Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Когда с проблемами к психологу, а когда – к священнику?

 

Когда в евангельском повествовании идет речь об экзорцизме или исцелении бесноватых Господом нашим Иисусом Христом, библейский язык подразумевает весь спектр духовных и душевных заболеваний, включая одержимость, безумие, сумасшествие. Тем более впечатляющими выглядят чудотворения Спасителя. Однако библейский, да и античный, мир еще не знал о естественных (психосоматических) причинах многих форм душевных недугов. Современный мир с его развитым психологическим знанием предполагает ответы на многочисленные вопросы о душевных заболеваниях. Тем не менее феномен одержимости злыми духами до сих пор не проанализирован должным образом научной психологией.

Фото 1 (11).jpeg

Категория «злых сил» просто не входит в сферу научно-исследовательских интересов современной психологии. Но проблема остается и является частью нашей повседневной жизни, а не только темой голливудских ужастиков в стиле «Заклятия» или «Астрала». Более того, многие реальные факты одержимости ставят в тупик современных психиатров и психотерапевтов. Но стоит отметить, что уловить разницу между одержимостью и сумасшествием крайне сложно ввиду близости духовного и душевного миров.

Обратимся к христианскому пониманию душевных недугов и одержимости. Дело в том, что христианская антропология (учение о человеке), несмотря на оптимистический и положительный взгляд на человеческую природу (человек как образ Божий), отмечает негативный фактор наследственной греховности и фундаментального влияния события грехопадения на дальнейшие поступки людей. Человеческая природа является благой от творения, однако она повреждена и искажена в силу грехопадения. Эта поврежденность касается всех составляющих человеческой природы:  телесной, душевной и духовной. В этом смысле каждый человек в той или иной мере несовершенен, поврежден грехом, духовно и психически не до конца чист. Выражаясь языком современной медицины, каждый из нас в некоторой степени нездоров и нуждается во врачевании. В этом и заключается секрет христианской этики: постепенное нравственное возрастание и излечение собственных недугов. Наша природа требует того или иного излечения, в независимости от того, одержимы мы злыми силами или нет. Таков христианский закон нравственности.

Уловить разницу между одержимостью и сумасшествием крайне сложно ввиду близости духовного и душевного миров

Для святоотеческой и аскетической литературы одержимость силами зла есть следствие порабощения человека его страстями и греховными наклонностями. Одержимость – это плод своего рода греховного наваждения. Напротив, в современной массовой культуре одержимость является негативным результатом хаотичных и неконтролируемых сил, неким действием злого и бессмысленного рока. Именно поэтому чаще всего невинной жертвой одержимости в популярной кинематографической культуре становятся невинные дети. Такая одержимость поистине пугает, потому что она является следствием некоего злого рока, несправедливой и безличной судьбы. Такая одержимость по своему характеру внеморальна, духовные усилия здесь не имеют никакого значения.

В святоотеческой мысли подлинная одержимость – это результат долговременного потворствовали своим страстям и греховным наклонностям. Диавол господствует над душой человека; человек впустил его в себя в результате своего безнравственного поведения. Такая одержимость чем-то напоминает современные явления «аддикций», болезненных состояний лудомании, пьянства, наркомании и пр. В святоотеческой мысли одержимость исцелялась как экзорцизмом (специальными ритуалами), так и продолжительной духовной работой над собой. По-настоящему одержимым человек может быть лишь во взрослом состоянии, так как он ответственен за свои грехи и безнравственные поступки. Одержимость детей и безвинных для святых отцов была тайной Божественного домостроительства. Именно поэтому ритуал экзорцизма (изгнания бесов), когда избавиться от беса пытались силой сугубой молитвы, был уделом немногих избранных, духовно подготовленных священнослужителей. 

Фото 2 - 2024-11-21T233343.165.JPG

Одержимость отъявленного грешника отражала непреходящие законы нравственного мироздания и требовала продолжительного исправления. Кроме того, одержимость часто сосуществовала с состоянием прелести, которая могла повредить мотивацию монашествующего на высокой стадии личного совершенствования, не преодолевшего искушений гордыни.

Учитывая святоотеческое наследие, одержимость невинных и малолетних – пусть и возможное, но крайне редкое явление, поэтому в большинстве случаев это будет мнимая «одержимость», имеющая конкретные психосоматические или генетические причины (естественная этиология), провоцирующая серьезные заболевания. Однако одержимость взрослых – вполне вероятный исход продолжительной нравственной деградации, проявлявшейся злой воли, разбушевавшихся греховных наклонностей. Вот в такой ситуации далеко не всё можно объяснить посредством психиатрической диагностики, современного научного психологического дискурса. Она требует более комплексного подхода, включающего не только психические характеристики, но и духовное измерение. Недаром, к примеру, знаменитая «12-шаговая программа» имеет религиозное происхождение.

Подлинная одержимость – это результат долговременного потворствовали своим страстям

К сожалению, в настоящее время большинство людей оценивают одержимость с точки зрения действий злого бессмысленного рока, навеянной секулярной массовой культурой. Святые отцы и учителя Церкви, напротив, считали подлинную одержимость редким явлением и связывали ее исключительно с нравственной, духовной деградацией личности. В массовой культуре бороться с роком или несчастливой судьбой невозможно, так как это неостановимые и неконтролируемые явления, силы неумолимого безличного Зла. С позиций святых отцов Церкви даже у полностью одержимого существует шанс быть соборно отмоленным и прощенным, либо пойти по долгому и тернистому пути нравственного исправления, духовного врачевания, восстановления первичного образа Божьего.

См.также:

Просмотров (9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *