Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

☦️ «Лествица». 30 ступеней к Богу для каждого христианина

 

Говоря о «Лествице» преподобного Иоанна Синайского, многие христиане недоумевают, чем им может помочь сугубо монашеская книга. Но Святая Церковь не зря вспоминает эту книгу и её автора в одну из недель Великого Поста. Ведь ступени духовной лестницы в Небо на самом деле одинаковы для каждого. 

«Всем тем, которые стремятся к тому, чтоб имена их были написаны в небесной книге живота, книга сия показывает превосходный образ течения: ибо, шествуя по указаниям оной, найдешь, что она непогрешительно руководствует ей последующих, сохраняет в целости от всякаго камня преткновения и представляет нам собою лествицу утвержденную, возводящую от земли во Святая Святых и стоящаго на вершине своей Бога любви являющую». Иоанн Лествичник

 

Ступени победы над суетой

«Христианин есть тот, кто сколько возможно человеку, подражает Христу – словами, делами, помышлениями», – учит нас преподобный Иоанн Синайский. Спаситель, прежде чем выйти на общественное служение, на сорок дней удалился в пустыню. Подражая Ему, и нам в начале своего духовного восхождения необходимо уйти и внимательно вглядеться в пустыню своего сердца. Первые четыре ступени «Лествицы» именно об этом.

Великий пост – это время, когда мы прерываем свой стандартный распорядок. Это как раз самая первая ступень. Отбросив на время другую деятельность, мы, наконец, получаем возможность прислушаться к своим мыслям и чувствам. Затем необходимо и их переключить на свой внутренний мир. Начать думать не о политике, новом фильме или покупке автомобиля, а о Боге, своей бессмертной душе и спасении. О грядущей смерти и вечной жизни.

Отрешившись от земной суеты необходимо перейти к странничеству. К духовному странничеству по закоулкам своего сердца, где мы вспоминаем наши неблаговидные поступки и грехи. К мысленному странничеству на Голгофу, где безвинный Христос претерпевает за наши слабости жесточайшие муки и смерть. И осознание нашей внутренней нечистоты и величия любви Божией к нам возводит нас на четвёртую ступень «Лествицы» – ступень послушания Божией воле о человеке.

 

Ступени покаяния

Три следующих шага по лестнице спасения можно условно назвать шагами покаяния. Это само раскаяние, а также плач о грехах и память о смерти. По-гречески «покаяние» — это «метанойя», то есть «изменение сознания», «перемена жизни». Перемена жизни напрямую проистекает из принятия о себе воли Божией. Покаяние – это не просто осознание своего греха, но и решение навсегда от него отказаться.

Покаянию сопутствует памятование о смерти. «Мы для того непрестанно напоминаем о геенне, чтобы подвигнуть всех к Царствию, чтобы умягчить страхом сердца ваши, расположить к делам, достойным Царствия», – говорил христианам святитель Иоанн Златоуст. А сам преподобный Иоанн Синайский соглашался с ним: «Живая память смерти пресекает невоздержание в пище; а когда сие пресечено со смирением, то вместе отсекаются и другие страсти».

Раскаяние укрепляет нас в навыке отказа от греха и добродетельной жизни. Медленно, день за днём, ослабляет в нас сформировавшиеся страсти. Плач о грехах смягчает наше сердце и позволяет ещё чётче чувствовать в себе малейшую неправду и противоречие воле Божией. А память смертная дисциплинирует нас и ещё более усиливает градус покаяния, формируя твёрдую решимость исполнять заповеди Христовы в каждый момент нашего бытия.

 

Ступени борьбы с грехом

Третий «пролёт» лестницы в Царство Славы самый длинный. Он состоит аж из 19-ти ступеней, каждая из которых посвящена борьбе с отдельной страстью и воспитанию в себе противостоящей ей добродетели. Например, о молчании преподобный Иоанн Синайский говорит, как о лекарстве от тщеславия: «Молчание Иисусово постыдило Пилата; и безмолвие уст благочестивого мужа упраздняет тщеславие».

Духовные законы таковы, что многие наши грехи являются гипертрофированными или неверно понятыми добродетелями. Так, робость – это неверно понятая кротость, а сребролюбие часто начинается с раздачи милостыни, а заканчивается ненавистью к неимущим. При этом, определённый грех часто требует прямо полярного лечения. Например, синайский игумен пишет о том, что для исцеления тщеславия Господь часто посылает человеку ситуацию бесчестья.

26-я ступень, венчающая третью группу ступеней, является особенной. Именно в этой главе своего труда преподобный Иоанн объясняет, для чего нам посылаются болезни, почему нередко мы не получаем просимого в молитве, как порождают или усиливают друг друга различные страсти в душе человека: «Матерь блуда есть объедение; уныния же матерь – тщеславие; печаль же и гнев рождаются от трех главнейших страстей – сластолюбия, славолюбия и сребролюбия, а матерь гордости – тщеславие».

 

Ступени мира душевного

Отрешившись от мира, раскаявшись в содеянных грехах и победив в своей душе страсти, христианин вступает на ступень безмолвия души и тела. Только такому человеку доступно истинное Богословие. Ведь его мысленный взор, наконец, очищен от всякой страсти. Отрешаясь через телесное безмолвие от всех забот мира ещё более, христианин всецело открывается для молитвенного диалога с Богом.

Истинная молитва – уже следующая ступень. У нас нечасто, а быть может и никогда не получается молиться Богу по-настоящему. Но нужно стремиться сосредоточиться на молитве всем своим существом, умом и сердцем, отрешившись от любых мирских помыслов. Потому что Господу оскорбительно, когда мы, вступая в диалог с Ним, вдруг «ставим Его на удержание», раздумывая о мелких повседневных делишках.

Тот, кто победил в себе страсти, в безмолвии сосредоточился на обращении к Богу и возлюбил молитву к Нему, достигает бесстрастия. То есть состояния практически ангельской чистоты и сосредоточенности на своём Создателе. И тогда он приобретает Любовь. То есть, по мысли преподобного Серафима Саровского, стяжает Самого Духа Святаго! Помолимся же сегодня о себе и близких, чтобы и нам успешно пройти по ступеням лестницы в Царствие Небесное!

Источник —  elitsy.ru

 

ЛЕСТВИЦА Экранизация «Лествицы » преподобного Иоанна Лествичника

Ведущие телепроекта протоиерей Игорь Фомин и Борис Корчевников пытаются в контексте современных реалий доступно донести до зрителей смысл размышлений и поучений преподобного Иоанна, опираясь на Священное Писание, историю Церкви и личный духовный опыт.

В этом ведущим помогают известные лица Церкви: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, епископ Переславский и Угличский Феоктист и профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов.

Документальный цикл состоит из 30 серий, по количеству ступеней в «Лествице», в хронологическом порядке. Каждая из частей посвящена одной ступени.

Почти первые слова «Лествицы»: «Христианин есть тот, кто сколько возможно человеку, подражает Христу – словами, делами, помышлениями». Может, поэтому, и первая ступень «Лествицы» так подражает первому шагу в общественном служении Христа. Лествичник зовет на этой ступени отречься от мира. Вот и Спаситель, прежде чем выйти на служение, ушел от мира.

Съёмки проекта прошли в Израиле, Палестине, Италии, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, городе Старица Тверской области и Москве.

Ведущие: генеральный директор телеканала «СПАС» Борис Корчевников и протоиерей Игорь Фомин. ТК»Спас», 2021 год.

Часть первая: https://vk.com/wall-104977973_4115
1 СТУПЕНЬ. ОБ ОТРЕЧЕНИИ ОТ МИРСКОГО ЖИТИЯ
2 СТУПЕНЬ. О БЕСПРИСТРАСТИИ
3 СТУПЕНЬ. О СТРАННИЧЕСТВЕ
4 СТУПЕНЬ. О ПОСЛУШАНИИ
5 СТУПЕНЬ. ПОКАЯНИЕ.
6 СТУПЕНЬ. ПАМЯТЬ О СМЕРТИ
7 СТУПЕНЬ. О ПЛАЧЕ
8 СТУПЕНЬ. О БЕЗГНЕВИИ И КРОТОСТИ
9 СТУПЕНЬ. О ПАМЯТОЗЛОБИИ
10 СТУПЕНЬ. О ЗЛОСЛОВИИ И КЛЕВЕТЕ.

Часть вторая: https://vk.com/wall-104977973_4116
11 СТУПЕНЬ. О МОЛЧАНИИ.
13 СТУПЕНЬ. УНЫНИЕ И ЛЕНОСТЬ.
12 СТУПЕНЬ. О ЛЖИ.
14 СТУПЕНЬ. О ЧРЕВОУГОДИИ.
15 СТУПЕНЬ. О ЧИСТОТЕ И ЦЕЛОМУДРИИ.
16 СТУПЕНЬ. О СРЕБРОЛЮБИИ
17 СТУПЕНЬ. О НЕСТЯЖАНИИ
18 СТУПЕНЬ. О НЕЧУВСТВИИ
19 СТУПЕНЬ. СОН, МОЛИТВА И ПСАЛМОПЕНИЕ
20 СТУПЕНЬ. О БДЕНИИ ТЕЛЕСНОМ.

Полный сборник — здесь

См. также: 

 

 

Просмотров (10396)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *