Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

«Говорите, вас слушают…» (о молитве)

 

Одна из проблем, перед которой мы все стоим и которую должны решить, это – куда направить свою молитву . Предлагаю направить ее на самих себя. Только если молитва, которую вы хотите принести Богу, достаточно осмысленна и значительна для вас самих, вы сможете встать с ней перед Господом.

Если вы невнимательны к словам, которые произносите, если ваше собственное сердце на них не отзывается или если ваша жизнь не устремлена в том же направлении, что и ваша молитва, она не вознесется к Богу. Поэтому, первое, что нам надо сделать – это выбрать молитву, которую мы сможем произнести всем сердцем, всем умом, всей своей волей: молитву, которая не обязательно должна быть выдающимся произведением литургического искусства, но должна быть правдивой и не слабее того, что вы хотите выразить. Вы должны эту молитву понимать во всем ее богатстве и точности.

При выборе молитвенных слов можно сделать три вещи: можно молиться своими словами, – это та молитва, которая ключом бьет из нашей собственной души; можно молиться краткой молитвенной формулой, – такого рода молитвы, при всей своей краткости, очень интенсивны и охватывают очень большую область, их содержание чрезвычайно многозначно; можно пользоваться тем, что называется, иногда несколько пренебрежительно, “готовыми молитвами”, диапазон которых – от самых плоских произведений, когда люди стараются изобрести молитвы на все случаи жизни, до глубочайшего опыта святых, выраженного в молитвах, которые они не придумывали, но которые Дух Святой выковал в их жизни и сердце. Я хотел бы сказать нечто о каждом из этих родов молитвы.

“Свободная”, “естественная” молитва, молитва своими словами возможна при двух обстоятельствах: или когда мы вдруг осознали присутствие Божие, и это сознание требует от нас отклика – молитвой, радостью, всеми формами ответа, на которые мы способны; или это такое же осознание смертельной опасности, в которой мы находимся, – и тогда, приходя к Богу, мы внезапно кричим из глубины отчаяния и одиночества, и также из чувства, что нет надежды на спасение, если только Бог не спасет.

Эти два состояния представляют собой два крайних полюса: когда мы видим свое отчаянное положение, свою обезбоженность, одиночество, тоску – и неспособны прорваться сквозь них; или – чудо, что мы вдруг оказались лицом к лицу с Богом, когда мы можем молиться спонтанно, и не имеет особенного значения, какими словами.

Но если мы воображаем, что в течение всей жизни можно молиться собственными словами, то это детское заблуждение. “Свободная” молитва должна вырваться из нашей души, мы не можем просто открыть кран, чтобы она потекла. Она бьёт из недр нашей души от изумления или от отчаяния, – но не из промежуточного состояния, когда мы не потрясены ни Божиим присутствием, ни ужасом того, что мы такое и каково наше положение. И значит, стараться прибегать к свободной молитве в такие периоды – совершенно иллюзорное упражнение.

Начиная молитвенную жизнь, многие думают, будто они недостаточно правдивы, если не переживают со всей силой слова и фразы, которые произносят – и это неверно. Достаточно обратиться к огромному множеству уже существующих молитв. У нас есть богатый выбор молитв, которые были выстраданы подвижниками веры и рождены в них Духом Святым. Есть, например, псалмы, есть столько кратких и пространных молитв в литургической сокровищнице всех Церквей, из которой мы можем черпать. Важно отыскать и знать их достаточное число, чтобы в нужный момент найти соответствующие молитвы.

Речь идет о том, чтобы выучить наизусть достаточное количество значительных для нас отрывков из псалмов или из молитв святых; каждый из нас более чуток к тем или другим отрывкам. Отметьте себе те отрывки, которые глубоко вас трогают, которые для вас осмысленны, которые выражают нечто – о грехе, или о блаженстве в Боге, или о борьбе, что вы уже знаете опытно. Заучите эти отрывки наизусть, потому что в какой-то день, когда вы так пали духом, так глубоко отчаялись, что не можете вызвать в своей душе ничего личного, никаких личных слов, вы обнаружите, что эти отрывки всплывут на поверхность и предстанут вам, как подарок Божий, как дар Церкви, как дар святости, восполняя упадок наших сил. Тогда-то нам действительно нужны молитвы, которые мы заучили так, что они сделались частью нас самих.

Митрополит Антоний Сурожский

 

СОВЕТЫ СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА МОЛЯЩЕМУСЯ

1. Постарайся всех простить, прежде чем начнешь молиться.
2. Молись как грешник, а не как праведник. Когда молитва не одушевлена покаянием — тогда не благоволит к ней Господь.
3. Избери себе правило, соответствующее силам твоим и постоянно его исполняй.
4. Старайся, по-возможности, молиться уединенно и тайно.
5. Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум находится во внимании к словам молитвы, а сердце сочувствует уму.
6. Заключай ум в произносимых словах молитвы, и старайся сохранить его во внимании.
7. Когда чувствуешь сухость, ожесточение — не оставляй молитвы. За пождание твое и подвиг против сердечного нечувствия низойдет к тебе милость Божия.
8. Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Содержи сердце в глубоком спокойствии.
9. Рассеянность и мечтательность очень вредят молитве.
10. Все помышления — даже самые благие!- которые возникают на молитве отвергай.
11. Не проси в молитве ничего тленного и суетного, помня заповедь Спасителя: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия все, то есть все потребности временной жизни, приложатся вам.
12. Исполнение и неисполнение твоего прошения оставляй воле Божией.

 

Молитва, как известно, – это обращение к Богу, просьба к Нему, в идеале – разговор с Ним. Но тут же встает вопрос: а не с самим ли собой разговаривает молящийся? Где гарантия, что Бог слышит? Ведь далеко не все наши прошения исполняются.
 

Подход к молитве должен быть не утилитарный, а, как говорится, феноменологический. Чтобы правильно оценить ее «результативность», смотреть стоит не на то, что произойдет в будущем (осуществление желания), а на сам процесс. Потому что в разговоре участвуют две стороны.

Почему мы не слышим и не видим Бога? В Ветхом Завете Он говорит прямо, что невозможно увидеть Его и остаться в живых. Причина – приобщение человека к смерти через принятие зла (наравне с добром: именно это произошло с первыми людьми в Эдеме). Христос как раз и пришел на землю, чтобы человека отнять у смерти – и дать возможность вернуться к жизни. Естественно, без воли человека это невозможно. А она должна отречься от смерти – греха. Лишь тогда мы снова сможем говорить с Ним лицом к лицу.

Поскольку нам до полного отречения от греха далеко, мы и не готовы услышать утвердительный или отрицательный ответ. Хотя в реальности он есть всегда, кроме случаев, когда мы тарабаним текст, не задумываясь о смысле. На заклинания ни Бог, ни Его святые не отвечают.

Впрочем, даже из греховного состояния ответ услышать можно. Из церковного опыта известно, что часто до общения с грешником снисходит Божия Матерь (поэтому мы Ее почитаем как «Скорую Помощницу», «Ходатаицу», «Надежду и Предстательство»): история Мария Египетской, иконы «Нечаянная Радость» и многие другие. Кроме того, отцы-аскеты разрабатывали свою «технику молитвы».

Ее главная составляющая – внутренняя тишина. Это значит, что надо отвлечься от посторонних мыслей. Такая рекомендация содержится в любом молитвослове в начале утренних молитв: «немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным».

Это трудно, но было бы желание – постепенно получается.

Не стой под стрелой: техника безопасности

Когда человек начинает погружаться в аскетику, он неизбежно увлекается и теряет чувство меры. Часто, начитавшись афонских подвижников и отцов-пустынников, он пытается практиковать молитву Иисусову «по правилам»: определенная поза, четки, непрестанное произнесение… Но пустынники на то и пустынники, что уже имеют внутреннюю молитву или как минимум нацеленность на нее. Для тех, кто живет в условиях, где полная тишина и постоянное сосредоточение на своем внутреннем мире рискуют привести в лучшем случае к рассеянности в выполнении обязанностей, в худшем – к повреждению психики, «техника» даже не вторична, а вообще не имеет особого значения.

Святитель Феофан Затворник напоминает, что молитва Иисусова – это только способ достижения молитвы непрестанной. От того, что ты перестанешь думать, а только будешь повторять молитву Иисусову, ты просто разучишься думать. Господу это совершенно не нужно. Тот же святитель Феофан призывает к «Богомыслию» – то есть размышлению о Боге, которое в себя включает и серьезную тренировку разума богословием.

Вообще вникать в смысл молитвы – необходимо, это касается не только молитвы Иисусовой. Механическое повторение – грубая ошибка. Именно это Господь в Евангелии называет «многоглаголанием» и предупреждает, что так человек уподобляется язычникам, которые думают, что «в многословии своем будут услышаны».

Радикально неправильный подход – искать в молитве наслаждения. Этой проблеме целые страницы посвятил святитель Игнатий (Брянчанинов), за что часто подвергается осуждению как якобы «борец с радостью». На самом деле речь о предохранении от экзальтации.

Радость – это не задача и цель молитвы, а ее результат. Цель молитвы – достигнуть постоянного памятования о Боге, взрастить веру и иные добродетели.

Задача – настроиться на достижение этой цели. Можно достигнуть и наслаждения, и радости, и даже созерцания Фаворского света. Но если вы начали молиться для этого – лучше остановитесь, а то в конечном итоге очнетесь в кабинете психиатра. Либо увидите не то что «нетварный свет», а «все ангельское воинство», либо впадете в жесточайшее уныние, переходящее в депрессию, потому что не сможете увидеть вообще ничего.

 

Кому помолиться, чтобы отомстить?

Церковница в нашем соборе рассказывает:

– Подходит женщина и спрашивает: «Кому мне помолиться? Мне отомстить надо». Я отвечаю: «У нас таким не занимаются». Она обиделась и ушла, даже слушать не стала.

Человек слаб и, претерпевая обиду, хочет, чтобы злодей получил по заслугам. Принципиально молитва против обидчика – явление не уникальное. Вот 108-й псалом: «Да будут дни его кратки, и достоинство его да приимет другой. Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою…» Но это текст ветхозаветный.

Нет, отказываться от Ветхого Завета, а тем более от Псалтири – не стоит. Христианские толкователи обычно объясняют эти строки как проклятия бесам.

Митрополит Антоний Сурожский не соглашался и считал, что такие слова естественным образом просятся на ум от обиды. Действительно, мы возмущаемся несправедливостью как неправедностью. Поэтому мы ужасаемся новостям об отнятых у матери-инвалида детях или о террористических актах. Но несправедливость в свой адрес адекватно оценить сложно, потому что «своя рубашка ближе к телу», мы субъективны.

Ветхозаветная рефлексия была проще евангельской. Человек умел отличать хорошее от плохого, а при должном внимании мог оценить, где пострадал за дело (покаяние Давида), а где – просто так (Иов), но мудрости у него было меньше. Заповеди любви к врагам не могло быть, пока человек не научился воспринимать соперника как «равноправного другого», то есть – понимать ограниченность своей оценки.

Нельзя молиться о мести не потому, что в идее воздаяния самой по себе есть нечто неправильное, а потому, что мы не знаем мотивов, внутреннего состояния и душевных возможностей обидчиков.

Пример: несколько месяцев назад соцсети взорвались гневом против депутатки, заявившей, что нельзя сокращать зарплату ее коллегам, потому что ей и так зарплаты (около 130 тысяч рублей) еле хватает. Хотя ее реплика может показывать не столько цинизм чиновницы, сколько искреннее непонимание ситуации. Возможно, она не воспринимает, что бывают и зарплаты по двадцать тысяч, а кто-то и на десять выживает. То есть формально знает, а в душе не укладывается: «Наверное, они подрабатывают или им помогают».

Так что молиться «против» кого-то нельзя потому же, почему нельзя осуждать: какой мерой судишься, той же будешь осужден. Молиться надо о восстановлении справедливости, а не о наказании виноватого. А там Господь разберется.

 

Трезвость – норма жизни

У знакомого священника есть выражение: «Промаливать ситуацию». В смысле, если что-то запуталось – начать просто молиться и ждать разрешения или ответа от Бога. Если это срабатывает, то срабатывает именно так: либо проблема сама по себе рассасывается, либо находится на нее адекватный ответ. Причем иногда ответ рождается уже в процессе молитвы.

И здесь надо четко отдавать себе отчет в нашей поврежденности. Нет, речь не о том, что мы обязательно находимся в состоянии духовной прелести или вот-вот в него ввергнемся. Мы просто часто слышим то, что хотим услышать. А хотим мы услышать не всегда правильные вещи. А иногда нам просто лень, вот и придумываем, что попроще. Поэтому если вдруг вы молились о понимании химии перед экзаменом и вам прямо на молитве или в тонком видении после нее явился периодический закон – лучше запишите его и разберите, что называется, на трезвую голову. Дабы не выдать какой-нибудь галиматьи.

Трезвомыслие на молитве необходимо. «Я молился, и на ум пришло…» – можно услышать как от неофита, так и от человека с огромным церковным стажем. Иногда действительно пришло на ум в результате молитвы. А иногда – вопреки ей. Например, читал человек вечерние молитвы, клюнул носом и в полудреме вспомнил последний телефонный разговор с другом. И обдумывать его стал не по причине большой душеполезности разговора, а потому что отвлекся. Поэтому рожденную на молитве мысль стоит отложить на несколько часов – если эта мысль такая мудрая, то она вернется еще более ясная.

К посторонним, да даже и не очень посторонним мыслям, родившимся на молитве, стоит относиться как к снам. Если они смущают или отвлекают – игнорировать. А вот если они предлагают какие-то великолепные решения – верифицировать.

Иными словами, тщательно проанализировать, помолиться еще раз, спросить совета у опытных людей – и только тогда осторожно протестировать. Лучше сначала «на черновике». Ровным счетом ничего не потеряете, а вот риски сильно снизите. Если нет времени на проверку – хотя бы просто помолитесь, но очень сосредоточенно и целенаправленно. И не жалуйтесь, если не сработало – это не Бог обманывает ожидания, это мы можем обмануть сами себя.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
 
.

КАК СПРАВИТСЯ С РАССЕЯННОСТЬЮ ПРИ МОЛИТВЕ?
Мы постоянно пытаемся собрать расползающиеся мысли, в какие-то моменты у нас это получается, но потом, рано или поздно, все равно терпим неудачу. Эта борьба продолжается годами, и бывает, что годами нет даже небольшого намека на хоть какой-то прогресс. Опыт нам показывает, что собственными силами мы с этой задачей не справляемся, а потому стоит обратиться к «наработкам» тех, кто действительно умел молиться. Труды Святителя Феофана Затворника «Четыре слова о молитве» и «Как надобно молиться» (которые очень схожи по содержанию) являются прекрасным «учебником» молитвы, уж простите за тавтологию. Давайте попробуем из этих «учебников» сделать себе конспект.

Начнем с того, что все совершаемые нами внешние действия, будь то крестное знамение, поклоны, чтение вслух или про себя, наизусть или из молитвослова – еще не есть молитва. Святитель Феофан пишет, что молитвой является «возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и прочее». Подчеркнем, что перечисленные чувства должны возникать, их не нужно искать, так как поиск чувств чреват духовными опасностями, вплоть до впадения в прелесть. Возбуждению чувств как раз и способствует чтение молитвы с помощью речевого аппарата и внимательное в нее вслушивание.

Теперь перейдем к практикуму. Святитель Феофан пишет, что для того, чтоб сердце и мысли воспринимали содержание молитв необходимо использовать такие приемы:

1. Пересмотр текста заранее. Нельзя сразу браться за незнакомую молитву. Нужно полностью просмотреть ее текст и определить для себя, понятно ли все ее содержание. Мы, в большинстве случаев, молимся на церковнославянском языке, и некоторые слова и выражения могут быть нам непонятны, а потому данное наставление святителя сохраняет и будет сохранять свою актуальность еще очень долго.

2. Подготовка. Да, к молитве нужно готовиться, а не приступать к ней выскочив из-за стола с набитым животом или с опухшими глазами от длительного сидения перед экраном. Необходимо немного походить или постоять перед иконой, собраться с мыслями: ненужное – отложить, необходимое – подобрать. За 15-20 минут, или даже за час, ничего без нас крамольного не произойдет. Также важно подумать над тем, к Кому (!) нам предстоит обращаться и кто (каков) конкретно я – обращающийся к Владыке вселенной. Эти мысли должны возбудить в нас благоговение, с которым и внимание проще удержать.

3. Доброе начало – половина успеха. Здесь принципиально важна неспешность. Именно она позволяет каждое написанное слово молитвы сопрягать с собственной мыслью так, чтоб оно уже становилось лично нашим обращением. «Вникай во всякое слово, – пишет святитель, – и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй». Еще раз подчеркнем два важных фактора: понимать и чувствовать.

4. Молитва по силам. Здесь очень важно браться за такое молитвенное правило, которое мы сможем выполнять неспешно, при обычном течении остальных дел. То есть это конкретное указание на первоочередность качества молитвы, а не количество вычитанных молитвословий. Для многих из нас данный пункт может послужить к пересмотру уже привычного правила.

5. Перечитывание. Естественно, что стремление к внимательной молитве требует концентрации мыслей на ее содержании и смысле. Если мысль убежала, то ее необходимо всякий раз возвращать обратно, а прочитанную с невниманием молитву начать заново. Это трудно, но именно таким «измором» мы можем приучить себя к предельной сосредоточенности. «Одолеешь однажды это затруднение, – советует святитель Феофан, – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе».

6. Остановка. Если какая-то молитва подействовала на нашу душу особенным образом, то не стоит простираться далее. Лучше остановиться, побыть немного в тех благодатных мыслях и ощущениях, которые у нас появились. Можно такую молитву начать заново, снова погрузиться в нее. «Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться, и что, следовательно, сохранение сего состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного», – подытоживает святитель Феофан.

7. Завершение. Как и при подготовке, тотчас после молитвы не стоит сразу переходить к прочим делам, нужно хотя бы пару минут посвятить тому, чтоб сохранить в себе приобретенное благодатное чувство.

Перечисленные рекомендации святитель Феофан предлагает на начальном этапе обучения молитве. Немного привыкнув к молитве по молитвослову, необходимо пробовать молиться самостоятельно, собственною своею молитвою, «доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедовала, что есть в ней и чего желательно ей».

Святителю Феофану известна проблема, когда человек может годами молиться по молитвослову, но при этом не иметь молитвы в сердце. Происходит это потому, что кроме установленных правил христианин больше ничего не выполняет, почитая их достаточными, а прочее время своей жизни о Боге и не вспоминает. Дабы исправить такую ситуацию, у святителя также есть рекомендации:

1. Какое бы дело мы не выполняли нужно понуждать душу посвящать его Богу.
2. Понуждение это должно происходить с самого утра, еще до такого как мы приступим к выполнению своих обязанностей и послушаний.
3. Далее формируется необходимость молитвенного обращения к Господу (Богородице, святым, ангелам) которое должно быть кратким, ведь именно при кратких прошениях проще сохранить внимательность.

Это еще не все. Далее святитель говорит, что есть и третий вид молитвы, причем первые два – лишь приготовление к нему. Для нас это пока недостижимая высота, нам бы с перечисленными наставлениями справиться, но не сказать о нем было нельзя. Вот характеристика высшей степени молитвы, пусть она будет хотя бы некоторым ориентиром: «Непрестанное обращение ума и сердца к Богу, сопровождаемое внутреннею теплотою или горением духа. Это – предел, до которого должна дойти молитва, и цель, которую должен иметь в виду всякий молитвенный труженик, чтобы не бесполезно трудиться в деле молитвы».

Отсюда формируется внутреннее состояние, состоящее из трех частей: «(1) страх Божий, (2) память Божия, или хождение пред Богом, и (3) любительное обращение сердца к Богу, или любительное лелеяние сладчайшего имени Господа в сердце».

Как видим, у нас есть все, чтоб научиться внимательно молиться. Главная же проблема кроется в пренебрежении теми советами, которые мы можем найти и у святителя Феофана Затворника, и других подвижников. Давайте прислушаемся к ним!

 

О молитве протоиерей Андрей (Ткачев

«Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6)

Основанием каждой святой жизни должна быть живая, постоянная беседа души с Богом – в тайнике человеческого сердца, вдали от людей, с глазу на глаз, так сказать, с Самим Господом. Весь смысл молитвы заключается в этом непосредственном, тесном личном общении человека с Богом, в котором он находит доступ к Престолу Всевышнего. Мы, без сомнения, везде и всегда в присутствии Божием, но Сам Христос указал нам на необходимость уединения в нашей келлии для молитвы, и опыт доказывает нам всю пользу такого уединения, когда оно входит в привычку.

Там, в этом нашем святилище, вдали от всего земного, человеческого, мы найдем источник воды живой для утоления нашей духовной жажды, там возгорится с новой силой пламя нашей веры, там нам даны будут крылья для безопасного полета над бездной сомнений и греха. Будем же искать уединения и в нем найдем Отца нашего Небесного; во свете лица Его, в живом сознании Его отеческой любви мы научимся молиться. Хотя Господь и не требует от нас, чтобы мы молились долго, и не видит достоинства в многословии, нам необходимо, начиная день, в котором ожидает нас, быть может, немало затруднений и забот, укрепиться на пути и почерпнуть новые силы в уединении нашей келлии. Там мы положим к Его ногам все то, что нас страшит в предстоящем нам труде, и, призывая Его благословение на этот труд, озаренные Его светом, исполненные Его Духом, вооруженные молитвой, бесстрашно пойдем навстречу ожидающим нас испытаниям.

Будем уверены, что всякий раз, как мы предстанем перед Богом, даже ненадолго, мы получим благословение свыше и «Отец Небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно».

 

 .

 

Просмотров (209)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *