Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Неделя 2-ая Великого поста: святителя Григория Паламы

Как практически мы усваиваем энергии Бога? И как они узнаются в нас?..

Из теории и открытий святого Григория мы должны усвоить, что Сам Бог к нам в душу прийти не может. Бесконечность не может поместиться в рамку нашего сознания. Палама, исходя из своего опыта и исследований, пришел к выводу, что Бог посещает человека и остается в нем в виде божественных энергий. Эти энергии не простое излучение, как лучи солнца. Они являются одной из граней существования Бога. Можно сказать, что эти энергии соединены с существом Бога. И мы их можем принимать. Присутствие Бога мы ощущаем по присутствию в нас благодати. Она является признаком жизни в Боге.

Эту мысль очень просто выразил святой Иоанн Кронштадтский: «Если на сердце нет радостизначит, там прилег дьявол».

Об этом действии мы читаем в Евангелии, когда узнаем о том, что апостолов, принявших Утешителя, приняли за людей, выпивших сладкого вина. В другом месте Евангелия мы замечаем восклицание Луки и Клеопы, шедших по дороге вместе с Христом: «Не горело ли сердце наше?»

Об этом говорил и преподобный Серафим Саровский, когда поучал о стяжании Духа Святого и показывал на деле, как выглядит человек, пребывающий в Духе. По сути дела, преподобный легко и просто показал то, о чем спорили Палама и Варлаам – благодать, теплоту, действие и явление Фаворского света.

Смысл для нас почитания святителя Григория, установленного Церковью, и смысл нашей молитвы к Григорию Паламе должен заключаться в осознании того, что христианина от язычника отличает жизнь в Духе Святом. А отсюда следует, что если у нас нет связи с Утешителем, то мы находимся вне Бога, и что, не родившись в Духе, мы не родились совсем. Христос сказал об этом Никодиму так: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».

64_1

Как странно об этом напоминать христианам, получившим при крещении дар Духа Святого. Неужели мы так и не поняли, что у нас в руках и зачем?

Мы зря уверены, что рождаемся свыше по факту крещения. Взрослый человек осознанно принимает на себя не только формальную часть крещения, но и обеты и благодать Святого Духа. В норме крещеный человек, вкусив и поразившись силе благодати в душе, желает уже не отлучаться от Святого Духа и реально рождается свыше. Младенца этому ОБЯЗАНЫ обучить и открыть ему действие Святого Духа крестные. Если крестные сами ничего не знают и живут безалаберно, то бывает так, что рождение свыше откладывается. Один человек пишет: «Лично я никаких обетов при крещении не давал. Да и не мог давать по причине младенческого возраста. Мне теперь к крестным претензии предъявлять за укоренелость в грехе? Не желаю, да и смысла нет».

Крещение прошло, а рождения свыше не состоялось.

Доведя нас до середины поста, до символической половины пути в Рай, Церковь напоминает нам о главном в отношениях с Богом – о жизни в Святом Духе.

Две недели мы должны были посвятить очищению души и приготовлению в ней места для Святого Духа. Эта часть приготовительная, и она как бы соответствует благодатному очистительному действию Старого Завета.

Середина поста подразумевает, что, очистившись в первые недели поста, мы стали готовы к обновлению своих обетов с Богом в духе и должны были вспомнить о том, что мы – сосуд Духа Святого. Это соответствует как бы Новому Завету. Пришло время вспомнить, как Дух этот приходит в душу и как человек вместе с Ним трудится ради обожения мира. Это время не только более полного общения с Богом, но начало созидания духовных плодов. Церковь нам предлагает потрудиться в духе и принести Богу пасхальный дар…

Произошло ли наше первоначальное очищение, предлагаемое начальными неделями поста? Даем ли мы себе отчет в том, что пришло время синергии – совместного труда с Богом? Или все наше внимание по-прежнему ветхозаветно сосредоточено на еде и понуждении себя к молитве, от которой слипаются глаза и на которую вечно не хватает времени. Невольник – не богомольник. Богу, конечно, угодна и такая принужденная молитва. Уж лучше такая, чем совсем никакая. Но Ему нас жалко и Он через святых угодников дает нам уроки жизни с Богом, полной вдохновения и радости, и желает нам выхода из пространства рабского бессознательного труда в пространство радости, где труд ради Бога – и радость, и блаженство:

Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе, и нет в нем никакой скуки и уныния.

Вряд ли многим из нас по силам одолеть книги Паламы, но часть изречений вполне может быть усвоена. Вот для примера самые популярные для нас темы: здоровье, эгоизм, смерть, Промысл Божий и дарование Духа Святого:

– Где налицо холодное слово «мое», там, говорят божественные отцы, нет союза любви и Христос изгнан; те, которыми овладела эта страсть (собственничества), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребролюбие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.

– Иногда для грешников лучше болеть, чем быть здоровыми, когда болезнь содействует им к спасению. Ибо болезнь притупляет и врожденные побуждения у человека ко злу, и тем, что человек переносит страдания, связанные с болезнью, она, как бы уплачивая долг за соделанные грехи, делает человека способным к принятию сначала здравия.

 – Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.

 – Не энергия познается из сущности, но сущность – из энергии; впрочем, познается только бытие, а не то, что она есть. Поэтому, согласно богословам, и бытие Бога познается не из Его сущности, а из Промысла.

 – Дух Святой обещан дароваться тем, кто просит Его днем и ночью.

Пост учит нас радости и свободе, но нам он часто кажется войной. Нам тяжелы узы поста, молитвы, жизни в Боге, а тем временем Бог только и желает нам свободы и могущества. Мы потому рассеяны в молитве, что ум привязан к еде, покою и деньгам, а с Богом ему скучно. Нам потому тяжелы заповеди, что душа наша связана не с Духом, а с плотью. Плоть вечно ненасытна и вечно страдает, потому что плоть плотью никогда насытиться не может. Уныние и бессилие на молитве – грозный признак души, удаленной от Бога. По сути дела – это симптом не только отдаленности от Бога, но симптом вируса смерти души, живущей вне Бога…

Нам тяжело читать трактаты Паламы. Что ж, помолимся ему, чтобы он молил Бога о непосредственном просвещении нас Святым Духом, о воскрешении в нас памяти обетов Крещения, в которых мы обещали быть верными Богу в жизни и смерти, а Он обещал нам Себя, со всею Своею силой, благодатью и бесконечным блаженством посреди царства Божия, а больше ничего и не надо.

Подробнее — священник Константин Камышанов.

Иные материалы по теме:

 

Святитель Григорий Палама и его учение

Записи богослужений

Просмотров (132)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *