Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Апостол от 70-ти Иа́ков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ

 

Ап. Иаков, брат Господень. Патмос. XIII в.5 ноября (23 октября по ст.ст.) – память «Апостола Иакова, брата Господня по плоти», – читаем мы в православном календаре. Вероятно, он назван так потому, что его мать приходилась родственницей Деве Марии. По преданию, Иаков стал первым епископом Иерусалимской иудеохристианской общины и мученически погиб в 60-е годы, перед разрушением Иерусалима римскими войсками. Ему также приписывается авторство одного из Соборных (окружных) посланий, входящих в состав Нового Завета.

В этом Послании Иаков полемизирует с христианами, гордившимися своей отвлеченной верой, но забывавшими о необходимости повседневных добрых дел по отношению ко всем окружающим. Он пишет: «Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет. Может ли такая вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „Идите с миром, грейтесь и питайтесь“, но не дадите им необходимого для тела, – какая польза? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». И далее он иронизирует над своим собеседником: «Ты веруешь, что Бог един? Хорошо делаешь: и бесы веруют и трепещут» (Иак.2:14-19). Действительно, злые духи – эти падшие ангелы – «истинно верующие»: они ничуть не сомневаются в существовании Бога (в отличие от многих людей!), но их это не спасает – лучше от своей веры они не становятся!

Так выясняется сущность библейского понятия «вера»: это не философское признание какого-то Высшего начала (Абсолюта в духе Канта); это не вера в Бога, а вера Богу, т. е. верность и доверие живому личному Богу, которые несовместимы с жизненным эгоцентризмом. Такой действенной веры многим из нас катастрофически недостает.

Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия

Апостол Павел в Послании к Галатам пишет, что вместе с апостолом Петром почитались столпами Церкви и апостолы Иаков и Иоанн. Святой Иаков был сыном Иосифа Обручника от его первой жены и потому в Евангелии называется братом Господним. Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего Воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян.15). Это обстоятельство имеет важное значение ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следующими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона» (Деян.21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом?» – «Вы спрашиваете меня об Иисусе? – громко сказал праведник. – Он сидит на небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», – закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова. Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. Главная цель послания – утешить и укрепить обращенных к вере иудеев в страданиях, которые предстояли им, и предостеречь их от заблуждения, будто бы одна вера может спасти человека. Святой апостол объясняет, что вера, не сопровождаемая добрыми делами, – мертва и не приводит ко спасению. Церковное предание приписывает апостолу Иакову составление древнейшего чина Божественной литургии.

Источник 

Просмотров (22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *