Наверное, самый часто упоминаемый грех, который можно услышать на исповеди – это осуждение. Христиане понимают, что осуждать плохо, и вместе с тем относятся к этому снисходительно — мол, нехорошо, конечно, но ведь никто же не умер от того, что я осудил. Однако это один из самых часто обличаемых Христом грехов в Евангелии. И сегодня мы слышали за богослужением: «не осуждайте и не будете осуждены» (Лк. 6:37).
Кем не будете осуждены? Речь не про людей, — грешные люди и дальше будут нас осуждать, — речь об осуждении от Бога. То есть, от наших успехов в борьбе с этим грехом напрямую зависит то, будем ли мы осуждены на Страшном суде или нет. Разумеется, это не отменяет необходимости бороться со всеми грехами, но зачастую христианин, когда анализирует свое духовное состояние, видит, что у него очень много проблем, и непонятно, с чего начать, за что ухватиться. Начни с греха осуждения! Это советует преподобный Иоанн Лествичник мирянам.
Почему данный грех делает нас настолько неприятными для Бога? Потому что к Богу мы можем прийти угодным Ему образом только как кающиеся грешники. Если же ты судишь другого, ты уже не кающийся грешник, а судья. Но есть только один Судья, и это не ты. К Богу никто не приходит как судья, все кто считает себя судьями, остаются вне.
Несколько практических советов по борьбе с грехом осуждения. Преимущественно он порождается гордостью, поэтому нужно смирение и самоукорение. Например, подступает помысл осудить кого-то, тут же скажи: «Я больше него согрешил, Господи, помилуй меня и его». Зачастую это помогает прийти в чувство и прекратить осуждение. Бесы хотят, чтобы мы осудили этого человека, а мы наоборот, помолились за него. Так каждый их прилог мы начинаем обращать на прямо противоположное тому, что они хотят. Они хотят нас отдалить от Господа, а мы наоборот, используем это для того, чтобы приблизиться к Нему. Это работает.
Другой хороший совет дает один из наших новомучеников: если ты осудил кого-то за день, положи три земных поклона с молитвой за него; если двух людей осудил – шесть земных поклонов и так далее. Это очень действенное средство. Потому что грехи осуждения христианин часто совершает от дурной привычки и от невнимательности. А такой способ учит нас быть внимательными к этому греху, потому что класть поклоны-то не хочется, — так один день поклоны положишь, другой день, а на третий день уже подумаешь: лучше промолчу, чем поклоны класть.
И в целом хорошо бы учиться жалеть других людей. Сам грех мы должны осуждать, а человека, который предается греху, должны жалеть, потому что это образ Божий, и Господь его создал не на погибель. И этот человек, даже самый тяжкий грешник, мог бы стать – а если он еще жив, еще может стать — очищенным сыном Божиим или дочерью Божией во Христе. И если он идет по-другому пути, то это не повод гнушаться им, а повод его пожалеть.
Еще один способ: это ставить себя на место человека. Хочется осудить кого-то – представь, а что если ты сам в это впадешь. И зачастую оказывается, что мы и сами совершаем тот же грех, за который хотим осудить другого, и даже в большей степени. О чем сегодня тоже Господь говорил, что ты желаешь вытащить сучок из глаза брата своего, а не замечаешь бревна в своем глазу.
В Древнем патерике есть история о том, что однажды в монастыре умер монах, который не был отмечен никакими добродетелями, и даже какие-то у него были несовершенства. И вдруг именно после его смерти настоятель получает откровение, видя его в раю. И он удивился, что столько других монахов до него умирало, которые были лучше него, но именно этого монаха Господь показал во славе. И было сказано настоятелю: он пришел в это место благодаря неосуждению. Так что добродетель неосуждения может нас вести в рай даже при недостатке других добродетелей. Как и обещал Христос – «не будете осуждены».
Борясь с грехом осуждения важно избегать всего, что провоцирует нас на него. Допустим, разговоры, если собеседники подталкивают к осуждению. Если человек начинает бороться с этим грехом серьезно, он обнаруживает, что даже просто слушая рассказы о чужих грехах, ты оскверняешь свою душу осуждением. Как человек, который сам не курит, но стоит среди тех, кто курит, тем не менее, вдыхает дым, и потом выходит прокуренный, так же и с грехом осуждения, — даже просто слушая тех, кто осуждает, ты оскверняешь свою душу. Лучше удаляться от этого. И новости светские лучше поменьше смотреть, потому что они часто провоцируют на грех осуждения.
Как я сказал, чаще всего осуждение происходит от гордыни, но бывает осуждение, в которое мы впадаем из-за гнева, и с ним справиться сложнее. Если в случае осуждения от гордыни можно напоминать себе о своем недостоинстве, о своих грехах, можно молиться Господу о том, кого мы хотим осудить, и это работает, то в случае осуждения, которое происходит от гнева, это может не пмочь. Оно быстрее происходит, и избавиться от него сложнее, это возможно только через исповедь.
«Не осуждайте и не будете осуждены». Именно потому, что дьявол знает данный принцип, он и пытается всех нас вовлечь в этот грех, а также приуменьшить его значение в наших глазах. Потому что он хочет, чтобы мы были осуждены. Будем же умнее, и наоборот, используем эти слова Спасителя для того, чтобы не быть осужденными! Для совершения многих добродетелей нужны большие силы. Например, для поста, для поклонов, для долгих молитв нужны телесные силы, которых у кого-то может не быть в силу возраста или болезни, но стяжать добродетель неосуждения можно в любом состоянии и в любое время, так что воспользуемся этим.
Просмотров (19)