Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Чувства, которые не выражаются, становятся болезнями (молитва – это встреча двух тайн)

Чтобы встретиться с Богом, необходимо быть искренним и в молитве. Некоторое время назад я написал следующее: «Знаете, дорога, по которой мы идем в духовной жизни, чтобы встретиться со Христом и познать Его, не прямая, а извилистая». Говоря другими словами, в твоей жизни будут моменты, когда ты будешь пребывать в умилении, и будут моменты, когда ты иссякнешь духовно. Будут моменты, когда ты с радостью будешь ходить на Божественную литургию, но будут и моменты, когда ты с неохотой будешь ходить на богослужение. Если ты спросишь у священников, то они скажут тебе то же самое – что и у них бывают моменты, когда они плачут во время Божественной литургии, моменты глубокого умиления от присутствия Святого Духа, и моменты, когда они не чувствуют этого, но чувствуют усталость. Эти изменения естественны для человека, потому что мы изменчивы: ты просыпаешься радостным, а вечером тебе грустно, утром ты радостный, а в полдень у тебя плохое настроение. Такие мы люди. Так и в молитве: бывают моменты, когда тебе не очень хочется молиться. Что же делать? Должны ли мы отказаться от молитвы? Нет. Первое, чего требует от нас Бог, – это чтобы мы были искренними.

1 (20).jpgЕсть прекрасный случай, происшедший со старцем Софронием. Одна женщина пришла в его монастырь и сказала ему: — Вы, батюшка, хорошо говорите в своих беседах о том, что мы должны молиться и общаться с Богом. Но у меня есть один грех. У меня есть некоторые разногласия с Богом, и я не могу сказать Ему «спасибо».

Обратите внимание на проблему этой женщины. Она говорит: – Я не могу сказать: «Господи, спасибо Тебе», потому что в этот момент внутри у меня происходит разногласие с Богом.

И вот что ответил ей старец Софроний: – Не бойся просить Бога, не бойся быть искренней с Богом. Скажи Ему то, что ты чувствуешь: «Господи, я не согласна с Тобой по этому вопросу или у меня есть претензии».

Посмотрите, какая разница между святым и теми, кто дает людям советы, которые наполняют их чувством вины и разрушают их отношения с Богом.

Многие говорят: – Я испытываю боль и ропот.

Не бойся! Скажи об этом Богу, преврати свою проблему в отношения с Богом

Или матери, потерявшие своих детей, говорят, что у них нет желания молиться, их переполняет гнев. Гнев является основной стадией скорби. Я имею в виду любую скорбь, включая и любовную скорбь, то есть скорбь от расставания. Поэтому в духовной жизни человек испытывает гнев по отношению к Богу: – Ты забрал моего ребенка!

Или еще что-то. Это предельные психические и духовные состояния. И как старец реагирует на них? Он говорит: – Нет проблем, выразите свой гнев перед Богом!

Бог не жалкий и злочестивый человек, это мы представляем Его таким – который затаит злобу к матери, потому что она пожаловалась Ему, и так далее.

Я помню, как раньше в селах, когда какая-либо женщина теряла ребенка и хотела выразить свое горе и что-то сказать, то ее родные давали ей пощечину и говорили: – Остановись! Ничего не говори! Не боишься ли ты Бога?! Как тебе не стыдно?! Тебя Бог накажет!

Они не позволяли ей выражать свои чувства до тех пор, пока это выражение чувств не становилось здоровым. Если ты не выражаешь гнев, который испытываешь, и все, что чувствуешь, то ты не получишь никакой пользы. Чтобы не цитировать психологов, которые очень хорошо это объясняют, давайте посмотрим, что говорит преподобный Порфирий: «Чувства, которые не выражаются, становятся болезнями»…

Следующий шаг – понять, Кто такой Бог, к Которому мы обращаемся

В это верит большинство людей. Не так ли? Вот почему они говорят: – Господь допустил, чтобы один заболел раком, другой погиб в автокатастрофе, это все допустил Бог…

Знаете ли вы, сколько людей мучается чувством вины и говорит: – Батюшка, любит ли меня Бог сейчас, когда я такой грешный, когда я совершил столько зла?Вопрос в том, что если я буду таким, то с каким богом я встречусь? Как часто мы желаем, чтобы Господь наказал того, кто нас раздражает или причиняет нам боль: – Бог ему воздаст!

Разве мы так не говорим? Во-первых, это проклятие; во-вторых, это месть; в-третьих, это психологическая проекция на Бога нашего «я», нашей мстительности.

Мы просим Бога причинить другому зло. Разве мы втайне не злорадствуем, когда у свекрови или соседки случается что-то плохое? Мы говорим:

– О, так ей и надо! Посмотрите, как она расплачивается за свои грехи!

Мы думаем, что Господь наказал ее, потому что мы всегда правы, у нас нет ни малейшего сомнения в том, что и мы можем быть в чем-то виноваты. Виноват всегда другой человек, поэтому он и понесет наказание.

Следующий шаг заключается в том, чтобы всегда в наших молитвах говорить Богу правду. Молитва – это обнажение нашего «я». 

В молитве я не хочу показать, насколько я хорош, как мы, к сожалению, делаем на исповеди

Однако молитва – это не хвастовство перед Богом, а обнажение своего бессилия, недостатков, терзаний. С ее помощью мы говорим: – Боже мой, я хочу быть рядом с Тобой, я нуждаюсь в том, чтобы Ты пришел в мою жизнь, я хочу почувствовать Твое присутствие, Твое благословение, Твою благодать, я хочу почувствовать Твое живое, активное присутствие!

Затем я называю в молитве свои страсти и немощи, не ища особых и сложных выражений, но говорю просто и искренне.

Источник

Почему злые люди больше болеют?

Просмотров (5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *