Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ

Подготовка к Великому посту* начинается за четыре Недели** и три Седмицы или 21 календарный день до его начала. Почему так? В церковнославянском языке словом «неделя» именуется воскресенье, т. е. день, когда ничего нельзя делать, нужно отдыхать и посвятить время Богу. «Седмицей» называется привычная нашему языку неделя или семь календарных дней. 

Начиная с первой недели до воскресенья пятой недели поста на Утрене после песни «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари:

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния, ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

Перевод: Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Перевод: Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий, трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.

.

НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНИЕ) О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Первая неделя (воскресенье), с которой берёт свое начало подготовка к Великому посту — это Неделя о Мытаре и Фарисее. Название недели взято из одноименной притчи Евангелия, которая гласит о том, что человеку грешно хвалиться и любоваться своими деяниями. Гордыня – главное препятствие на пути к покаянию и духовному очищению. Истина лишь та вера, которая не несет в себе самолюбования и превозношения.

Сплошная или Всеядная седмица. Пост ещё не соблюдается, разрешено есть все, в том числе и скоромную пищу (мясо, яйца, молоко, рыбу).

.

НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНИЕ) О БЛУДНОМ СЫНЕ

Окончание Сплошной седмицы – зовётся Неделей о блудном сыне. В этот день рассказывается притча, в которой сын, получив в наследство от богатство отца, прогулял его в праздной жизни. Осознав свой грех, сын пришел к отцу просить покаяния и милостыни. Отец, увидев прозревшее чадо, обрадовался и простил нерадивое дитя. Притча учит верующих доброте, осознанию своих греховных деяний, покаянию перед Господом, а также способности к прощению и милосердию. Таким образом, блудный сын — это условных образ каждого, кто отстал от Веры, погряз в греховности. Притча показывает, что вовремя осознать, что выбранный путь неверен, и прийти к Богу с покаянием – единственно верный путь, ведущий к спасению души.

В контексте подготовки христиан к Великому посту (когда вспоминается изгнание первых людей из рая и представляется грядущий Страшный Суд) пение 136-го псалма не просто воспоминание о трагическом событии из жизни избранного народа.

Он говорит о скорби иудейского народа, угнанного в плен по разрушении вавилонянами Иерусалима и Иерусалимского храма в 586 году до Рождества Христова. В псалме от лица народа Божия выражено сильное желание вернуться в Землю Обетованную, и звучит молитва, чтобы Бог воздал врагам иудеев (вавилонянам и идумеям) за злодеяния. 

 

Следующая седмица носит название Пёстрой. Это время чередования постных дней (среда и пятница) с обычными. Согласно церковному писанию, эта неделя считается неблагоприятной для вступления в брак и сватовства..

Вселенская родительская суббота

В церковном календаре существуют специальные дни поминовения покойных. В это время в церкви происходит обряд служения панихиды, называемый Вселенским. В эту Родительскую субботу на поминальный стол приносится жертва (скоромная пища за исключением мяса). Принято почитать память всех усопших (не только родителей и родственников), в том числе и тех, кто ушёл в мир иной внезапно. Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

.

НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНИЕ) О СТРАШНОМ СУДЕ


Окончание Пёстрой седмицы, зовётся Неделей о Страшном суде или Мясопустной неделей. Сия Неделя – последняя перед Великом постом, когда на стол разрешено подавать мясную пищу. Во время службы вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, чтобы человек не уповал на Господа в том, что все его грехи после покаяния будут отпущены. Надеясь на милосердие Господа, люди предаются беспечности и перестают волноваться о том, что за совершенные греховные деяния во время Суда придется ответить.

На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

.

МАСЛЕНИЧНАЯ СЕДМИЦА

Время перед Великим постом — завершающая Седмица. Именуется Сырной, Мясопустной или Масленицей. Мясную пищу употреблять запрещено, все остальное, в том числе рыба, яйца, молоко и молочные продукты – не ограничено. Люди пекут блины, угощают друг друга. Время для всеобщего веселья, уличных веселых гуляний, встреч с родными, праздничного застолья. Каждый из масленичных дней – по-своему важный и имеет свое название.

Первый день недели, понедельник, называют «Встреча». В понедельник завершается подготовка к гуляниям, сани с лошадьми уже ждут своих пассажиров, достраиваются горки. Хозяйки принимаются печь блины. Издавна первый блин принято отдавать нищему, для поминовения усопших родителей и родных.

Вторник – день начала всеобщей радости и веселья. Люди собираются в компании, катаются с горок, на лошадях, закидывают друг друга снежками. Со вторника начинают угощать блинами.

Среда носит название «лакомки». В это день тёща зовет зятя на блины. Поговорка «к теще на блины» происходит, скорее всего, из названия этого дня.

Четверг – «Широкий разгул». В четвертый день масленицы начинаются по-настоящему масштабные гуляния! Весь народ, от детей до стариков, выходит на главные улицы, чтобы поучаствовать в снежных боях, катаниях на санках, «тройках с бубенцами», ледовых побоищах, перетягивании канатов. Люди заходят в первую попавшуюся избу, где хозяева обязаны их приветливо встретить и угостить блинами. Начинки – самые разнообразные (творог, картофель, грибы, яйца, лук, варенье). На столе стоит чай, вино и медовуха.

Пятница именуется «Тёщины вечерки». В пятницу зять приглашал в дом родителей жены с ответным визитом. Накануне вечером теща отправляла в дом зятя необходимый набор для приготовления блинов (продукты, посуда), чтобы к пятнице все было готово. Тесть с тещей приглашались не только ради забавы, но и для пользы: родители давали молодым советы по ведению хозяйства, домашнего быта и сохранению семейных отношений. Эти советы считались очень ценными и передавались из поколения в поколение. Если, по какой-то причине, тещу не приглашали, между семьями могла проскочить большая обида, вплоть до полного расторжения общений между родителями и детьми.

Суббота – «Золовкины посиделки». Это время отлично подходит для того, чтобы наладить отношения между женой и сестрой мужа. Молодые девушки приглашали в дом золовку, поили её чаем, угощали блинами, дарили подарок (пусть даже символический). Также суббота – первый по-настоящему яркий и веселый день Масленицы. Считалось, что чем ярче и разгульнее Масленица, тем богаче будет жизнь.

Воскресенье – последний день масленичных гуляний. Люди, устав от шумного веселья, собираются в церкви на службах.

М

ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЕРЕД ВЕЛИКИМ ПОСТОМ

Завершающий день Масленицы, заключительный день подготовки к Великому посту. Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Также его именуют Прощённым воскресеньем или Сыропустной неделей. В последний раз перед началом поста разрешается употреблять в пищу масло, молоко и молочные продукты. Народу предполагается следовать в храм, где после вечерней службы (в приходской практике иногда после Литургии) совершается особый обряд, во время которого все прихожане подобно древним монахам, просят друг у друга прощения за все обиды, а у церкви и Бога — отпущения грехов, чтобы войти в Великий пост с чистой душой и светлыми помыслами. Также в этот день вспоминают изгнание Адама из Рая. Тем самым показывается, что человек, своевольно отдалившись от церкви (как Адам) теряет связь с духовным миром. Церковь – Рай на земле, и человеку следует осознать, что только вблизи к церкви он сможет быть по-настоящему счастлив, чист душой, помыслами и действиями.

Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

—————————————————————————————————-

Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.

** Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» 

По материалам сайтов — http://hram-vozneseniya.cerkov.ru и https://foma.ru

,

Как рассказать детям о подготовительных неделях 

Прожить сердцем, душой Великий Пост, пройти все его «ступени» — это наша главная подготовка к Пасхе. Объяснить детям в наглядной форме духовный смысл и структуру всех десяти недель (включая три подготовительные) лествицы поста. Сделать ясными и применимыми к нашей жизни «здесь и сейчас» слова и молитвы Богослужений. Объяснить смысл и назначение поста. 

Раскрыть все события, о которых вспоминает Церковь в эти дни, но не столько «по-книжному» в теории, но как личный духовный путь каждого отдельного человека. Ответить на множество детских вопросов: — Мама, а что значит, «Покаяния отверзи ми двери знодавче…?» — какие двери, куда? — Двери в великий пост.. Двери? Двери рая открывает нам исправление души. — А почему об этом поют сейчас, если пост начнется еще не скоро? — А что такое лествица? Это лесенка? А где она? — А почему стоят на коленях при чтении некоторых молитв? — А почему на Пасху открыты алтарные врата? И все красное, а в пост все черное?.. И множество других вопросов.  

Уже за три недели до начала Великого Поста поются торжественные стихиры «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче», настраивая и приуготавливая нас к пониманию глубокого смысла поста — в обретении утерянного рая. 

Именно поэтому в последний день сырной седмицы (масленицы) мы вспоминаем Адамово изгнание, и сама эта неделя, которая столь весело отмечается в народных гуляниях — это неделя о Страшном суде и уже звучит молитва Ефрема Сирина, уже творятся земные поклоны, в воспоминание одного из самых скорбных событий в истории человечества – истории изгнания людей из Рая за непослушание. И Адамов плач — это наш плач по Богооставленности. 

Когда люди жили в Раю — они непосредственно общались с Богом и не было нужды в посте в таком виде как сейчас (не считая запретный плод). 

И рисуя с детьми эту работу мы обозначаем визуально все эти события: — вот изображены Адам и Ева в райском саду и сорвано яблоко с древа добра и зла… — вот Херувим с огненным мечом стоит у закрытых дверей Рая… — вот плач Адамов и вот засохший сад, как последствие непослушания = плоды греха, что и в наши дни актуально. 

И вот поэтому мы идем по дороге поста – мы идем в гору, проходим этот путь, по примеру Самого Христа, Который указал нам его для того, чтобы вновь открылись для всех нас Райские врата.  

Двери Рая (символически алтарные врата) открываются тем, кто вслед за Христом идет дорогой Поста — к Пасхе. И называются эти двери — Покаяние. 

Как об этом всем рассказать детям, чтобы они сердцем увидели всю эту картину? Надо нарисовать все это образно, потому что дети изучают мир визуально в первую очередь. Нарисовать, в понятной для детей форме. 

Совместно с детьми, объясняя и поясняя им все изображения. 
Чтобы прочувствовать и прожить сам Великий Пост не столько как внешнюю подготовку к Пасхе в ожидании куличей и крашеных яиц, а прикоснулись душой к смыслу Крестного Пути Христа, увидели путь души, которая поднимается к «Солнцу Истины» только через восхождение в гору, через покаяние, через работу над собой. 

Дети только узнают это все, только начинают свое «путешествие» и у них еще нет цельного понимания этого сложного (по своей глубине) периода. А это очень важно — видеть четкую структуру. И хочется дать им наглядную «карту», чтобы они прожили свой путь, путешествуя в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней. 

Это творческое пособие для детей от 4-х лет (и взрослых) выполнено в виде многодетальной раскраски (размер с ватман А1) с большим количеством текстовых пояснений к отдельным элементам и событиям. Чтобы дети через свое творчество прочитывали этот путь. 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТВОРЧЕСТВУ С ДЕТЬМИ 

При изучении этой «карты» стоит обратить внимание детей на символичность: 

Гора, на вершине которой — Пасха Господня. Путь к Пасхе — это дорога, петляющая по горе. 

Гора — символизирует духовный путь, преодоление себя. Что означает взойти на гору? Означает иметь ум, сердце и душу «горé ко Господу, близ Бога, в присутствии Божием». 

Вода символизирует «источник воды живой, ведущей к вечной жизни» — Христа. 

Деревья — постепенно расцветая, символизируют нашу душу, в которой должен вырасти духовный сад. Внизу изображены мертвые деревья, там, где плач Адамов, там, где изгнание из Рая. 

Вверху — расцветают деревья и распускаются цветы, оживляя в наших душах память о Рае. 

И открытые двери алтарных врат всю светлую седмицу — как раз символизируют для нас открытие Райских врат. 

Внизу гора еще замерзшая, и холодная, (стоит выделить это цветом) но ближе к Празднику — становится светлее и ярче, и на деревьях распускаются листья, расцветают цветы, как символ духовной весны в наших душах.  

И чтобы нагляднее было понятно для детей, мы здесь видим путешествие ИЗ ЗИМЫ К ВЕСНЕ. Двойное значение: в практическом, реальном – это наш календарный период. В символичном значении – мы показываем детям, что как растения не растут без солнышка, так и наши души не могут расцвести, когда удалены от Бога – Солнца Истины. Правый нижний угол — это духовная зима, там изображен язычник, поклоняющийся золотому божку… Там земля покрыта льдом, символизируя отдаление от «Источника воды живой». 

Для понятности деревья нарисованы наших широт, а дома, люди и частично ландшафт изображены в соответствии с теми историческими местами и событиями, память о которых мы проживаем. 

Выше изображена Рахиль у колодца — она «на широте» расцветающего дерева, потому что она живет праведно, ожидает Христа… Но она в Ветхом Завете и в ее время Христос еще не родился. 

Вода в колодце — это «стоячая» вода, потому что источник воды живой — это Христос. 

И именно из символично изображенного Воскресения Христова проистекает родник той воды, о которой сказал Господь, что жаждущему Он дает «даром от источника воды живой» (Откр.21:6). Что и изображено на рисунке. 

Еще визуальные моменты, на которые стоит акцентировать внимание детей: 
1. Путь поста открывают нам те самые «двери покаяния», настраивая нас на нужный лад. Изображены в виде деревьев как память о Райском древе и о том, что вся природа – это живой храм Бога. 
2. Память о мытаре и фарисее указует нам путь – смирение, настраивает на молитву. 
3. Притча о блудном сыне дает нам утешение, что Отец небесный ждет нас. И направление пути. 
4. Масленичная неделя одновременно символизирует и воспоминание о райском блаженстве — и скорбь о потере его, поэтому и памятуем о Страшном Суде и вспоминаем плач Адамов. 

Поэтому и сочетаются в народе и масленичные гуляния веселые и уже строгие богослужения с земными поклонами и чтением молитвы Ефрема Сирина. И все это изображено в одной «связке», как подножие и основание поста, это — ступени, ведущие нас к вхождению в пост. 

Также тут можно рассказать детям об интересной параллели — мы в православной традиции именуем Великий Пост — весной духовной и ждем Светлое Христово Воскресение — Христа, Солнце Истины. Потому что мы знаем, что Господь управляет миром. Он побеждает беспорядок во вселенной и устанавливает порядок. 

А в языческих весенних традициях — мы видим «заклички весны» и «зазывание солнца»; но не в духовном, а в самом земном натуральном смысле. Но схожесть «ожиданий» — даже здесь, как одно из подтверждений того, что наша душа по природе христианка и тянется к Свету. 
——————————————————

1-ая седмица – неделя Торжества Православия — символично изображаем родник «живой воды», бьющий от того места, где стоит икона. 

2-ая седмица — здесь отдельно мы поговорим еще раз про Свет, вспоминая святителя Григория Паламу и его учение о Свете. Вспомним и про дни творения. 

3-я седмица – крестопоклонная. Символичное дерево и крест под ним продолжают тему, начатую вначале: « Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути. Или как перед приходом царя, возвращающегося с победой, вначале шествуют его знамена и скипетры, так и Крест Господень предваряет Христову победу над смертью – Светлое Воскресение.» 

4-ая седмица, во время которой мы вспоминаем преп. Иоанна Лествичника, наглядно покажет детям, что это за лествица, куда она ведет, и из каких дел и движений души составляется наша лестница восхождения. Вспомним житие преподобного, который, удалившись от мира и живя (по мирским понятиям) в темной пещере – стал одним из тех, на ком исполнились слова Христовы «вы – свет мира». 

5-я седмица памяти Марии Египетской, чье житие мы вспоминаем на неделе Поста. Она проводила свой путь спасения в пустыне, но жизнь ее предстояла перед Христом, поэтому символично изображаем ее рядом с источником вод. Мы вспоминаем постный подвиг, воздержание, уединение и покаяние. 

Тема еды совершенно не отображена в этом календаре, специально, чтобы сделать акцент именно на духовной составляющей поста. И потому, что на тему постной кухни для детей уже было отдельное пособие — здесь  (см. ниже)

6-ая седмица – Неделя вайи – цветоносная, вербная. Она устремлена к тому празднику, который мы называем «Входом Господним в Иерусалим». Визуально мы отметим ее цветами. 

Самое главное, постараться как можно чаще бывать на богослужениях. Службы, их состав, структура – это не просто воспоминание прошедших событий или созерцание богословских идей – все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. 

Страстная седмица – самая строгая, скорбная и величественная. 
События тех дней изображены иконографически (которые возможно было вместить — по Страстной есть еще отдельное пособие). 

Хочется обратить внимание на то, что знакомя детей с Евангельскими событиями посредством картин, иллюстраций – очень важно подбирать именно иконографические изображения! 

Чтобы было правильное понимание и восприятие. Помня, что «горе тому, кто соблазнит одного из малых сих» и что «страх Господень – начало премудрости», тщательно будем отбирать изобразительный материал, чтобы избегать тех картинок, где Господь, Матерь Его и Святые изображены нарочито по-детски, «мультяшно» или излишне «телесно», смещая акцент на чувственность, как принято у католиков и протестантов, ибо такая подача серьезных тем разрушает благоговейность и страх Божий. 

И вот, прожив этот путь поста, мы приходим к его вершине – к Пасхе Господней! 

Внимательное изучение данного календаря вкупе с сопутствующим чтением по теме и участием в Богослужениях — поможет детям понять многое о посте, но ГЛАВНОЕ, чтобы мы, взрослые, от сердца объясняли все важные моменты и наш живой пример.
____________________________ 
РАСПЕЧАТАТЬ ЭТУ КАРТУ-РАСКРАСКУ можно двумя способами:

1) На принтере, для этого прикрепляю файл, уже нарезанный на 6 листов формата А4 и склеить их потом. Выбирайте формат печати с полями. 

2) Но лучше распечатать в типографии (или любом копировально-чертежном центре) на ватмане. Это доступно, недорого, но значительно лучше по качеству. Для этого прикрепляю файл в формате *.TIF размером с ватман А1. (Ватман отлично крепится на стандартную пробковую доску из Ашана, а по бокам остаются «поля» чтобы сделать кармашки и вложить необходимые подробности для распечатки). 

__________________________________________________________ 
Для некоммерческого распространения только с активной ссылкой
на источник. Авторской разработка Вероники Пузовой 

 

 

ВЕЛИКОПОСТНАЯ КУХНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. ОБУЧАЮЩАЯ ИГРА . 

Дети, особенно маленькие, впервые вступающие в пост, задаются множеством вопросов на гастрономические темы, в частности: «хорошо, мясо я не буду, а плов можно съем?»  поэтому родилась очень подробная дидактическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста на тему разнообразия продуктов, их состава и употребления в пищу согласно церковному уставу. 

Также игра направлена на формирование навыков приготовления традиционных рецептов нашей кухни, способы приготовления пищи (варка, запекание, жарка) и изучение разнообразия продуктов путем всевозможной сортировки по тем или иным общим признакам. 

Наглядно составляем меню для всей семьи и проговариваем тему здорового питания, когда отделяем простую пищу от лакомств. 

Игра состоит из следующих элементов: 

— ПРАВОЕ ИГРОВОЕ ПОЛЕ В ВИДЕ КУХНИ со столом, и плитой, где можно делать выкладку и сортировку продуктов, изучать различные способы готовки (кухонная утварь прилагается). На кухне у нас есть иконный уголок (поговорить о молитве перед и после трапезы, перед приготовлением пищи) и стоит верба (Поговорить о празднике Вхождения Господа во Иерусалим). 

— ЛЕВОЕ ИГРОВОЕ ПОЛЕ В ВИДЕ ЧЕТЫРЕХ КОНВЕРТОВ С КУХОННОЙ УТВАРЬЮ И РАЗДЕЛЕНИЕМ ПРОДУКТОВ на скоромные, постные, «условно-постные» (разрешенные в определенные дни поста продукты), также есть конверт под названием «детский пост»- чтобы собрать лично вашу корзину продуктов, наглядным для ребенка образом. 

Часто слышим от священников, что для маленьких детей (до 7 лет) меру и строгость поста определяют родители. И не для всех детей возможен строгий пост, в частности, молочные продукты дают детям во многих семьях, как необходимое для здоровья питание. Поэтому они вынесены особенно подробно, включая конкретно детские йогурты, творожки, сырки, мороженое, сгущенку, кашу на молоке и т.д.; чтобы обсудить с детьми тему «насущной еды» отделив сладкие лакомства от полезной здоровой пищи. 

Поговорить на тему воздержания и «хочу» и «надо». 
Даже маленький ребенок уже понимает разницу между «просто хочу есть» — когда голоден, то хочу есть любую еду; и «хочу есть именно сладенькое-вкусненькое». И постараться объяснить, как важно уметь различать эти состояния и учиться тому, чтобы голова нами командовала, а не желудок. 

На примере молочных продуктов мы можем объяснить малышу, что конкретно для него мера поста может быть выражена в отказе от сладких творожных сырков и прочих сладостей, но кашу на молоке, и простой творог он может и должен кушать. 

7 ТЕМАТИЧЕСКИХ ЛИСТОВ ПО 16 КАРТОЧЕК В КАЖДОМ, составленных из самых распространенных продуктов в наглядной для ребенка картинке. Молочные продукты, выпечка, постная, пасхальная, мясо, рыба, морепродукты, бутерброды, фрукты, орехи, сухофрукты, крупы, хлеб, макароны, овощи, напитки, масло, готовые блюда, специи. 
Мясные продукты, к примеру, представлены и в виде плова, и в виде макарон с мясной подливкой, и в виде бутерброда с колбасой, и т.д. Изучаем разнообразие продуктов и откладываем их на пасхальную трапезу.  

Лист со сладостями и выпечкой включает в себя традиционную тематическую выпечку Великого Поста, такую как печенье-лествицы, печенье-кресты, печенье жаворонки, с указанием дат когда их выпекают. Попутно мы рассказываем детям об этих событиях. 

Также в этот лист включены чисто пасхальные угощения: кулич, пасха и крашеные яйца. А еще постный пирог и другие постные сладости, которые, могут быть на столе во время празднования дня рождения, выпавшего в пост. 

Сладости можно разделять с детьми не только на постные и скоромные, но и отдельно положить «сладкое воскресного дня» договорившись с детьми, что мармелад, например, хоть он и постный, но это не является 
нашей жизненно нужной едой и мы его едим только по воскресеньям. 

Крупы собраны всех видов по отдельности, как основа пирамиды здорового питания разговора с детьми о пользе каждой конкретной крупы и блюд из нее, и для удобства составления личных рецептов. 

Из овощей можно составить популярное постное блюдо винегрет, всевозможные супы, салаты, гарниры и множество других блюд. 

Отдельно вынесены уже готовые сложно-составные блюда для «закрепления темы». 

Дополнительно приложен шаблон конверта без надписей и фон — можно приклеить с обратной стороны нужное вам количество конвертиков для дополнительной сортировки по вашему усмотрению. Это может быть личное меню или продукты к какой-то дате, или компоненты любимого рецепта или что-то еще.  

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО РАСПЕЧАТКЕ: будет больше возможностей для игр, если распечатать карточки продуктов в двух экземплярах (или более, если на группу детей); оставив одну раскладку целиком, а второй экземпляр разрезав на отдельные карточки. Тогда можно играть по принципу лото, и наполнять по очереди тематическую раскладку.

Файлы для распечатки — 15 листов формата А4 в прикрепленном пдф файле (картинки для ознакомления). Если нет принтера — в любой типографии вполне бюджетно распечатают (дешевле фотолаборатории).

Постимся постом приятным, братья и сестры! 

Работа защищена авторским правом и предназначена для частного использования и некоммерческого распространения. 

Источник

А для совсем маленьких детей подойдет такой Календарь ожидания Пасхи (автор Татьяна Дружинина), где каждый день зарисовывается по одному изображению пасхального яйца. Скачать календарь в увеличенном виде — здесь.

 

 

 

Десять правил Великого поста

,

Иные материалы по теме:

Просмотров (1394)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *