Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

«Безобидная беда»: компьютерные игры

Испокон веков игры были частью культуры всех народов. Для ребенка игра – основной вид деятельности. Игры в куклы моделируют семейную жизнь, а взяв длинную палку, ребенок уже становился воином. Игры были и остаются частью взросления и социального развития: понарошку сражаясь друг с другом или воспитывая кукол, дети готовятся к возможным ситуациям взрослой жизни.

Фото 1.jpg

У взрослых игры были сложнее: так в Индии появились шахматы, в Персии – нарды, а в Китае – игральные кости. К ХХ веку настольные игры стали гораздо сложнее и интереснее. Так легендарная в США и Европе настольная игра «Подземелья и драконы» стала чуть ли не культом для нескольких поколений.

А также стоит вспомнить спортивные игры – футбол, хоккей и прочие, у которых огромная армия зрителей и поклонников.

С развитием технологий стали появляться компьютерные и видеоигры. Между ними есть различия, но в данной статье предлагаю использовать эти слова, как синонимы. И если обычные игры, в том числе и в войну, никого не смущали, то компьютерные стали причиной для жарких споров. Одни люди их защищают и говорят об их полезности, другие же считают их злом и говорят об их вреде.

Самой первой в мире компьютерной игрой была «Bertie the Brain», представленная на Канадской национальной выставке в 1950 году. По сути, это были привычные нам «Крестики-нолики». Постепенно стали появляться 8-битные игровые автоматы, игры для видеоприставок, а потом и игры для персональных ЭВМ. Развитие и усложнение игр началось в 1980-х, когда их продажи стали приносить прибыль и началась конкуренция между производителями. Сегодня игровая индустрия по масштабности и сложности производства сравнима и даже превосходит киноиндустрию.

Теперь же к главной теме: какой вред или пользу приносят игры? Есть ли в них опасность физическая, психическая или духовная, и насколько она серьезная?

Сегодня игровая индустрия по масштабности и сложности производства превосходит даже киноиндустрию

Существует множество мнений «за» и «против». Также есть теории заговора про тайные магические знаки в коде и порабощение душ игроков через 25-й кадр (это при том, что во время игры мы видим графику, а не код, а стандартный fps в играх – 60 кадров в секунду), их мы разбирать не будем. Каждое массовое событие всегда вызывает резонанс в обществе, в том числе и домыслы.

Чаще всего противники компьютерных игр говорят, что они вызывают в людях жестокость, ведь там нужно стрелять, убивать людей. И именно это делает из детей будущих преступников, убийц, но все мы в детстве играли в войну и солдатиков. К тому же существует множество игр без убийств. Различные аркады, симуляторы магазинов, экономические стратегии, гонки и прочие. И жестокость во многих людях может быть спровоцирована не только видеоиграми.

Часто те, кто совершал убийство в реальной жизни, имели психологические травмы в детстве: жестокое и деспотичное отношение в семье, насилие, отец избивал мать, травля в школе или во дворе и прочее. Ребенок в таких условиях, пока он маленький и бессилен ответить, годами копит обиду, страх и озлобленность, вынашивает идею расправы над обидчиками. Однако не стоит исключать и то, что такую травму ребенок получит, увидев жестокость на экране.

В этом ключе, кстати, должно достаться и киноиндустрии. Убийства показываются не только в играх, но и в кино. Именно поэтому стоит всегда обращать внимание на возрастную категорию фильма или игры. Сегодня в начале каждой киноленты или видеоигры пишется предупреждение, что там содержатся сцены жестокости и насилия и нужно убрать от экрана зрителей до определенного возраста и особо впечатлительных. Возрастной ценз существует не просто так, и именно родители должны следить, что смотрит и во что играет их ребенок.

Игры создаются людьми и для людей как средство развлечения, поэтому в них есть как минусы, так и плюсы.

Из плюсов можно отметить, что они развивают мышление и логику, реакцию, командные онлайн-игры полезны для социальной адаптации. А также в игре можно почерпнуть немало навыков для реальной жизни. Ведь игры создают люди неглупые, и часто геймплей наполняется реальными навыками, такими, как ведение бизнеса, стратегия, навыки пилотирования и вождения, различные ремесла, строительство и многое другое. А в исторических играх игрок знакомится с историческими событиями и персонажами, искусством и архитектурой.

Из минусов же стоит сказать о малоподвижности человека, что негативно сказывается на его здоровье, поэтому все профессиональные киберспортсмены в обязательном порядке занимаются физическим спортом, иначе их могут даже отстранить от соревнований.

И, конечно, зависимость. Увы, немало людей впадают в игровую зависимость. Сначала наступает зависимость психологическая, затем – физическая. Очень часто ребенок, который в жизни толком ничего еще не успел достичь, или даже взрослый человек в игре становится профессиональным гонщиком, правителем страны, искателем приключений или героем, спасающим мир. Признание и успехи в игре активируют биологический «механизм вознаграждения» в мозгу. Это приятное чувство знакомо каждому из нас: когда мы получаем признание, смотрим интересный фильм, достигаем цели, отдыхаем после трудов, мы ощущаем чувство радости и эйфории. Мозг выделяет особые гормоны счастья и удовольствия.Фото 3.jpeg

В 1953 году американские ученые Олдс Джеймс и Питер Милнер провели интересное исследование. Белой лабораторной крысе подключили электрод к мозгу, напрямую к центру удовольствия. Для подачи «импульса счастья» крысе нужно было лишь нажать на педаль. И испытуемое животное постоянно нажимало на нее, игнорируя самок, еду, забыв про гигиену и сон. В итоге крыса умерла от истощения.

Если же крысе от кнопки отключали электричество, то у животного начиналась экзистенциальная ломка. Цитата Олдса: «Животное несколько раз с яростью нажимает на педаль, и только после этого отворачивается от нее, и начинает чиститься или засыпает. Однако время от времени возвращается и нажимает на педаль (как бы желая убедиться, что ничто не упущено)»[1].

Собственно, на этом механизме строится не только игровая, но и любая другая зависимость. Получив свою дозу эндорфина и других гормонов счастья, человек хочет еще и еще. И иногда это желание становится одержимостью. Вся жизнь человека сворачивается в одно желание – получить новую дозу счастья через тот предмет, действие или вещество, которое давало это чувство раньше.

При этом мозг привыкает к этому источнику, и доза гормонов постепенно уменьшается. И зависимый человек начинает контактировать со своим источником больше и чаще. Если же кто из близких попробует силой этот источник отобрать, то ответом будет лишь агрессия. Зависимый человек уже не хочет считаться ни с кем и ни с чем, для него мир перестает существовать, ему нужна лишь новая порция удовольствия. Схема та же, что и со страстями духовными, поэтому любая зависимость является не только физической, но и духовной болезнью.

Зависимый человек уже не хочет считаться ни с кем и ни с чем, для него мир перестает существовать

Известны случаи, когда люди играли несколько суток подряд и умирали от истощения, потому что забыли про потребность в пище и сне. Нередко игроманы разрывают контакты с близкими, теряют работу и учебу и даже не обращают на это внимания. Во многих странах существуют даже специальные реабилитационные центры для лечения такой зависимости, где больных изолируют от общества и компьютера, постепенно возвращая их к реальности.

Просто пытаться отобрать источник зависимости силой нельзя: это лишь спровоцирует агрессию. Лучше обратиться за квалифицированной помощью. С духовной же точки зрения лишь скажу, что о болящем нужно молиться. У верующих есть и помощь Высших Сил: тот, кто регулярно исповедуется и причащается, с Божией помощью легче избавляется от страстей. Но если человек из тех, кто «верит в душе» и не признает Церковь, то таинств он не примет и не поймет. Заставлять смысла нет. Богу нужно искреннее сердце и личное желание человека, без этого никак. Впрочем, к таинствам и молитве мы должны приступать регулярно, а не только с приходом беды.

Фото 4.jpg

В любом случае, если у человека от игры начинают страдать работа или учеба, ухудшаются отношения с близкими, то стоит начать тревожиться. И прежде всего нужно с игроманом поговорить. Если на самом раннем этапе болезни человек сам поймет, что зависим, то у него будет шанс даже самостоятельно излечиться. Чаще всего зависимый не понимает и не признает, что у него зависимость. Игроманы отрицают зависимость и говорят, что легко смогут обойтись без своего источника удовольствия. И, увы, продолжают это повторять на протяжении долгого времени, пока не становится слишком поздно.

С другой стороны, есть немало тех, кто способен себя дисциплинировать. Важно помнить: игра допустима как форма отдыха, но она не должна мешать жизни.

А вот с духовной точки зрения все сложнее. Не опасны ли для православного человека игры, где есть магия, ведь Библия магию запрещает? И будет ли грехом, если мы совершаем кражу или убийство в игре? Не вредит ли это душе? Думаю, ответить на эти вопросы каждый должен себе сам: у каждого свои грехи, свои страсти и своя совесть.

В заключение же скажу, что игры не являются ни злом, ни добром. Это лишь развлечение, коих множество. И как и в других развлечениях, здесь важна умеренность. Без умеренности любое развлечение может стать страстью: сериалы, кино, музыка, посиделки с друзьями и многое другое. Присматривайте друг за другом, чтобы никто из вас, развлекаясь, не впадал в грех. О чем отчасти и говорил апостол Павел: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6: 2).


[1] https://scorcher.ru/neuro/neuro_sys/well_badly_state/well_badly_state2.php

Просмотров (9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *