Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Ко дню памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси

Первый патриарх после синодального периода, смелый обличитель красного террора и кроткий по своей натуре пастырь, снискавший любовь простого народа. Святитель Тихон проявил мужскую твердость духа во время большевистских гонений и до последнего боролся за сохранение порядка в раздираемой расколами и внешними ударами Церкви.

Доброе начало

Василий Беллавин родился в семье потомственного священника, и по традиции своего времени в 9 лет поступил в духовное училище, а затем и в Псковскую духовную семинарию. Современники описывали молодого семинариста как «добродушного, кроткого и богобоязненного, без лукавства и святошества».

В семинарии друзья в шутку называли Василий «архиереем», а в Петербургской духовной академии – «патриархом». Но принятое Беллавиным после учебы монашество для многих товарищей стало неожиданностью.

Успехи в богословских науках привели будущего святителя к преподавательской деятельности. В 1892 году иеромонах Тихон, спустя год после рукоположения, назначается сначала ректором Казанской, а затем и Холмской семинарий. 19 октября 1897 года святитель был хиротонисан в сан епископа. А еще спустя год он назначается главой Русской миссии в Америке и отправляется на Аляску.

Народ не хотел отпускать любимого пастыря: вокзал заполнило огромное количество людей, а во время отбытия поезда некоторые из жителей Холмщины ложились на рельсы. Только обращение владыки Тихона остудило пыл паствы.

Похожими проводами сопровождался и отъезд святителя из Америки. До сих пор владыку Тихона именуют в этих краях апостолом Православия.

Именно святитель заложил фундамент для развития Русской Православной Церкви Зарубежом в этих землях, открывая приходы, налаживая церковную жизнь, проповедуя слово Божие, да так, что паства возросла до 400 тысяч человек.

Кроме, собственно православных русских, сербов и греков, во Христа крестились алеуты, словаки, русины и арабы. В Нью-Йорке был открыт Свято-Никольский кафедральный собор.

Святитель ТихонПатриарх Московский и всея Руси

На родине владыку Тихона назначают правящим архиереем на Ярославскую кафедру. Епископ и здесь активно трудился, добираясь в самые отдаленные монастыри и приходы губернии на лошади, в лодке и даже пешком, приободряя людей, подчеркивая, что для Церкви важен каждый человек.

В Ярославле святитель Тихон состоял почетным членом «Союза русского народа», что говорит о нем как о верном сыне нации. В будущем в своих воззваниях владыка не раз обратиться к русским людям с пламенным призывом.

Во время первой мировой войны уже архиепископ Тихон управляет Виленской и Литовской епархией, оказавшейся в зоне боевых действий. Спасая мощи виленских мучеников, владыка уезжает в Москву, но сразу же возвращается и несет пастырское бремя: напутствует солдат на поле брани, посещает лазареты, совершает богослужения.

Поместный собор и патриарший подвиг

В день Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа 1917 в Москве открылся Поместный собор. Более половины делегатов составляли миряне, хотя они не имели права голоса, однако, их появление однозначно оживило событие и включило в жаркую дискуссию о необходимости восстановления патриаршества.

В ноябре 1917 старец Зосимовой пустыни Алексий вытянул перед Владимирской иконой Божьей Матери жребий, и он пал на митрополита Тихона.

Какое значение играл Поместный собор для Русской Церкви? На нем принимались судьбоносные решения. Вот некоторые из них:

  • восстановлено Патриаршество и провозглашена независимость Церкви от государства, а высшей церковной властью признан Поместный собор;
  • положено начало поминовению и прославлению «новомучеников»;
  • принято положение о приходском уставе;
  • единоверцы (православные старообрядцы) обрели трехчинную иерархию;
  • признана невозможность расторжения светской властью освященного Церковью брака;
  • приняты определения о монастырях и монашествующих.
Открытие Поместного собора, 1917 г.

Открытие Поместного собора, 1917 г.

Собор проходил в условиях боевых столкновений в Москве между сторонниками Временного правительства и большевиками. Зимой 1918 в Киеве был убит митрополит Владимир. Патриарх Тихон предал анафеме всех гонителей православных. Хотя слова святителя и не были прямо обращены к большевикам, предстоятель Церкви, избегая клише, не побоялся осудить деяния всех тех, кто «гонения воздвигли на истину Христову».

Спустя год после Октябрьской революции, голосом, исполненным боли и негодования, патриарх, видя, как по всей стране коммунисты убивают ни в чем не повинных христиан, обращается к Совнаркому с воззванием:

«Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды. Захватывая власть и призывая народ довериться вам, какие обещания давали вы ему и как исполнили эти обещания? Поистине, вы дали ему камень вместо хлеба и змею вместо рыбы (Мф. 7:9-10)».

21 июля 1918-го года святитель осудил расстрел Николая II.

 В 1922 году в связи с усиливающимся голодом советская власть признает законным изъятие церковных ценностей. Патриарх Тихон выступает с заявлением к верующим, в которых призывает отдавать все, кроме святынь и освященных предметов, являющихся необходимыми при совершении богослужений.

Предстоятель Русской Церкви становится неудобен Советам, и его сначала арестовывают, изолируют от мира на территории Донского монастыря, а затем организуют газетную травлю. Святителю, очевидно, готовили скорую расправу.

Вместе с тем обновленцы, которых активно поддерживала Советская власть, на своем «соборе» лишили патриаршего титула Тихона, а также монашества. Однако, после освобождения, патриарх, ни сколько не опасаясь за жизнь и здоровье, обратился к верующим с сообщением о возврате к полноценному церковному служению. Обновленцы были посрамлены, а большевики недоумевали: почему в созданной ими карманной «церкви» почти нет прихожан, а в поставленной новой властью вне закона – миллионы людей?

7 апреля 1925 года святитель Тихон умер от сердечной недостаточности, хотя выдвигалась и версия отравления. «Теперь я усну… крепко и надолго» – сказал патриархнезадолго до своей кончины.

«Побеждайте зло добром!»

Духовная жизнь не терпит бюрократизма, и именно это губительно сказывается на Церкви. Трагедию 1917-го ряд философов, историков и мыслителей связывают с расколом XVII века.

Органично встретившаяся с христианством русская культура ломалась, рушились основы свободы и соборности Церкви. Пружина противоречий в народной жизни однажды должна была выстрелить, и это произошло в начале XX века.

Символично, что короткий, но яркий период подъема веры в России патриарший престол занимал человек истинно евангельского характера. Он не поднимал людей на брань с большевиками, но при этом смело обличал богоборцев. Ни к чему насильно не принуждая, святитель Тихон трудился, отказавшись от личных амбиций и став на место предстоятеля Русской Церкви по воле Божьей.

«Светлая мерность» – тот самый дух, которым описывал верующую Древнюю Русь Дмитрий Сергеевич Лихачев, присуща и владыке Тихону, стоит хоть немного познакомиться с его биографией, жизнью, событиями, воспоминаниями современников и его личными заявлениями.

Мы часто пытаемся требовать от духовной власти играть с миром по его правилам, превратиться из пастырей в харизматичных вождей, дать резкую и определяющую оценку тем или иным событиям, занять сторону в непрекращающейся во Вселенной войне всех против всех. Но порой за страстными порывами внутри мы совсем забываем Христа, Его евангельский образ, в котором Он подобен путнику, спокойно грядущему в новую жизнь, несмотря на бури, ураганы, штормы, нападения разбойников, голод и холод, козни врагов и предателей.

Святитель Тихон двигался именно таким, узким путем, размышляя, прежде всего, о Церкви как о корабле спасении, о людях – как людях, а не политически окрашенных фигурах на шахматной доске гражданской баталии. За спокойным, добрым, бескорыстным и кротким нравом скрывался чуждый понтов образ Человека, способного, несмотря на внешнюю «безобидность» говорить, когда ценой за каждое слово могла быть собственная жизнь.

Владыка совершал поступки, решался на заявления, выдерживал неимоверный прессинг со стороны агрессивной и, без преувеличения, сатанинской советской власти, оперативно справлялся с организацией церковного управления. В истории нашей страны всегда были, есть и будут мужчины, способные на свершения. Одним из таких, трудившихся не ради денег, а ради Бога и людей, был патриарх Тихон.

Его имя золотыми буквами вписано историю нашего Отечества. И, конечно, он достойно вошел в безмятежный покой Вечности.

Источник 

 

14 ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ПАТРИАРХА ТИХОНА

+ За фамилией Святейшего скрывается история его рода

Святитель Тихон до монашеского пострига носил имя Василий. Его фамилия — Беллавин — была достаточно распространенной в Псковской губернии, где он родился. Будущий Патриарх происходил из священнической семьи. По традиции Псковской губернии фамилию Беллавин могли носить люди строго духовного звания. По некоторым предположениям происходила она от прозвища «белый», которое ассоциировалось с чистотой и непорочностью. Такая фамилия говорила о благочестивости рода.

Кстати, с написанием фамилии Патриарха существует путаница. Связана она с тем, что советская пресса 1920-х годов систематически выбрасывала из фамилии Тихона одну букву «л». Эта ошибка закралась затем во многие статьи и издания. Корректное написание фамилии Святейшего все же – «Беллавин».

+ Уже в школьные годы сверстники в шутку кричали Василию: «Вашему Святейшеству многая лета!»

В возрасте 9 лет Василий начал посещать Торопецкое духовное училище. Его сверстники, зная миролюбивый и тихий характер будущего святого, как-то раз соорудили из кусочков жести кадило и, размахивая им, торжественно кричали ему: «Вашему Святейшеству многая лета!»

В Псковской духовной семинарии Василия прозвали Архиереем, а в Петербургской духовной академии — уже Патриархом. При этом его однокурсник протопресвитер Константин Израцов вспоминал: «Во всё время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания Академии поэтому для многих его товарищей явилось полной неожиданностью».

+ Святитель Тихон путешествовал по местам знаменитой «золотой лихорадки», описанным Джеком Лондоном

Во время своего служения в США епископ Тихон совершил трехмесячное путешествие по Аляске. Здесь находились православные приходы, основанные русскими миссионерами в конце XVIII века. Хроника этих путешествий необыкновенна. Святитель останавливался в населенных пунктах с непроизносимыми названиями — остров Уналашка, Нунапылюгмют, Квихпах, Нуналеанхагмют, Калкагмют.

Епископ общался с местным населением, учил «туземцев» молиться по-христиански, дарил крестики и иконы. Известно, что будущий Патриарх сплавлялся по течению реки Юкон — по местам «золотой лихорадки», описанным знаменитым писателем Джеком Лондоном. Это путешествие было совсем не комфортным, а иногда — просто опасным. Сам святитель Тихон с весельем вспоминал затем, что ему пришлось «идти по тундрам пешком, спать двенадцати часов на земле, испытывать “короткость” в провизии и вести кровавую, но не всегда победоносную борьбу с комарами».

+ Однажды святитель произнес тост, сам того не желая

На следующем месте служения — в Ярославской епархии — святитель Тихон снова демонстрировал свою мягкость, простоту в общении и открытость. Он объездил всю епархию, вникая в проблемы почти каждого, даже самого маленького, прихода. Так однажды епископ посетил отдаленное село, куда люди высокого звания просто отказывались ехать — настолько труден был путь. Впечатление для местных жителей — будто бы случилось «целое землетрясение».

После посещения сельской церквушки служащий в ней священник пригласил архиерея домой — на торжественный обед. Вежливый епископ Тихон согласился. Его угощали местными «деликатесами»: пирогами с морошкой, селедкой с луком и солеными грибами. Обстоятельно побеседовав со священником, Тихон уже собирался уходить, как появилась матушка — жена священника. Дрожащими от волнения руками она держала наполненную стопку на тарелке. Это был гостеприимный жест от радушных хозяев, и святой, чтобы не обидеть их, чуточку пригубил, но от неожиданной крепости напитка произнес: «Горько». Услышав этот будто бы свадебный тост молодая матушка тут же радостно обняла своего смутившегося мужа и поцеловала его. «Вот так и живите», — ласково сказал епископ, благословил их и уехал.

+ По итогам первого голосования за кандидатуру на Патриарший престол святитель Тихон занял только третье место

Революция 1917 года оставила в прошлом российское самодержавие. Вся прежняя система церковного управления рухнула, и Церковь получила возможность восстановить утраченное почти на двести лет Патриаршество.

На Всероссийском Поместном Соборе было принято решение избрать Патриарха. После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. Первым оказался архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон (Беллавин) — всего лишь 23.

Святитель Тихон никогда не считался главным претендентом на Патриарший престол, однако на Соборе было принято решение: окончательный выбор определит жребий — случайно вытянутая бумажка с именем кандидата. И 5 ноября в Успенском соборе старец Алексий (Соловьев) вытянул жребий с именем «Тихон, митрополит Московский». Так Русская Церковь обрела своего одиннадцатого Патриарха.

+ В годы Гражданской войны (1917–1923) Патриарх Тихон не благословил Белое движение

После революции в России началась Гражданская война: между так называемыми красными и белыми. И хотя лично святитель Тихон симпатизировал Деникину и Колчаку (об этом он прямо сказал на одном из допросов на Лубянке), однако от имени Церкви белых не благословил. Известно, что к святителю однажды обратились представили партии кадетов, которые просили его благословения. Патриарх отказался.

Другой показательный случай вспоминает князь Григорий Трубецкой. Летом 1918 года, собираясь отправиться в ряды белой армии, он приехал на Троицкое подворье в Москве, чтобы попросить у святителя Тихона тайное благословение, но «патриарх в самой деликатной и в то же время твердой форме сказал мне, что не считает возможным это сделать…»

Святитель Тихон считал недопустимым путать свою личную позицию с общецерковной и призывал обе стороны братоубийственной войны прекратить насилие.

+ В годы страшного голода в Поволжье (1921–1922) благодаря связям Патриарха Тихона голодающие получила помощь в размере 50 миллионов долларов

Начало 20-х годов. Гражданская война, засушливое лето и большевистская политика военного коммунизма спровоцировали страшный голод на огромной части территории России. Вслед за голодом начались вспышки эпидемии тифа с малярией и холеры. Люди ели глину, кору, полевых животных, иногда даже трупы убитых.

Летом 1921 года, в самый разгар катастрофы, Патриарх Тихон отправил письменное обращение к епископу Нью-Йоркскому и архиепископу Кентерберийскому, использовав свои связи, которые появились у него за время служения за океаном.

Текст этого обращения был опубликован в New York Times и тут же получил отклик от Герберта Гувера, который возглавлял благотворительную организацию ARA (Американская администрация помощи). Уже летом 1922 года почти 11 миллионов российских граждан каждый день получали помощь от АRА (это не только еда, но и одежда, обувь, медикаменты).

Сам Патриарх координировал деятельность организации, письменно указывая, куда нужно направить прибывшую помощь для передачи голодающим. Суммарно за два года деятельности ARA в страну поступило около 50 миллионов долларов.

+ Несмотря на помощь голодающим, советская пресса называла Патриарха «людоедом»

Сама Церковь внесла огромный вклад в фонд помощи голодающим. Понимая, что такие действия могут серьезно укрепить авторитет Патриарха и всей Церкви, большевики 2 января 1922 года приняли постановление «О ликвидации церковного имущества». Эта кампания была организована якобы для помощи голодающим.

В феврале Патриарх Тихон отреагировал на это постановление воззванием к верующим, в котором призывал приходы жертвовать «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления», ради преодоления катастрофы в Поволжье. Изъятия же богослужебных предметов святитель прямо назвал «святотатством», прекрасно понимая, что само постановление правительства — провокация. Советская пресса ответила на это воззвание «патриарха-людоеда» Тихона шквалом обвинений и притворным возмущением.

+ Святитель Тихон не терял присутствие духа, даже находясь под домашним арестом и колоссальным политическим прессингом

С 19 мая 1922 года по распоряжению властей Патриарх Тихон был изолирован на территории Донского монастыря в Москве — «за антисоветскую деятельность». Его темница находилась в небольшом двухэтажном домике рядом с надвратной церковью в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Здесь святитель пробыл больше года — до 27 июня 1923 года.

Начались быть может самые тяжелые месяцы в жизни Святейшего. Каждый день он находится под колоссальным политическим прессингом. Его периодически вызывали на Лубянку. На него давили, провоцировали, пугали, но сам святитель стойко переносил страдания, не теряя присутствия духа. Даже с улыбкой. Известно, например, что над дверью его комнаты в Донском монастыре висела табличка с надписью: «По вопросам контрреволюции не беспокоить».

Однажды Тихон очень поздно вернулся с очередного допроса. Измученный долгим ожиданием келейник с порога спросил его:

— Как там?

— Уж очень долго допрашивали.

— А что же вам будет?

— Голову обещали срубить, — с обычным добродушием, но устало ответил святитель Тихон.

Одна из сотрудниц ГПУ (Государственное политическое управление при НКВД), Мария Вешнева, которой был поручен надзор над заключенным, вспоминала: «С Лубянки патриарх возвращается всегда очень утомленным. А когда отдышится — пройдется по всем комнатам, остановится в дверях дежурки и на меня посмотрит, только глаза у него улыбаются».

+ Новый 1923 год святитель Тихон вынужден был отпраздновать … с сотрудниками ГПУ

Та же Мария Вешнева вспоминает случай из жизни Святейшего под арестом: «Когда наступил новый год и мы (вместе с Вешневой в помещении дежурил еще один сотрудник. — Прим. редакции) по благовесту поняли, что начали поздравлять, раздались тихие шаги. Удивленные, мы обернулись (патриарх никогда не приходил ночью), увидели его. В шелковой рясе, с большим золотым крестом на груди, с тщательно расчесанными серебряными волосами. Он держал деревянный поднос, полный пряников, пастилы, орехов и яблок. Поставил на стол, низко поклонился и поздравил нас с Новым годом. Мы встали и тоже поздравили его, пожелав здоровья и удачи. А потом вскипятили чай, вызвали часового и великолепно втроем отметили Новый год».

+  Патриарх Тихон перенес несколько покушений

Святителю Тихону 59 лет. Осознав, что арест Патриарха ничего не дает, большевики выпустили его на свободу. Однако всю жизнь отличавшийся крепким здоровьем человек теперь почти ослеп, периодически падает в обморок. За каждым шагом Патриарха следят. Его личные письма вскрываются. Продолжаются обыски. Не утихает и травля в прессе. Но самым тяжелым моральным испытанием стало сразу два покушения.

Еще до ареста, 12 июля 1919 года, женщина в толпе ударила святого ножом в бок. Патриарха тогда спас кожаный ремень, который смягчил удар.

Другое покушение случилось уже после освобождения святителя. Во время литургии, когда диакон вышел из алтаря с чашей для причастия, незнакомый человек с криком «Тихон, мы убьем тебя!» ударил дубинкой по плечу митрополита Петра, решив, по ошибке, что он и есть Святейший. Злоумышленника тут же обезвредили и вывели наружу. Все это время святитель Тихон стоял в алтаре и горько плакал.

Плакал святой и 9 декабря 1924 года, когда неизвестные, проникли в патриарший дом и расстреляли его келейника, секретаря и близкого друга Якова Полозова. Святитель в момент убийства находился в соседней комнате. Личность убийц установить так и не удалось, но не исключали, что пришли они именно за Патриархом. Позднее обнаружилось, что две ночи подряд кто-то пилил решетку на одном из окон его домика на территории Донского монастыря. Тогда Тихона по состоянию здоровья положили в больницу и параллельно стали искать более безопасное жилище.

+  Патриарх Тихон за семь лет своего служения совершил 777 литургий

Известно, что за семь лет своего патриаршества святитель Тихон совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. Это значит, что святой служил примерно каждые два-три дня. И это при каждодневной колоссальной административной нагрузке, в условиях тяжелейшего психологического давления со стороны властей, арестов, обысков и допросов.

+  Что сказал Патриарх перед кончиной

В январе 1925 года у Тихона участились проявления сердечной недостаточности. В апреле Патриарх лег в частную клинику Бакуниных (само здание по адресу Остоженка, дом 19 сохранилось до наших дней). Руководство только этой лечебницы рискнуло принять у себя опального Патриарха (через год эта клиника была закрыта).

По воспоминаниям келейника 7 апреля Патриарх ближе к вечеру начал отчего-то сильно волноваться. Он посмотрел на свои пальцы — ногти на них почернели — и, глубоко вдохнув, сказал: «Теперь я усну… крепко и надолго. Ночь будет длинная, темная-темная». Тихон постоянно спрашивал, который час. В 23:45 он в последний раз спросил о времени. Услышав ответ, святой сказал «Ну, слава Богу» и начал широко креститься.

На третьем крестном знамении рука святителя Тихона упала.

+  В 2006 году скончался человек, который участвовал в похоронах патриарха Тихона, а затем, через 67 лет, — в обретении его мощей

Это архимандрит Даниил (Сарычев), насельник Донского монастыря. Монах вспоминал, что успел даже взять благословение у святителя, а затем участвовал в его отпевании и похоронах. Он стал свидетелем закрытия Донского монастыря (в 1929 году), а затем и возобновления в нем монашеской жизни — в 1991 году. Тогда же иеромонах Даниил стал насельником обители. И уже через два года принял непосредственное участие в обретении мощей святителя Тихона.

В день памяти святителя Тихона, патриарха Московского и Всея Руси — 18 ноября, пройдет праздничная Литургия и молебен у ее святых мощей в Свято-Вознесенской Давидовой пустыни, вы можете подать записки, пройдя по ссылке ниже:

О ЗДРАВИИ: https://okl.lt/1mKQpK

ОБ УПОКОЕНИИ: https://okl.lt/1mKQrS

МОЛЕБЕН: https://okl.lt/1mKQw8

 

Тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России, глас 1

Апо́стольских преда́ний ревни́теля/ и Христо́вой Це́ркви па́стыря до́браго,/ ду́шу свою́ за о́вцы положи́вшаго,/ жре́бием Бо́жиим избра́ннаго,/ Всеросси́йскаго патри́арха Ти́хона восхва́лим/ и к нему́ с ве́рою и упова́нием возопи́им:/ предста́тельством святи́тельским ко Го́споду/ Це́рковь Ру́сскую в тишине́ соблюди́,/ расточе́нныя ча́да ея́ во еди́но ста́до собери́,/ отступи́вшия от пра́выя ве́ры к покая́нию обрати́,/ страну́ на́шу от междоусо́бныя бра́ни сохрани́,// и мир Бо́жий лю́дям испроси́.

Перевод: Апостольского учения ревнителя и Христовой Церкви пастыря доброго, жизнь свою за овец отдавшего (Ин.10:11), жребием Божиим избранного, Всероссийского патриарха Тихона прославим и к нему с верой и надеждой воззовем: «Представительством святительским ко Господу Церковь Русскую в спокойствии сохрани, рассеявшихся чад ее в единое стадо собери, отступивших от православной веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобной войны сохрани и мир Божий для людей испроси».

Ин тропарь святителю Тихону, патриарху Московскому и всея России, глас 3

В годи́ну тя́жкую Бо́гом избpа́нный/ в совеpше́нной свя́тости и любви́ Бо́га пpосла́вил еси́,/ во смиpе́нии вели́чие, в пpостоте́ и кpо́тости си́лу Бо́жию явля́я,/ положи́л ду́шу за Це́pковь, за лю́ди своя́,/ испове́дниче патpиа́pше свя́те Ти́хоне,/ моли́ Хpиста́ Бо́га,/ Ему́же соpаспя́лся еси́,// и ны́не спасти́ зе́млю Ру́сскую и па́ству Твою́.

Перевод:В тяжелые времена избранный Богом ты в совершенной святости и любви прославил Его, являя в своем смирении — величие, в простоте и кротости — силу Божию. Положил душу за Церковь и паству свою, исповедник Патриарх святой Тихон, моли Христа Бога, Которому ты сораспялся (Гал.2:19), и сейчас спасти землю Русскую и паству твою.

Иные материалы:

Святитель Тихон, патриарх Московский

Восстановление патриаршества

Патриарх Тихон и его время

«Завещание» Патриарха Тихона

Канонизация Патриарха и обретение его мощей

Проповеди

 

https://azbyka.ru/days/sv-tihon-belavin

 

Просмотров (57)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *