Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Поминовение усопших Великим Постом

Не напрасно бывают приношения за усопших, не напрасно моления,
не напрасно милостыни: все это установил Дух Святой,
желая, чтобы мы получили пользу друг через друга.
Святитель Иоанн Златоуст

Боль потери близких и родных людей со временем угасает, а память остается навсегда. Нам не хватает наших ушедших в иной мир родителей, коллег, друзей. Но у нас есть возможность сделать их загробную участь радостнее и светлее. Что такое Парастас – Великая Панихида? Как поминать усопших и заказать панихиду – в нашем материале.

 

Что такое Родительская суббота?

Икона Сошествия во ад

Заглянем в глубины своей души. Нам хорошо, плохо, тепло или холодно? Примерно так чувствует себя наша бессмертная душа. Когда умирает тело человека, душа переходит в другой мир, где остается наедине со своим внутренним состоянием. Там уже не будет возможности отвлечься, посмотрев телевизор или выйдя на прогулку. Человек останется наедине с самим собой до Страшного Суда.

Как мы можем помочь умершему человеку? У нас есть тело − инструмент спасения. Мы имеем возможность спаться сами и помогать другим, даже усопшим. С помощью молитвы нам открывается возможность просить Бога облегчить их загробное состояние. Наши молитвенные просьбы озаряют души усопших светом и теплом любви и заботы.

У христиан издавна существовал обычай молиться об умерших в специально установленные дни. В каждое воскресенье вспоминается победа Христа над смертью. А в субботу, накануне, – сошествие во ад, то есть Божественная помощь душам усопших христиан.

У термина «родительская» суббота несколько версий происхождения.

  • Во-первых, умерший попадает в иной мир к праотцам, то есть встает в ряд родителей.
  • Во-вторых, в христианских общинах было принято первым делом поминать усопших родственников.

Накануне, в пятницу, в храмах совершается парастас − Великая панихида по всем православным христианам. В отличие от общепринятой практики молитвы на панихидах, во время парастаса к молитвенному чину добавляется пение 17 кафизмы и чтение заупокойного канона. Сохранилась благочестивая традиция на следующий день дома совершать панихиду мирским чином.

Также стоит посетить могилы усопших (по возможности), пригласить священника или самостоятельно совершить там литию. Лития – это малая панихида, очень короткое чинопоследование, которое мирянин может самостоятельно прочитать как на кладбище, так и дома перед иконами.

Не стоит забывать и о богослужении самой Родительской субботы. Когда мы «заказываем» требы на поминовение усопших, мы не снимаем себя ответственности, а лишь призываем священника помолиться вместе с нами. Ведь в какой нужде двое или трое собрались молиться, посреди них Бог, говорит нам Священное Писание. А значит, Господь услышит ваши молитвы о почивших родственниках.

Что нужно делать в Родительскую субботу

Мытарства души на иконе

Рай и ад – состояния души человека, которые он создает себе еще в земной жизни. Старец Паисий Святогорец сравнивал пребывание человека в загробной жизни, в аду, как заточение в темнице. По словам святого, умершие отдали бы все, чтобы Бог дал им пять минут земной жизни для покаяния. И молитва живых за усопших сравнима с тем, как если бы мы ухаживали за заточенными в темнице пленниками, принося им воду или продукты, залечивая их раны.

Обращаясь к Богу с молитвами об усопших, мы просим Его не только облегчить их загробные страдания, но и увеличиваем число наших «ходатайств» перед Страшным Судом. Мы верим, что по нашим молитвам Господь помилует умерших родственников.

Живым необходимо вести христианскую жизнь и молиться об усопших. Молитва − это разговор с Богом или дыхание души. Чем больше мы молимся, тем прочнее наша связь с Господом, а значит, полнее и счастливее жизнь. Обращаясь к Богу с просьбой помиловать души усопших людей, мы вступаем с Ним в общение и даже своей душе доставляем пользу. Молясь об умерших, мы памятуем о смерти. Когда мы понимаем, что наши дни в этом мире ограничены, мы начинаем правильно расставлять приоритеты и стремиться к разумной жизни. Наконец, как и молитва, наша жизнь по христианским законам также доставляет радость душам усопших.

Важно не упускать возможностей молиться о своих упокоившихся близких и родственниках. Тем самым мы показываем свою любовь и заботу о них, а также оказываем неоценимую помощь их душам.

Итак, подводя итоги сказанному, 5 шагов, которые мы можем сделать для наших усопших близких в Родительскую субботу: 

  1. В пятницу желательно посетить заупокойную службу Парастас, либо подать записки на это богослужение в любом храме. В пятницу также можно подать записки заранее на утреннюю субботнюю литургию и на панихиду, если вы не можете посетить в субботу храм лично.
  2. В субботу прийти на литургию. На проскомидии во время литургии вынимаются частицы за имена усопших православных христиан. После литургии в субботу служится панихида, на которой молятся об усопших. Записки на панихиду подаются отдельно.
  3. Если позволяют погодные условия, желательно сходить на кладбище, пригласить священника отслужить литию, либо прочитать чин литии самостоятельно, текст есть в любом молитвослове.
  4. Не оставлять домашней молитвы об умерших.
  5. Для поддержания домашней молитвы желательно подать поминовение об усопших в монастыри, где всегда особая молитвенная традиция.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых»

(Мф. 22:32)

Все люди, покинувшие наш мир – живы. Это одновременно вселяет надежду на нашу встречу однажды, и делает нас ответственными за возможность оказать им помощь.

Источник

Почему именно по субботним дням поминаются усопшие?
Каковы исторические корни этой традиции?

Бог благословил и освятил день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3). У евреев суббота (шаббат) была днем праздничного покоя. Воскресение Христово положило начало новому Израилю – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9). Седьмым праздничным днем, завершающим седмицу, для христиан стал день воскресения Спасителя мира. Воскресение – день молитвы в храме за Божественной литургией и благочестивого отдыха. Суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9-10). Отсюда обычай, закрепленный уставом Церкви, совершать специальные заупокойные службы в субботу.

Установление Вселенской родительской мясопустной субботы восходит к первому христианскому веку. В Синаксаре на этот день (Триодь постная) говорится, что святые отцы узаконили, от священных апостолов приемше, творить в сей день память всех от века благочестно скончавшихся человеков. День этот выбран потому, что мясопустная неделя напоминает о будущем Страшном суде. Накануне этого дня, в субботу, как бы предшествующему Суду, Церковь усиленно молится о всех своих усопших чадах, умоляя Господа явить им милость и сделать участниками вечной блаженной жизни.

Как и мясопустная, родительская суббота перед днем Пресвятой Троицы, называется вселенской. Обычай совершать поминовение в этот день также восходит к апостольскому веку. Именно в эту субботу возносится молитва за всех людей, от века усопших в надежде воскресения и жизни вечной, потому что в день Пятидесятницы сошествием Животворящего Пресвятого Духа во всей силе явилось Царство Христово. Поэтому Церковь накануне этого праздника молится о всех прежде усопших своих чадах, чтобы они были собраны в Небесном Царстве и сподобились вечной благодатной жизни.

В продолжение Великого поста Церковь не совершает обычных ежедневных поминовений (панихид, литий). Для восполнения этого, чтобы умершие не лишились спасительного предстательства Церкви, установлено совершать поминовения в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.

Димитриевская родительская суббота совершается в ближайший день перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября (н.с.)). Установлена она после битвы на Куликовом поле (8 сентября 1380 г.) по благословению преподобного Сергия Радонежского. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

 Иеромонах Иов (Гумеров)

См.также:

Просмотров (99)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *