Праздник во времени
7 апреля православные христиане празднуют один из величайших праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Так сложилось исторически, что зачастую праздник Благовещения совпадает со временем Великого поста. Дело в том, что вся земная жизнь Христа связана с тем спасением, Которое Он нам принес. Это спасение, как раз, и начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии, а завершается страданиями и искупительной смертью Господа на Кресте. В Благовещении в мир пришла благая весть о том, что явилось наше освобождение, произошло соединение Божественной и человеческой природ, которое в полной мере раскрылось именно в победе над смертью.
Сам праздник повсеместно в Церкви был установлен к VI веку, то есть к тому времени, когда, начиная с конца IV – начала V века, Рождество Христово уже праздновалось отдельно от Богоявления, то есть Праздника Крещения Иисуса Христа от Иоанна, а не вместе, как было раньше.
Так как Рождество Христово называется в Церкви рождением Солнца Правды, а именно 24-25 декабря (6-7 января по новому стилю) начинается увеличение солнечного дня, то именно с этим событием и решили связать рождение Спасителя, потому что точную дату этого дня мы не знаем. В связи с этим Благовещение, то есть непорочное зачатие Девы Марии, отнесли за девять месяцев до Рождества Христова, которое, как раз, и выпадает на 25 марта (7 апреля). Можно сказать, что Боговоплощение произошло в соответствии с законами земного бытия, ведь все женщины в нормальных условиях рожают на девятый месяц после зачатия.
Что же делала Пресвятая Дева, после того, как услышала благую весть от ангела? В тексте Евангелия о Благовещении (Лк. 1, 26) есть такие слова: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет…». Здесь имеется в виду шестой месяц от зачатия праведной Елисаветой своего сына – будущего Пророка и Предтечи Господа Иоанна Крестителя. Евангелист говорит о шестом месяце, так как этотот срок, когда в беременности уже можно легко удостовериться. Дева Мария, приняв благую весть, пошла к праведной Елисавете, увидела, что все сказанное ангелом – истина и разделила радость вместе со Своей родственницей.
При их встрече случилось еще одно удивительное событие – Елисавета услышала приветствие Девы Марии и «взыграл младенец во чреве ее». Несомненно, это было свидетельством того, что во чреве Елисаветы находится не просто младенец, а будущий Иоанн Креститель – человек, также имеющий отношение к земной жизни Спасителя. Можно сказать, что с этого «взыграния» уже началось пророческое служение Иоанна Крестителя о приходе в мир Христа, ведь и непорочное зачатие Девы Марии к тому моменту уже произошло.
Для нас же, кроме всего прочего, это еще и важное свидетельство того, что младенец, даже находящийся во чреве матери, уже хорошо чувствует, что происходит вокруг него. Для будущих родителей, и вообще для всех людей, этот отрывок является важным указанием на то, как внимательно надо относиться к беременным женщинам и в целом к беременности. Ученым известно, что не только условия плодоношения, но даже и обстоятельствазачатия сказываются на будущем характере и психике младенца. Ну, и главное, с момента зачатия начинается жизнь нового человека!
Особый день
На Литургии в Благовещение читается тот отрывок из Евангелия, который говорит нам о самой сути праздника. Событие же, которое непосредственно с этим связано – рассказ о путешествии Девы Марии к Своей родственнице Елизавете, хотя оно хронологически и произошло позже, читается накануне Благовещения на Всенощной. В этом нет ничего удивительного, ведь примерно также бывает и в иконописи, когда на одном видимом пространстве помещаются разновременные события. Все они, так или иначе, связаны между собой, но в центр помещается событие, которому посвящена сама икона. Это мы видим, и на иконе Рождества Христова, и на образе Рождества Пресвятой Богородицы и на многих других.
У Благовещения есть и другие богослужебные особенности. Так, например, если Благовещение выпадает на Великий пост, то эти два события объединяются в богослужении. Церковь не ставит между праздником и постом «или, или», она говорит «и, и», то есть это и праздник, и пост одновременно. В богослужебном плане день Благовещения, выпавший на Великий пост, это всегда довольно насыщенное событие. Пасхальный цикл идет по лунному календарю, а Благовещение, как и Рождество Христово, – по солнечному, поэтому и происходит сочетание отдельных частей служб в едином великопостном богослужении праздника.
Есть еще такое редкое и удивительное богослужение как Кириопасха, то есть господствующая Пасха – это праздник Благовещения, выпавший на Пасху Христову. Последний раз такое событие произошло в 1991 году. В этом, вероятно, можно усмотреть и особый духовный смысл, так как это было время, когда в нашей стране пал атеистический режим и вновь утвердилась свобода веры. Предполагаю, что Кириопасха 1991 года принесла нашей стране своеобразное духовное обновление.
Говоря об особенностях празднования Благовещения следует еще отметить, что на Благовещение в Великий пост разрешается вкушение рыбы, однако если праздник приходится на Страстную седмицу, то о рыбе уже речь не идет. В уставе на этот день есть указание, что дозволяется только вкушение елея, то есть пищи с растительным маслом. Таким образом, воздержание в рыбе распространяется на всю Страстную седмицу, вне зависимости от праздника.
Канон Благовещению Пресвятой Богородицы
Иные материалы по теме:
Просмотров (133)