Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Неделя 15-ая по Пятидесятнице, о наибольшей заповеди в законе

«Один законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его». (Мф., 22, 35-46).

Сегодня Христос дает нам или, скорее, напоминает нам о двух основных заповедях: о том, чтобы любить Бога всем нашим сердцем, всем нашим умом, всеми нашими силами (то есть всей властью и способностью любить, какие нам даны) и ближнего своего любить, как самого себя.

Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать; а если не сделаем, то понесём ответственность, последует возмездие. Но это слово имеет более широкий смысл. Оно означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас свободой, способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться он него. Значит, это не „приказание” от Бога: это как бы напутствие или завещание в том смысле, в каком человек, умирая, оставляет завещание, чтобы наследники его выполнили.

Было бы во мне желание уметь любить Бога и умом, и сердцем, и всей силой любви, какая только может сыскаться во мне!.. Но я знаю, что даже не стремлюсь любить Его с таким совершенством, с такой полнотой самоотдачи. Как странно и как печально – быть любимыми так, как нас любит Бог, и отзываться двоящимся сердцем… Он так нас любит, что призывает нас к бытию, и берет на Себя риск, потому что Он отдает нам Свою любовь, зная, что она может быть отвергнута. А мы все знаем, что значит открыть свое сердце другому человеку – и быть им отвергнутым, и услышать: «Ты мне не нужен; может, ты и любишь меня, – мне-то что?! Я хочу быть свободным, я хочу быть самим собой, к чему мне твоя любовь…»

Мы также можем познать меру Божией любви к нам по Его дару нам во Христе: Он стал человеком, Он стал одним из нас, Он называет нас Своими братьями и сестрами, Он отдает Свою жизнь за нас! Представим себе, что кто-либо (он, она) положит свою жизнь за друга, за глубоко любимого человека, тем более за человека, который даже не думает об этой жертве! Узнав это, мы будем озадачены и потрясены, мы остановимся и задумаемся; а затем спросим себя: «Как же это возможно, что мне нечем, что во мне нет ничего, чем ответить на дар Христов, – на то, что не только предложено, но и данотакой ценой?!» И тем не менее, я знаю о себе самом, что это так. И я думаю, что нет среди нас никого, кто не отдавал бы себе отчёта в том, что он даже и не стремится поистине любить Бога всем своим умом, всем своим сердцем, всей силой любви, всей мощью, какая только есть!

В одном из своих Посланий святой Иоанн Богослов нас предостерегает: «Если кто скажет: „я люблю Бога“, а брата (ближнего, т. е. любого человека! – Ю. Р.) своего ненавидит – тот лжец»! (1Ин.4:20). Действительно, как он может говорить о любви к Богу невидимому, неосязаемому, когда он даже не способен любить своего ближнего, который конкретен, осязаем, чья нужда вопиет к нему, который предлагает ему свою любовь, подчас так щедро и робко?

И вот вторая заповедь Христа, второе слово жизни, которое Он нам предлагает: «Если ты хочешь научиться, как любить Бога, хотя бы зачаточно, – то научись любить своего ближнего». Но как? Тотчас же наша заносчивость рождает вопрос: «Как бы нам возлюбить своего ближнего этак великодушно, героически, жертвенно?» А Христос просто говорит: «Люби ближнего, как самого себя». Что это означает?

Прежде всего, на самом простом материальном уровне, это означает, что чем бы ты ни обладал, чем бы ты ни пользовался от жизни, позаботься, чтобы хоть один-единственный человек получил бы от тебя столько же, сколько ты берешь от жизни… И это может нас повести очень-очень далеко, потому что ничего подобного мы не делаем. Если бы мы подумали о том, сколько мы берём, и берём, и берём, и требуем, и снова требуем, а потом опомнились и сказали: «Хорошо! Каждое мое требование – это требование моего ближнего; всё, что я беру – должно быть дано той же мерой моему ближнему, хотя бы одному человеку!» – то как щедра была бы жизнь! И если мы научимся этому, то очень возможно, что мы научимся любить и Бога.

И сегодняшнее Евангелие ясно говорит о том, что же нам мешает. Оказывается, любить нашего ближнего, любить даже самого дорогого из ближних всем сердцем, любить щедро мне (и каждому из нас) мешает моя сосредоточенность на себе самом. Нет другого пути, чтобы научиться любить кого бы то ни было, кроме как отрешиться от себя.

Именно это говорит Христос: «Отвернись от себя!» (Можно перевести: «отрекись» или «откажись от себя самого».) «Отвернуться от себя» означает: вместо того, чтобы жить для себя, не глядя ни на что другое, не сосредотачиваясь ни на чем другом, – отвернись, посмотри, как широка жизнь, как глубока, как богата! Отвернись от себя и посмотри, вглядись в человеческие лица, вглядись в человеческие обстоятельства, вглядись в человеческие нужды, вглядись в человеческую радость! Посмотри и увидь! – и оторвись от себя самого. И тогда ты сможешь увидеть других какими они есть, видеть их нужду, видеть их голод, их радость, их нищету, – и тогда ты сумеешь дать, дать. Сначала немножко, а потом чем больше ты будешь давать, тем больше сможешь давать, и любить, как любишь самого себя, той же мерой. Каждый из нас жаждет полноты жизни, исполнения, чуда жизни, – дадим же его другому!

И когда мы научимся отворачиваться от себя, чтобы давать другим, мы увидим, что наше сердце стало способным повернуться к Богу открыто, любовно, благодарно, радостно!

Это начало: эта заповедь Христа «люби ближнего, как самого себя» дана слабейшим из нас, потому что каждый из нас, в конечном итоге, никого не любит лучше, чем самого себя, самоё себя. Так что вот самая простая мера. Мы знаем, что нам делать! Мы знаем, как, сколько, с какой полнотой, – так сделаем же! И тогда, освободившись от порабощения, от рабства самим себе, мы увидим, как широко наше сердце, как сильно и как многих мы можем любить, и как мы можем начать любить Бога истинно, всем нашим умом, всем нашим сердцем, всей нашей силой любви в нашей хрупкости. Потому что не сила составляет сущность любви, а хрупкость, уязвимость того или той, кто отдает себя щедро, застенчиво, радостно. Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Иные материалы по теме:

Просмотров (62)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *