Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

СРЕТЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРАВЕДНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ

Многие любят поспорить: а является ли зачатый младенец человеком, и если да, то с какой недели, и прочее. Ответ на этот вопрос, как и на все вопросы нашей жизни, дает Святое Евангелие: когда Пресвятая Богородица пришла к святой праведной Елисавете, Младенцу в Ее утробе было всего несколько дней, а младенцу в утробе святой Елисаветы – полгода, и вот Иоанн Креститель узнает Господа Своего и радуется:Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа (Лк. 1: 41–45). Архим. Ефрем Филофейский

Кратко о празднике

Пресвятая Дева Мария, желая поделиться радостью со Своей родственницей Елисаветой, поспешила навестить ее. От Ангела Она знала, что у Елисаветы тоже вскоре родится сын. Когда Елисавета увидела Марию и услышала Ее приветствие, младенец внутри у нее встрепенулся, она исполнилась Святого Духа и приветствовала Марию: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что пришла Матерь Господа моего ко мне? И Богородица в ответ воспела песнь Богу: «Прославляет душа моя Господа, и дух Мой радуется о Боге, Моем Спасителе, потому что Он увидел смирение Своей рабы. Отныне будут ублажать Меня все поколения людей, что Всемогущий сотворил Мне величие, и свято имя Его». Эти пророческие слова Пресвятой Богородицы исполняются в почитании Ее Православной Церковью.

В доме Захарии и Елисаветы Богородица провела около трех месяцев и вернулась в Назарет.  

Источник

Подробнее

Иное название праздника — Прихождение Божией Матери в горний град Иудов (Целование Мариино).

Святой праздник Прихождения Божией Матери в горний град Иудов, или Целование Мариино, был установлен указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года по ходатайству тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрита Антонина (Капустина). Глубокий смысл этого празднования возвращает православного христианина во времена событий, описанных в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).

Именно тогда, как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» – свою родственницу и мать Иоанна Предтечи. И во время этой встречи произошло несколько великих чудес.

Будущий пророк, которого носила Елисавета, жена священника Захарии из рода Ааронова, при появлении Марии «взыграл радостно во чреве», то есть стал выполнять свою пророческую миссию возвещения Мессии еще до рождения. Именно этот, небывалый до сих пор факт Божиего откровения от еще нерожденного, был одной из причин сказанного Спасителем, что Иоанн «больше пророка» и «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:9-11).

Пророческий дар Иоанна, ещё младенца в утробе, передается и носящей его матери. Елисавета Святым Духом возглашает: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). Сама Дева подтверждает подлинность откровения о том, что Дитя в Ее чреве и есть тот самый Агнец Божий, Ветхий днями, Надежда Израиля, о которой говорили древние пророки. Исполнившись Духа, она говорит о спасении, приходящем через Ее Младенца, и той славе, которую Господь даровал Ей Самой: «….призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48). Праздник Целования Мариина – это почитание первого новозаветного откровения о Мессии, которое было дано еще до Богоявления на Иордане и даже до слов святого Симеона Богоприимца о Спасении Израиля, наконец увиденном его глазами.

Прихождение Божией Матери в горний град Иудов ежегодно празднуется в Горненском женском монастыре Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Обитель расположена в районе Эйн-Карем – той самой Нагорной стране, где состоялась описанная в Евангелии встреча матери пророка и Матери Бога. Празднование установлено 30 марта (12 апреля н. ст.), но если Благовещение попадает на Страстные дни, служба переносится на четверг Светлой седмицы или день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник». Архимандрит Антонин сам составил чинопоследование праздника, которое ныне входит в служебную Минею Русской Православной Церкви.

На иконе праздника иногда можно можно увидеть младенцев Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, изображенных во утробах Девы Марии и святой праведной Елисаветы. Обычно Господь изображается с благословляющим жестом Иоанна, а Иоанн – преклоняющим главу под благословение.

Святой праздник Прихождения Божией Матери в горний град Иудов, или Целование Мариино, был установлен указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года по ходатайству тогдашнего начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, архимандрита Антонина (Капустина). Глубокий смысл этого празднования возвращает православного христианина во времена событий, описанных в Евангелии от Луки (Лк.1:39-56).

Именно тогда, как повествует святой евангелист Лука, Пресвятая Дева «с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету» – свою родственницу и мать Иоанна Предтечи. И во время этой встречи произошло несколько великих чудес.

Будущий пророк, которого носила Елисавета, жена священника Захарии из рода Ааронова, при появлении Марии «взыграл радостно во чреве», то есть стал выполнять свою пророческую миссию возвещения Мессии еще до рождения. Именно этот, небывалый до сих пор факт Божиего откровения от еще нерожденного, был одной из причин сказанного Спасителем, что Иоанн «больше пророка» и «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:9-11).

Пророческий дар Иоанна, ещё младенца в утробе, передается и носящей его матери. Елисавета Святым Духом возглашает: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43). Сама Дева подтверждает подлинность откровения о том, что Дитя в Ее чреве и есть тот самый Агнец Божий, Ветхий днями, Надежда Израиля, о которой говорили древние пророки. Исполнившись Духа, она говорит о спасении, приходящем через Ее Младенца, и той славе, которую Господь даровал Ей Самой: «….призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48). Праздник Целования Мариина – это почитание первого новозаветного откровения о Мессии, которое было дано еще до Богоявления на Иордане и даже до слов святого Симеона Богоприимца о Спасении Израиля, наконец увиденном его глазами.

Прихождение Божией Матери в горний град Иудов ежегодно празднуется в Горненском женском монастыре Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Обитель расположена в районе Эйн-Карем – той самой Нагорной стране, где состоялась описанная в Евангелии встреча матери пророка и Матери Бога. Празднование установлено 30 марта (12 апреля н. ст.), но если Благовещение попадает на Страстные дни, служба переносится на четверг Светлой седмицы или день памяти иконы Божией Матери «Живоносный источник». Архимандрит Антонин сам составил чинопоследование праздника, которое ныне входит в служебную Минею Русской Православной Церкви.

На иконе праздника иногда можно можно увидеть младенцев Иисуса Христа и Иоанна Крестителя, изображенных во утробах Девы Марии и святой праведной Елисаветы. Обычно Господь изображается с благословляющим жестом Иоанна, а Иоанн – преклоняющим главу под благословение.

Источник

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Кондак, глас 3

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

 

 

Просмотров (468)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *