Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

В чем разница между крещением Иоанновым и Таинством Крещения

Фото Сергея Власова / foto.patriarchia.ru

Из Евангелия мы узнаем, что еще до рождения христианской Церкви и установления в ней таинства Крещения Иоанн Предтеча крестил приходивших в нему людей в водах Иордана. Выясняем, что имеется в виду.

Редактор направления «Вера». Референт информационного отдела Берлинско-Германской епархии. Окончил ПСТГУ, исторический факультет и аспирантуру МГУ, имеет ученую степень кандидата исторических наук.

Вначале разберемся с терминологией. Словом крещение в церковно-славянском переводе Евангелия передано греческое слово «баптисмос», что буквально означает «погружение». Таким образом понятие, которым греческий язык описывает процесс погружения человека в воду, будь то река или крещальная купель, в славянском переводе приобрело дополнительный смысл и глубину, отсылая читателей к образу Креста, на котором распятый Спаситель искупил грехи человечества.

Теперь о том, что представляло собой крещение Иоанново. В Древнем Израиле широко практиковались различные омовения, которые совершались в знак очищения человека от ритуальной нечистоты. Например, после прикосновения к чему-то нечистому, различных выделений из тела, родов, во время некоторых праздников, перед участием в богослужении, принесением жертвоприношения и т. д. Эти омовения могли быть полными или частичными, когда омывались лицо, руки, ноги, одежда или предметы. Омовение было символом внутренней чистоты и готовности служить Богу.

В своем служении, цель которого состояла в том, чтобы приготовить людей к явлению Мессии, Иоанн Предтеча использовал привычный для народа обычай ритуальных омовений. Однако было тут и одно важное отличие. Дело в том, что практика полного погружения в речную воду предусматривалась только для прозелитов — представителей языческих народов, которые обращались к вере в Единого Бога. Полное погружение выражало готовность отказаться от прежних заблуждений и изменить свою жизнь. Когда Иоанн предлагал иудеям совершить обряд, предусмотренный для язычников, он тем самым давал понять, что не принадлежность к некоей культурно-исторической общности спасает человека, но желание очиститься от грехов и обратиться к Богу. Поэтому евангелист Марк и называет крещение Иоанна крещением покаяния (Мк 1:4). Ведь покаяние — это и есть изменение, полная перемена ума, раскаяние в совершенных грехах и твердое решение начать жить иначе.

Однако крещение Иоанново не имело благодатной силы и было лишь внешним выражением внутреннего покаяния. Оно не даровало крещаемым даров Духа Святого, не прощало грехов в полном смысле, а лишь подготавливало людей к истинному спасению, которое впоследствии принес Христос, имело временный характер и служило своего рода переходом от Ветхого Завета к Новому. Об этом говорил сам Иоанн Предтеча: я крестил вас водою, а Он (Иисус. — Прим. авт.) будет крестить вас Духом Святым (Мк 1:8).

Разницу между Иоанновым крещением и таинством Крещения в христианской Церкви хорошо передает история, описанная в Деяниях святых апостолов. В ней упоминаются некие ученики, крещенные Иоанновымкрещением, которые не знали о Духе Святом, пока апостол Павел не крестил их христианским крещением. Вот она:

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что́ же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян 19:1—6).

То есть основное отличие Иоаннова крещения от крещения христианского состоит в том, что в последнем человеку дается дар Святого Духа, который начинает действовать в его жизни. Оно совершается, по указанию Самого Христа, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19). В нем человек не просто образно и символически «смывает» с себя прежние грехи, но получает действительное прощение грехов, рождается от воды и Духа (Ин 3:5) и входит в новую духовную реальность Царства Небесного. Погружение в воду одновременно становится погружением в Духа Святого — именно это имел в виду Иоанн в приведенных выше словах, когда пророчествовал о том, что именно будет представлять собой крещение Христово. Если крещение Иоанново имело внешний, подготовительный, покаянный характер, то христианское крещение является реальным выражением спасения человечества от власти греха, которое совершил Господь Иисус Христос через Свою крестную жертву, смерть и воскресение.

Источник

 

См.также:

Просмотров (8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *