Мы сегодня будем говорить о святом Андрее юродивом. Благодаря этому человеку мы знаем праздник Покрова, и мы должны понимать один духовный закон. Мы не можем все видеть Богоматерь или святых, или ангелов, но должны быть избранные малым числом, находящиеся между нами в разные эпохи, которые лучше нас, и которые видят то, что мы чувствуем. Они говорят то, что видят, мы говорим на основании их виденья.
Так было со святым Андреем. Все праздники Богоматери, которые мы празднуем, относятся к его жизни: зачатие, Рождество, Введение во храм, Благовещенье, Успение. А вот Покров — это праздник, относящийся к славе Богоматери, которая сопутствует Ей в грядущем мире, в том мире, в который мы ещё не вошли, а Она уже вошла прежде нас. И Она там не бездельна, Она занята: совершает молитвенное ходатайство в служении. Как говорил преподобный Силуан Афонский, молиться за людей — это кровь проливать, т.е. молитва за людей предполагает сердечную связь с ними и переживание о них как о себе. Вбирание в себя самого всего того, что мучает человека или человечество и ходатайство к Богу об этих людях, которые тебе родные, которых любишь как себя самого — это исполнение заповеди «Возлюбить ближнего, как себя самого». Вот это и является деланьем Богородицы. Когда святой Андрей увидал её во Влахернском храме на воздухе, распростёршую головное покрывало и молящуюся о людях, собранных в храме и вообще обо всех людях. Говорящую: о, Господи, Сыне Мой и Боже Мой, прими всякого человека, приходящего к Тебе через Меня. Он когда это рассказал — это стало известно.
И люди на его виденье сказали: Аминь.
Люди его не видели, они просто услышали от очевидца.
Сердце христианское давно знало, что Божья матерь совершает ходатайство в служении.
Служение, примирение, т.е. Она молится Богу о людях непрестанно, и молитва Её не бесплодна. Она чрезвычайна сильна. Люди об этом всегда знали сердцем.
Когда Андрей это увидел, они обрадовались и сказали: вот видишь, что происходит, вот что происходит в мире духовном.
И, по сути, Андрей перед нами отдернул занавеску, что мы слепые, мы же не видим духовного мира.
К счастью, мы не видим демонов, к счастью, мы не видим душ усопших.
К счастью, мы не видим святых, потому что мы проводили бы свои земные дни и в жутком страхе не смогли бы даже картошку почистить, пуговицу пришить, если бы мы видели духовный мир.
Мы бы с ума посходили. Это очень трепетно, это глубоко.
Но некоторые видят, а мы чувствуем. Нам, чувствующим, дается некое знание от видящих. И чувствующие видящим говорят: да, так оно и есть, моё сердце знает это.
Я глазами это не видал, но сердце моё знает. Так возникает праздник. Конечно, хочется почтить память этого святого человека Андрея, о котором говорится: «Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся».
Это был человек, который был призван на особый подвиг юродства. Житие сообщает, что он был слугой, чуть ли не купленным рабом у какого-то византийца — константинопольца.
Он прилежал к службе Божьей, к храму, к молитве был внимателен, где-то как-то был призван Богом — мы не знаем деталей — и имел дар духовный, может быть, и не один. Имел горячую молитву, и его сердечные глаза видели многое.
Для того чтобы скрыть свое особенное духовное состояние, никому непонятное толком, только понятное Богу и ему, он стал придуриваться, прикидываться сумасшедшим, творить нелепости, глупости, одеваться странно, спать на полу, не есть по паре дней, плясать, дурачиться. Вообще — вести себя, как сумасшедший человек.
Сумасшедших раньше не лечили, не знали как.
Их и сейчас не очень лечат, потому что не знают, как ты его вылечишь. Если человек умом тронулся, как ты будешь его лечить?
Пилюльку дашь, чтоб он заглох, угнетающую пилюльку, которая угнетает его психику, капельницу, смирительную рубашку.
А так вообще, как лечить?
Это непонятно, душа если болит, то как ты её вылечишь?
Раньше так было, свозили их в Церкви, специальные храмы были для этого, и там их оставляли, и они жили на милостыню. Бродили по церковному двору и жили, как попало, вытворяя чудеса.
И он, Андрей, там между ними жил, как один из безумных.
Это была Церковь, как пишет житие святой Анастасии в Константинополе. Там было у него много видений, там к нему пришли демоны.
Пришли враги в большом количестве, выстроенные в боевые порядки, как некий полк воинов. Страшные, все злые, сильные, устремляющие на него с гневом, чтобы его уничтожить, порвать его, как тузик тряпку.
И он возопил тогда к Богу во время этого виденья, и явился ему на помощь Иоанн Богослов, его защитил, избил бесов. Он явился с ангелами — помощниками и нанес бесам много ран, ударов, и они с криком покидали это место, кричали, уходя: «Злой старик нас избил». Боялись Иоанна Богослова, т.к. апостол любви страшен для падших духов.
Андрей жил в Константинополе, юродски подвизаясь, как мы говорим. Хотя я хотел бы, чтоб мы избегали таких славянизмов, которые непонятны в переводе.
Чтобы мы говорили простым языком.
Он жил молясь, скрывая свою молитву за личиной сумасшествия, и ему было много откровений.
Жития святых описывают некоторые моменты того, что он видел. В древности было очень распространённое явление гробокопательство. У нас такого греха сейчас нет. По крайней мере, я не знаю, чтоб это было у всех на слуху. А раньше было распространено.
Богатых людей хоронили, смертность была большая, лекарств было меньше, чем сегодня, и прочих хирургических вещей. Умирали женщины родами, умирали малыши от всяких неисцелимых простуд. Хоронили — одевали в дорогие одежды, украшали золотом, и т.д. Гробокопатели наблюдали на похоронах, кого где хоронят, и приходили, раскапывали ночью, раздевали покойников, снимали с них золотые украшения.
У святого Григория Богослова есть несколько десятков, если не больше кратких увещаний, гневных обличений гробокопателей. Мои сродники, ныне уже умершие, говорили, что они после войны видели, как хоронили богатого человека.
Прямо лезвием резали костюм на нем и выбивали молотком золотые зубы, т.е. так, чтоб было видно, что раскапывать нечего.
Хотя бы и снимешь, но ничего не возьмёшь. Потому что в толпе хоронящих людей могли стоять наблюдающие за погребеньем.
Вот такой странный и страшный грех. Надо быть совсем безбожником, чтоб раскопать могилу, вытащить тело покойного, раздеть его, поснимать с него все, т.е. нужно вообще ничего святого не иметь за душой.
Андрей видел одного человека, который вознамерился обокрасть гроб молодой умершей девицы. Девушка умерла, её похоронили в дорогих одеждах, одна дочь у родителей — и положили её в могильный фамильный склеп.
Андрей увидел этого человека уже имевшего мысль, что он сделает это и сказал ему: не смей! Андрей сказал, не смей, а то не увидишь солнца. Он понял, о чем ему сказал, но, тем не менее, полез в гроб, раскрыл его ночью и раздел умершую девицу.
А она села и дала ему пощёчину, и он ослеп. Ослеп навсегда и просил милостыню и всем говорил: я ослеп за грех, я гробокопатель, осквернитель могил, и меня предупреждал об этом Андрей.
Такое известное чудо из его жития. Ему был открыт духовный мир. Например, однажды хоронили богатого человека. Нанятые клирики, дьяконы с кадилами, со свечами шли перед гробом, кадили и пели различные песнопения положенные на погребенье христианина, священники шли за гробом.
Шла куча людей, которые ждали милостыни и погребального обеда, т.е. поминок, чтоб поесть, помянуть, всякие нищие и прочие, шли родственники.
Похороны были многолюдные и пышные, но Андрей шел за этим гробом и плакал, потому что он видел, что связанную душу покойника ведут бесы, и они хохочут над всеми молящимися. И как бы помет кидают в них со словами: со святыми упокой. Какими святыми? – вопили бесы.
Этот человек наш, он растлил и лишил девства несколько сот девиц. Он был содомлянин, он растлевал так же и юношей. Он тайно убивал людей, заказывал убийства. Он был человек, который полностью порабощён дьяволом.
Это наш человек, это наша душа, никакие со святыми упокой.
Никакие пышные похороны не спасут его. Андрей видел эту духовную картину, и она его потрясала до глубины души.
Он шел со скорбью, потому что здесь он ничем не мог помочь. Он не мог прогнать этих лукавых, не спасти эту душу.
А эти все наши пышности всякие, они под вопросом, потому что иногда пышность совершенно соответствует событию, т.е. пышно хоронят святого человека — и все плачут, радуются, о том, что он вошел в вечность. Все чувствуют, что он будет молиться о нас.
А иногда наоборот, мы чувствуем, что венков много, оркестра много, людей много — а толку мало, потому что там не о чем даже говорить, слезы одни.
Вот такая интересная история была в жизни Андрея Юродивого. Дмитрий Ростовский вообще считал, что наши жития святых очень вычищенные, т.е. там много неприятных вещей просто выводится за скобки, чтоб не смущать читателя.
Потому что люди привыкли к тому, что в житиях святых должно быть всё свято. А святые живут среди грешников. Это женщины вытравливающие плод; богачи, растлевающие своих служанок; содомляне, растлевающие невинных мальчиков. Вся нечисть человеческая, которая в принципе была всегда, и там много всего. Так вот интересно что? В принципе жития Дмитрия Ростовского – они стерильные. Они такие, что там нечему ужаснуться.
А вот в части жития Андрея даже Дмитрий не смог запретить своей руке, своему пишущему перу изобразить картину жизни Византии в её расцвете, т.е. блуд, разврат, лицемерие. Андрей жил среди этого, обличал.
Там был вельможа, тоже богач, который якобы по утрам бегал в Церковь, а на самом деле — в дом тайного распутства и регулярно совершал его и тоже «разбогател» многими грехами, тоже противоестественно был склонен к разным видам блуда.
Андрей видал его каждый раз, говорил: ты прекращай. Куда бежишь? — В Церковь бегу. А сам бежал под покровом тьмы, якобы на всенощную, а на самом деле — на какие-то безобразия.
И Андрей предупреждал его, он пострадал, умер, и святой предупреждал его об этом.
В общем, такая правдивая картина жизни в Константинополе дается, потому что там было множество святых людей.
Это город Богородицы.
Если представить себе огромное количество жителей и огромное количество благочестивых людей, которые любили Бога и молились, то можно с уверенностью сказать, что не было ни одной минуты в сутках, когда бы кто-то, где-то в Константинополе не призвал имя Господа или Пресвятой Богородицы.
Но с другой стороны, безусловно, было и другое.
И этот Андрей видел во Влахерне небольшой храм, Божью Матерь, молящуюся обо всех людях, и его ученик видел тоже это. И он принес нам эту радостную новость.
Матерь Божья, оказывается, непрестанно молится о нас.
Потом однажды был в раю Андрей и там он видел пророков, мучеников, апостолов, праведных, преподобных, благоверных и равноапостольных царей, но не видел там Богоматери.
Спрашивал: а где же Божья Матерь, где Та, Которую мы так любим, где Та, Которой мы молимся каждый день? Ангел, сопровождавший его, сказал, что Её нет здесь на небе, Она на земле.
Там, где женщина мучается родами; там, где воин попал в плен; там, где торговец купец попал в кораблекрушение и борется с волнами за свою душу; там, где супруги ругаются; там, где дети не слушаются родителей; там, где человек умирает; там, где кто-то святой молится Богу денно и нощно.
Матерь Божья между людей, т.е. Она постоянно посещает землю, обходит её, совершает некое хождение по мукам, но в точном смысле слова хождение по мукам — это схождение во ад для спасения грешников.
Но хождение по земле — это тоже хождение по мукам, потому что больницы, тюрьмы, следственные изоляторы, психбольницы, лепрозории и т.д. – это места мук.
На земле много печальных мест, и Матерь Божья посещает их, Её на небе нет. Она должна быть там, как украшение рая, но Её там нет, потому что Она имеет любовь и ходит по земле, помогая людям. Это сказал Андрею Ангел.
Андрей открыл некую тайну невидимого мира, отодвинул шторку перед нами, говорит: смотрите, что происходит в невидимом мире.
Добавлю пару слов про Влахернский храм, мне это кажется очень важным.
Я хочу сказать вам вот что. Влахернский храм, в котором Матерь Божья явилась Андрею на воздусе, был когда-то одним из больших, красивых храмов.
Сегодня там — маленькая церквушка, обнесенная большим забором, опутанная колючей проволокой.
И так опутаны колючей проволокой по моему, все, может быть — почти все Церкви в Константинополе.
Обмазаны солидолом, обсыпаны битым стеклом и опутаны колючей проволокой.
И кто в эти Церкви ходит — туда раньше ходило три тысячи людей, пять тысяч людей. Сейчас ходят четыре бабки с половиной. Это гетто, понимаете?
Я хочу сказать вам это всем, дорогие христиане, что вы сегодня ходите в храм свободно и бесстрашно.
А есть места, где люди со страхом пробираются в храм, чтобы их по дороге не убили.
Со страхом из храма выбираются, чтобы их по дороге не убили.
И в храме самом стоят за широкой и высокой стеной, опутанной колючей проволокой, чтобы никто через забор не перелез. Вы цените, пожалуйста, ту свободу, то многолюдье наших храмов и то большое количество их, которое есть сегодня.
Потому что многие христиане вообще лишены такого счастья, которым мы сегодня наслаждаемся. Сокровищем нашей земли является наша Церковь.
Единственное и главное, по сути, сокровище нашей земли и родины. Любите её и благодарите Бога.
Мы живем сейчас в такое время, когда можно спокойно ходить в храм, никого не боясь и быть там с утра до вечера в самых разных храмах, на разных службах. Этого многие христиане лишены.
В частности, греки, живущие в Константинополе на том месте, где Матерь Божья явилась святому Андрею на воздусе за ны Христу молящаяся.
См.также:
- 14 октября — великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы
- Покров Пресвятой Богородицы. Преображение души русского народа
- Почему Покровской родительской субботы нет в календаре?
- Покров Пресвятой Богородицы: о том, как правильно встретить праздник.
- Почему столько боли, если над нами Покров Богородицы?
Просмотров (68)