Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Правильно ли уходить из храма после молитвы «Отче наш», если не причащался?

Безобразие уходить из храма сразу после молитвы «Отче наш».

Ну разве что есть такие, которые например работают, в будни приходят на раннюю литургию, «Отче наш» пропели, они уходят из храма, ну что ж, ну ладно.

Вообще, знаете что самое неприятное бывает часто в нашей церковной жизни? Брожение, хождение по храму как только закрыли царские врата. Какое безобразное поведение в это время в очень многих наших храмах.

Царские врата закрылись, «Святая Святым», пропели «Един Свят, един Господь», начинается запричастный концерт и пошли бродить как в Индии бродят коровы по улицам, нарушая знаки дорожного движения. Бродят туда-сюда, «шу-шу», «бу-бу»,»ля-ля», это отвратительно.

Необходимо стоять, замерев как солдат на посту №1, никуда не двигаться, ждать пока откроют двери и вынесут чашу.

Священники, правда, тоже в этом смысле иногда согрешают тем, что они слишком уж долго запьют, раздробят, приготовят, посидят, поговорят, затягивают на полчаса выношение чаши, тут уже самый терпеливый измается.

А если есть малые дети, то они орут и когда эту святую чашу вынесли, то народ уже весь испарился, это тоже никуда не годно. Надо быстро-быстро батюшке причаститься, дары раздробить, 5 минут раскрыл двери, быстро вышел, а люди как стояли, так и стоят. Вот это будет эталонное, правильное поведение в храме.

Я не должен затягивать момент от закрытия Царских врат, от возгласа «Святая Святым», до слов «Со страхом Божиим и верою приступите», все нужно делать максимально быстро.

Конечно, бывает соборное служение, когда разливается 3-4 чаши, там просто не успеваешь и меньше 15 минут не потратишь. Но если чаша одна и будничная служба, 5 минут и вышел, а люди стоят смирно пока не вынесут чашу.

Вообще, мера отношения к литургии это мера веры человека, это мера его церковности. Понимаешь ли ты, что здесь написано, понимаешь ли ты, что здесь происходит, что сейчас за момент службы и так далее? Это очень важная вещь.

Поэтому, если речь идет о будничных службах, как я уже говорил человек спешит на работу, «Отче наш» пропели, многие уходят. А в праздничные и воскресные службы надо стоять до конца.

И если вы даже не причащаетесь сегодня, о чем вам думать, когда причащаются другие?

Во-первых, вы стоите и молитесь «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, благослови, сделай так, чтобы все, кто причастится сегодня причастились в здравие души и тела, в умножение веры, в очищение грехов в защиту от всякого зла» и так далее. Молитесь о тех, кто причащается, это любовь.

Молитесь о себе «Господи, Иисусе Христе, сегодня я не причащаюсь, но когда я буду причащаться, пожалуйста дай мне причастия в жизнь, а не в смерть, в оправдание, а не в осуждение, в радость, а не в печаль».

И, наконец, третье «Господи, Иисусе Христе, как много в мире людей, которые никогда не причащались, я прошу тебя, сделай так, чтобы они тоже пришли на причастие».

Вот вам какая задача. Ведь у нас крещеных миллионы, а в церковь ходит 5% от этих миллионов и еще умудряются тоже не причащаться годами.

А надо, чтобы на слова «Примите, ядите» пришли все люди, которые крещены и имею Веру Божию.

Андрей Ткачев — протоиерей Русской православной церкви

Если вы захотите уйти с Божественной Литургии в какой-либо из ее моментов, конечно же, за руку вас силой тянуть никто не будет обратно. Другой вопрос: насколько это полезно для самого человека?

Божественная Литургия – это не просто некий набор красивых молитвословий и священнодействий. И в этом наборе нельзя выделять моменты более важные и отличать их от моментов менее важных. Литургия – это единая сплошная молитва. Ее можно сравнить с цельным организмом. Как организм без одного органа является неполноценным и больным, точно так же и Литургия без той или иной молитвы уже Литургией не является. А потому очень неправильно делают те, кто пытается сократить «немощи ради людской» Божественную Литургию.

Из данного отступления вполне естественно вытекает и ответ на поставленный выше вопрос. Ведь если Литургию нельзя сократить, значит и человек должен молиться на всей Литургии, а не только на какой-нибудь ее части. Кроме того, даже сам вопрос, например, у представителей древней Церкви также вызвал бы недоумение: как можно молиться за Литургией и в итоге – не причаститься.

По большому счету, если мы внимательно слушаем литургийные молитвы, мы не можем не заметить, что все они направлены на одно: мы просим Бога сподобить нас стать причастниками Его Пречистого Тела и Честной Крови. Следовательно, если мы стоим всю службу и молимся вместе со всеми, чтобы Бог присоединил нас к Себе посредством Евхаристии, а в результате, когда священник выносит Дары, мы просто берем разворачиваемся и выходим из храма, значит мы, по сути, молились за Литургией вовсе не о том, чего просили другие верующие. В таком случае не важно, когда мы выйдем из храма: после молитвы «Отче наш» или в самом начале богослужения.   

Доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф

Просмотров (9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *