Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Исповедь: вопросы и ответы

На вопросы об Исповеди отвечают священники

Если я на Исповеди не успел сказать всех грехов, но держал их в уме, то отпустятся ли они мне? И нужно ли для отпущения грехов обязательно причащаться? 

Грехи не отпускаются, грехи прощаются при условии покаяния. Покаяние включает в себя:
– богослужения в храме по воскресным и праздничным дням,

– молитву,
– чтение Священного Писания,
– исповедь,
– причастие,
– исправление своей жизни,
– воздержание от греха,
– дела любви и милосердия.
Если грех не повторяется, значит он прощен. Если грех повторяется, значит покаяние было недостаточным. Исповедь — это лишь свидетельство о намерении покаяться, но не само покаяние. Исповедь — это диагноз, покаяние — это лечение.  Как часто причащаться и степень строгости при подготовке ко Причащению определяет духовник или священник, у которого Вы исповедуетесь, согласно документу, одобренному на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве «Об участии верных в Евхаристии» // священник Василий Краев

+

Сколько раз в год надо исповедаться?
Нет общей для всех нормы. Один стирает белье раз в месяц, а другой раз в неделю. Такие вопросы необходимо решать с духовником. А я Вас не знаю. И не знаю вашей жизни. Почаще стирать нужно душу Исповедью и Причастием. Вот так. А насколько часто, у каждого свой ответ // диакон Олег Рыжков
 
 +

На Исповеди я произношу не все грехи, потому что мне очень стыдно. Но держу их в мыслях своих, мысленно прошу Господа Бога о прощении. Будут ли они мне прощены? До тех пор пока вы не исповедаете их, не будете прощены. Был один забавный случай. К одному мудрому старенькому батюшке пришел юноша и с плачем говорит: «Батюшка, я согрешил блудом… что мне делать?» Старец принял вид неразумного: «Сынок, что-то я тебя не пойму. Каким таким блудом? Приведи того, с кем согрешил». На следующий день юноша приводит девушку. Они вместе падают на колени и слезно каются. Старец опять принял вид непонимающего: «Дети, что-то я не пойму, о чем вы говорите. Что это за грех такой блуд? Покажите». Молодые люди смутились такому ответу. «Батюшка, так стыдно». «Вот видите мои милые, меня дряхлого старика стыдитесь, а когда грешили, почему пред Богом не было так стыдно. Он то все видит и знает».  Сами понимаете, стыд перед батюшкой – это ложный стыд. Нагрешил, умей ответить за свой грех и не просто ответить, но и обличить себя перед людьми. Самому себе, как бы перед Богом, удобно каяться. А в чем подвиг? Бог и так все знает. Но вот открыть свое беззаконие перед людьми — это великая добродетель // священник Николай Каров

+

О прошлых грехах, которые были давно, нужно исповедоваться на каждой исповеди? 

Если Вы принесли покаяние в каком-либо грехе и более его не повторяете, то священническая разрешительная молитва указывает Вам: вопрос закрыт. Пытаясь снова “покаяться” в этом же грехе, вы тем самым заявляете недоверие к совершенному Таинству // иеромонах Макарий (Маркиш)

  +

Перед Исповедью я записал свои грехи на листочке. Когда подошла моя очередь, то батюшка просто разорвал лист, накинул епитрахиль со словами, отпущаются грехи… Вопрос: а Бог-то их отпущает?

Богу нужен не список грехов, написанных на бумаге, а Ваше искреннее сердечное покаяние и твердое желание не грешить. Вот это и есть Исповедь. Если она у вас в сердце есть, то Бог отпущает. А если нет, то и не отпущает. Я вообще противник написания всяких текстов на бумаге. Каяться нужно, а не перечислять грехи. А что – то забыли неумышленно, так Бог все знает, о чем хотели рассказать // диакон Олег Рыжков

 +

Говорят, если человек на Исповеди что-то утаивает, то священник это чувствует — так ли это? Как нам исповедоваться так, чтобы вам, священникам, было удобно?  В задачу священника не входит чувствовать утаивает человек что-то или нет. Священник только свидетель Вашей Исповеди перед Богом. А от Бога невозможно ничего утаить. Исповедуйтесь кратко и по существу // священник Василий Краев
 
  +

Нужно ли подробно описывать свой грех? Расскажешь о грехах кратко – плохо подготовился, начнешь рассказывать много – очередь задерживаешь. А если ты последний, священник уже еле на ногах стоит? 

Исповедуйтесь кратко. Главное увидеть свои грехи и покаяться, а не рассказать о них красочно. Поэтому лучше пару дней до Исповеди молиться и думать о своих грехах. Советую записывать на листочек, чтобы не забыть // священник Антон Русакевич

  +

Моему сыну 13 лет, он хочет исповедоваться и причаститься, какие молитвы или каноны ему надо читать, могу ли я с ним вместе читать молитвы, подскажите как правильно к этому таинству подготовиться? 

Во-первых, нужно, чтобы он помолился Богу о прощении своих грехов, то есть тех поступков и привычек, которые ему самому в нём самом не нравятся. Во-вторых, молитвенно прочитать Последование ко Святому Причащению. Можете молиться вместе и читать вслух. В-третьих, подготовительный пост соблюдать в среду и пятницу. В-четвертых, евхаристический пост: ничего не вкушать и не пить с полуночи до самого причащения в день причастия. В-пятых, исповедовать грехи свои в храме на Исповеди, в которых накануне покаялся перед Богом. В дальнейшем руководствоваться для подготовки к Исповеди и причастию рекомендациями вашего приходского священника, который даст необходимые наставления исходя из возраста ребенка и с учетом вашего образа жизни. Не видя ребенка и не поговорив с ним, невозможно определить правильную меру поста и молитвы как в повседневной жизни, так и при подготовке ко Причастию // священник Василий Краев

  +

Хочу исповедоваться первый раз. Но не знаю что говорить на Исповеди как называть свои грехи, их очень много. Лучше прийти в православный храм на вечернее богослужение, подойти к священнику, когда он выйдет на исповедь и так ему и сказать, что Вы пришли первый раз, хотите исповедать грехи и не знаете что и как говорить, и он все Вам объяснит и поможет // диакон Олег Рыжков
 
 
 +

Что Вы можете сказать о генеральной исповеди? Её желательно пройти каждому христианину или только в особенных случаях? Я хочу ее пройти, но ведь до этого я уже исповедовался и грехи простились? В вечерних молитвах есть ежедневное исповедание грехов. Генерально исповедоваться дома перед иконой можно хоть каждый день. О генеральной исповеди в храме спрашивайте у духовника или у священника, которому исповедуетесь. Я бы посоветовал больше уделять внимания не генеральной исповеди, а генеральному покаянию // священник Василий Краев

+

Сколько раз в жизни человека может совершаться генеральная исповедь? С какого возраста можно к этому приступать? Можно ли исповедоваться за всю свою жизнь у другого священника, если уже есть свой духовник? “Генеральная исповедь” – подробная Исповедь за какой-то период жизни. Она может производится ежегодно. Исповедоваться подробно надо именно духовному отцу // архимандрит Алипий Светличный
 
 
 
  +
Как исповедоваться на общей исповеди и поступать, если какой-то мой грех не будет назван? Общей исповеди Церковь не благословляет. Иногда, когда народу бывает слишком много, священник может напомнить вслух о грехах, которые бывают, чтобы слышали все, но потом каждого священник исповедует отдельно. Ни на каких общих исповедях бывать не рекомендую. Приходите к священнику и исповедуйтесь как положено // диакон Олег Рыжков
 
 
 +
Я заметила, что на Исповеди, перечисляя грехи можно уклониться в грех хвастовства и гордости, как-то мол, вон как я хорошо исповедуюсь, сколько всего нашла. А еще самое неприятное, можно хвастаться самими грехами, перечисляя их, становясь подобной бесу.  Возможно ли каясь, все не конкретизировать (с привязкой к людям), а в общем называть грех, вполне зная что я имею в виду и имея намерение так больше не грешить.  Потому Исповедь должна быть покаянной, а не строиться на перечислении грехов. Не количество грехов надо озвучивать на Исповеди, а решимость их исправлять с ненавистью к ним // архимандрит Алипий Светличный
 
 
 +

Я хочу исповедать все свои грехи с 7-ми летнего возраста, но не делаю этого, потому что мне очень стыдно. И говорят что надо рассказывать подробно о своих грехах, а не просто: я блудница, к примеру. Неужели нужно поименно перечислять всех с кем я согрешила и в подробностях? Могу ли я написать все подробности на листочке и передать батюшке, чтоб он сам все прочел? Вас останавливают мысли от лукавого. Для того и нужен священник, чтобы чувство стыда было свидетельством искренности Исповеди. Преодолевайте все препятствия на пути к Богу. Преодоление — необходимое условие духовного роста. Или Вы не знаете, что “от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф. 11, 12)? “Да не смущается сердце ваше” (Ин. 14, 1). Подробности совершения того или иного греха рассказывать нет необходимости // священник Василий Краев

+

“Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного”– говорит Исаак Сирин. Но что это, батюшка, значит? А что же делать, если мы какие-то грехи не осознаем или просто забыли? Как понять, что не осталось в душе нераскаянного греха? 

Если мы забыли что-то сказать, то Господь нам это прощает. Мы постепенно начинаем видеть свои грехи. Иначе, увидев их сразу, впали бы в уныние. Но другое дело – грехи которые мы знаем и не хотим в них раскаиваться по разным причинам. Самый яркий пример греха в котором невозможно покаяться – это самоубийство. А чтобы увидеть, что вы покаялись во всех своих видимых грехах, надо тщательно исповедоваться. И чем серьезнее вы к этому отнесетесь, тем больше духовной радости это принесет // священник Антон Русакевич

 +

Как правильно именовать грех против целомудрия во время исповеди и надо ли рассказывать подробности? Вы просто говорите ту ситуацию, которая у вас сложилась, не нужно прятаться за названиями. Своими словами правильнее всего. // священник Николай Каров
 
 
 
  +
Например, имеет человек со своего отрочества такой гормонально-воображательный бэкграунд, что и самому себе вспомнить стыдно. Как исповедовать? Что-то подсказало мне, что не стоит делать Исповедь похожей на оглавление порносайта, и я Исповедовал так: блуд и развратные помыслы. Считается ли это сокрытием греха, если мотив был таков, что некоторые вещи лучше даже и не называть словом, чтобы оно не повредило кому- либо? Или все-таки этот нарыв надобно вскрыть? Исповедь – не формальный процесс, а раскрытие души перед Господом. Никаких “ценных указаний” по произнесению тех или иных слов и выражений нет и быть не может. И больше того, рядом с Вами стоит священник, который в случае нужды задаст Вам какие-то вопросы, поможет Вашему покаянию // иеромонах Макарий (Маркиш)
 
 
  +
Я очень долго боялась пойти на Исповедь, так как на мне был страшный смертный грех. Когда все таки решилась исповедоваться, я ожидала, что священник наложит на меня епитимью, но батюшка просто прочитал разрешительную молитву. Может ли быть так, что священник меня не понял? Прощен лигрех, стоит ли мне переживать, ведь Бог и так все знает? Покаяние и исповедь это искреннее признание своего греха, открытие его перед священником, раскаяние с твердым желанием больше не грешить. Раз священник разрешил грех, значит разрешил. А Бог видит наши сердца и знает, искренне вы раскаялись, или формально. Бог все прощает, если мы искренне каемся и стараемся больше не грешить // диакон Олег Рыжков
 
 
  +

Можно ли причащаться без Исповеди? Если нет сердечного покаяния, есть ли смысл просто называть свой грех? Или надо молиться чтобы Господь дал видеть грехи свои а потом уже причаститься? Конечно, так лучше, но для этого нужно время, а причаститься хочется. Причащаться без Исповеди можно только по благословению духовника // священник Александр Ермолин

+

После того, как прочла книгу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) “Опыт построения исповеди”, вопросов возникло еще больше! Получается, что столько у меня грехов, что сутками надо не отходить от батюшки. Как же мне правильно строить свою исповедь? Исповедоваться по частям? Ведь грехов так много, от малых и до больших! Надо ли называть конкретный грех? Как всё-таки правильно каяться? По этой причине и в храм не часто хожу, дома всё молюсь. Без храма взаимоотношения с Богом практически невозможны, потому как именно в храме, Сам Бог являет Себя в Своей Плоти и Крови в Таинстве Причастия. «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (Иоан.6:53) Это самое главное богослужение Церкви – святая Евхаристия. В этом Таинстве, под видом хлеба и вина, мы причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа, где непостижимым для ума и таинственным образом мы соединяемся с Самим Богом. Это Тайная Вечеря, где Иисус Христос преломил хлеб, раздал его Своим ученикам и сказал: «сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». (Лук.22:19) Потом Он взял чашу с вином подал им и сказал: «сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». (Лук.22:19, 20) А после, повелительно заповедал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лук.22:19) Каждая Литургия, совершаемая в наши дни священником, не символическое напоминание о давнем событии, а его продолжение. Евхаристия началась на Тайной Вечери и продолжается до сих пор. Без Причащения Тела и Крови Христа невозможна никакая духовная жизнь и тем более вход в Царство Небесное. Ввиду этого, храм становится важнейшим зданием в нашей жизни, потому как там открыт источник бессмертия. Теперь касательно исповеди. если вам нужно подробней поисповедоваться, то договоритесь с священником, чтобы поговорить с ним во вне богослужебное время. Тогда хоть часами беседуйте // священник Николай Каров

+

Батюшка, смертные грехи — это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Кто из нас может сказать, что он никогда не имел этих грехов? Нам нельзя, по Вашим словам, причащаться? 

Надо в них покаяться. Для этого и Исповедь перед причастием. Нельзя причащаться в состоянии гнева, но если гнев прошел, можно причащаться. Для этого и пост перед Причастием, подготовительный и евхаристический. Для того и молитвы перед Причастием. // священник Василий Краев

 Источник

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ИСПОВЕДЬ СЧИТАЕТСЯ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ?

Исповедь – это одно из Таинств Святой Церкви, а потому само название «таинство» уже говорит нам  о том, что не все в нем поддается изучению и объяснению. Таинство – это то, что невидимо совершается Самим Богом при видимом посредничестве священнослужителя. И нельзя со стороны четко определить, какая Исповедь действительна, а какая – нет. Только Бог прощает человеку грехи, а священник, как об этом сказано и в самом последовании Исповеди, – это только свидетель.

Но в то же время есть некие критерии, позволяющие нам утверждать, что с их нарушением Таинство, впрочем, будет совершено, но для самого человека, приступившего к Таинству, оно пойдет «в суд и во осуждение». Относительно Исповеди таким критерием является искренность покаяния, ведь если мы приходим на Исповедь и каемся неискренне, а для галочки, то не получим от Бога прощение наших грехов и, наоборот, унесем с собой еще больший грех – грех попытки обмануть Творца.

Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии

 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ИСПОВЕДИ УЖЕ ПЕРЕД ЧАШЕЙ ВСПОМНИЛИ НЕИСПОВЕДАННЫЙ ГРЕХ?  Отвечает протоиерей Владимир Пучков:
Многолетняя практика обязательной исповеди, установившаяся в нашей Церкви, помимо безусловных преимуществ, сформировала у целого ряда людей взгляд на исповедь как не как на самостоятельное Таинство, а как на некий этап подготовки к причащению. Безусловно, в реалиях сегодняшнего дня исповедь перед причастием необходима. Однако не следует забывать, что смысл Таинства Покаяния вовсе не в том, чтобы человек подошёл к Чаше Христовой, исповедав предварительно как можно больше грехов. Исповедь неотделима от той каждодневной скрупулёзной работы, которую должен вести всякий из нас над собственной душой. От борьбы со страстями, от сопротивления искушениям, от искоренения греха в любом его виде. В Таинстве Покаяния христианин черпает благодатные силы для работы над собой, и прощением грехов в этом же Таинстве венчаются все его усилия на поприще покаяния. Кроме того, прощение грехов как таковое напрямую зависит и от твёрдости намерения к исправлению, и от образа жизни кающегося. Если человек не употребляет над собой ни малейшего усилия, если в его жизни постоянно присутствуют одни и те же грехи, польза от его исповеди будет нулевой, исповедуйся он хоть ежедневно.

Стремление максимально освободиться от грехов на исповеди без желания отказаться от них в жизни, то, что в своё время протопресвитер Александр Шмеман метко назвал «интроспекцией чистюли», никакого отношения к покаянию не имеет. Однако именно эта интроспекция чистюли присуща многим нашим прихожанам. Сколько раз мне приходилось наблюдать странную и даже абсурдную картину: человек готовится причащаться и приходит на исповедь вечером накануне, исповедуется, но на этом не останавливается и обязательно подходит к исповеди уже во время Литургии. Некоторым, кстати, и этого бывает мало, и они уже перед самым причащением исповедуются снова. И было бы полбеды, будь это единичные случаи в отдельных приходах, так ведь нет! Из общения между священниками становится ясно, что таких прихожан нынче хватает всюду. И самое печальное то, что никакие священнические увещания на них не действуют. Они, скорее, будут исповедоваться у разных батюшек, кочевать из прихода в приход, но своей странной привычке не изменят. И самое печальное то, что, глядя на них, их воцерковлённые дети начинают заниматься тем же самым, чуть ли не по три-четыре раза за Литургию исповедуя внезапно вспоминающиеся грехи. А всё от желания подойти к Чаше как можно более «очищенным»…

Да вот только всё дело в том, что наша «очищенность» у Чаши никому, по сути, не нужна. Главной целью, которую преследует известная нам традиция подготовки к причащению, включающая пост, молитвенное правило и исповедь, являются искреннее покаянное чувство, сокрушение сердца и смиренное сознание собственного недостоинства. Но точно ли эти чувства наполняют душу «чистюли», трижды за два дня сходившего на исповедь и не помнящего за собой более никакого греха? Если бы! «Чистюля», напротив, исполнен чувства удовлетворённости. Как же: он постился и даже рыбы не ел, он «всё вычитал» и исповедал всё, что помнил. Он вполне доволен собой и резонно рассчитывает на причастие «во оставление грехов и в жизнь вечную». Никакие параллели не Евангелием не напрашиваются? Ну конечно: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть и всего, что приобретаю» (Лк. 18:12)…

Так вот, на первый взгляд, внезапно пришедший на память неисповеданный грех мог бы всё расставить на свои места: ощутил бы человек себя недостойным грешником, искренне воздохнул бы к Богу о милости и приступил бы к Трапезе Господней в должном смирении. Но в том-то и беда нашего «чистюли», что, лишившись удовлетворённости и уверенности, он испытывает не раскаяние, а разочарование. К Чаше-то он, конечно, подойдёт, но потом целый день потратит на бесполезные попытки определить по сугубо плотским и душевным ощущениям, достойно он причастился или нет.

Итак, чтобы не довести себя до подобного состояния, необходимо помнить следующее:
– мы никогда не бываем и никогда не можем быть достойными принятия Тела и Крови Христовых;
– недостойных достойными делает не подготовка, а Сам Христос, видя искренность сердечного сокрушения и глубину смирения;
– вся подготовка к причащению служит, по сути, только одной цели: приобретению всё того же сокрушенного и смиренного состояния души;
– очищать душу от грехов нужно не конкретно перед причастием, а в течение жизни, и не исповедуясь по нескольку раз за службу, а непрестанно работая над собой и исповедуя собственные падения с твёрдым намерением встать и продолжать борьбу;
– исповедоваться перед причастием нужно один раз, серьёзно и вдумчиво, основательно подготовившись к исповеди накануне;
– практику многократной исповеди и накануне причащения, и в сам день следует признать порочной, служащей не очищению души от греха, а расслаблению, нерадению и профанации Таинства Покаяния.

Ну и, наконец, если у самой Чаши вы вдруг вспомнили неисповеданный грех, искренне воздохните к Богу о прощении и милости и со смирением приступайте к причащению. Будьте уверены: грех, который вы вспомнили, далеко не единственный неисповеданный и всех грехов не исповедуешь никогда. Однако никакие наши грехи не препятствуют милосердию Божию, если мы искренне каемся в них. И даже если грех был забыт на предыдущей исповеди, ничто не помешает вам, не согрешив им в течение нескольких дней или недель, вынести его на исповедь в ближайшем будущем.

 

Иные материалы по теме:

Просмотров (272)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *