12 (кроме Иуды Искариота), Фома был галилеянином. Согласно свт. Димитрию Ростовскому, апостол Фома родился в городе Панеаде (или Пансаде). Очень возможно, что этот ученик Христов (как и почти все другие ученики из числа 12), зарабатывал на жизнь рыбной ловлей в Галилейском озере…
Если верить апокрифическим «Деяниям Фомы», апостол был также и плотником (строителем). Он умел возводить большие красивые здания. Поэтому по Вознесении Господнем купец Хаббан увез Фому (как строителя) в Индию, чтобы тот построил дворец для царя Гундафора.
Итак, по происхождению Фома ничем не отличался от других апостолов.
2. Следование за Христом и проповедь. В Новом Завете не говорится об эксклюзивном призвании Фомы. Никто не возвещал этому апостолу: «Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф.4:19). Как Петру и Андрею. Никто не говорил: «Следуй за мной» (Матф.9:9). Как это было сказано Матфею.
Фома сам пошел за Христом. А Господь также Сам избрал этого апостола в почетное число 12 Своих учеников. После чего Фома, как и другие апостолы, получил духовные дары — «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф.10:1).
Во время проповеди в Израиле, когда апостолы посылались Христом «как овцы среди волков» (Матф.10:16), Фома, скорее всего, сеял Слово Божие с Матфеем. Последний при оглашении списка 12 учеников Христовых называет себя (Матфея-мытаря) сразу после Фомы: «Двенадцати же апостолов имена суть сии: … Фома и Матфей мытарь…» (Матф.10:3).
Таким образом, Фома сам приходит ко Христу, получает от Него благодатные дары и проповедует наравне с другими апостолами.
Итак, апостолы называют святого Фому «близнецом», а не «Неверующим».
4. Характер Фомы. О характере этого апостола можно судить по его нескольким случайным репликам, попавшим в Евангельскую историю. Фома позволяет себе высказаться: 1) после смерти Лазаря, 2) на тайной вечере (а также во время второго явления воскресшего Христа ученикам)… в Новом Завете Фома предстает человеком смелым и преданным Христу, готовым идти вместе с Ним даже до смерти.
Ибо неверие Фомы — это, по сути, персонификация неверия всех апостолов (далее — всего человечества). Ведь никто из них не поверил факту Воскресения Христа до первого явления Его ученикам. А ведь им (ученикам) говорили, что Христос воскрес. Сначала это сделала Мария Магдалина. Увидев воскресшего Христа, она пошла и возвестила бывшим с Ним, но они ей «не поверили» (Мар.16:10-11).Затем пасхальную весть возвещали Лука и Клеопа. Они рассказали ученикам об Еммаусе, «но и им не поверили» (Мар.16:12-13). Наконец, явился Сам Господь Иисус Христос и упрекал учеников за что бы вы думали? Конечно, «за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» (Мар.16:14).
Все это время Фома «не был с ними» (Иоан.20:24). Он где-то пропадал. Когда же наконец пришел и усомнился в воскресении Христовом (как и прочие), то подвергся обычным (не исключительным) упрекам со стороны Господа в неверии (этим согрешили все апостолы, не только Фома).
Однако в наше время «под раздачу» попал один только Фома. Он сделался «козлом отпущения» за неверие всех апостолов. К нему прицепилась обидное прозвище «Неверующий«, хотя неверующими были почти все.
Мне кажется, это совершенно несправедливо. Фома явно не заслуживает обидного прозвища. Он не верил в воскресение Христово. Да. Но в это удивительное чудо не верили и другие апостолы (до времени). Фома испытывал страх перед путешествием в Иудею. Тоже верно. Но он готов был умереть за Христа (один из 12 на тот момент времени). Апостол чаял земного царства. Но, когда понял ошибку, пошел Христовым путем.
Фома не был неверующим. Он был любознательным, вдумчивым, рассуждающим и верующим учеником Христовым. Мы бы сказали, «технарем» (говорит же апокриф, что Фома строил здания и дворцы). Фомы хотел понять. По символу веры блаженного Августина: «Credo ut intelligam» («верую, чтобы понимать»). Апостол алкал правды, истины. И он нашел эту Истину, отправившись на апостольские труды в Индию, где и преставился ко Господу в 68г. Но это уже совершенно другая история…
См.также — АНТИПАСХА. НЕДЕЛЯ 2-Я ПО ПАСХЕ, АПОСТОЛА ФОМЫ.
Просмотров (41)