Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

«Сретенские» свечи и чин их освящения

 

На вопрос: «С чем связан обычай освящать на Сретение Господне в храме свечи и как следует правильно обращаться с принесенными в этот день домой сретенскими свечами?» отвечает иеромонах Иов (Гумеров):  

Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком (Лк.2:30–31). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н.ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках.М.,2004).

В Православной Церкви сохранился только «Чин благословения свещъ на Сретение Господне». В Требнике предписывается совершать его перед Царскими вратами «по часех, прежде начатия священныя Литургiи». В третьей молитве этого чина священник обращается к Богу: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный, просвещаяй всякаго человека грядущаго в мiр: излей благословенiе Твое на свещы сiя, и освяти я светом благодати Твоея: изволи же милостиве, да яко сiя светила огнем видимым возжженна нощныя тьмы прогоняют, тако сердца наша, невидимым огнем, си есть, светлостiю Святаго Духа просвещенна, слепоты всяческих избежат…».

Принесенные в этот день домой сретенские свечи возжигают во время молитвы, как и другие свечи, освященные в иные дни.

Источник

15 февраля на праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа, в храме перед началом Божественной литургии совершается чин освящения свечей. Сретенские свечи надо отличать от тех свечей, которые освящаются в любое время года.

Предназначение свечей

Свеча — это ваша малая жертва Богу. Огонь свечи, это огонь нашей веры. В состав любой Церковной Свечи обязательно входит: елей — симолизирующий Божественную милость к людям, и пчелиный воск — символизирующий сладость общения с Богом, мягкость воска выражает готовность человека подчинить свою волю Богу.

Действенность сретенских свечей

Церковная практика показывает, что любая молитва к Господу Иисусу, Божией Матери, или к святым, при возжжении и горении Сретенских свечей, имеет особую благодатную силу, и если сопровождается искренней верой молящихся, приводит к скорому исполнению просимого.

Применение сретенских свечей

Сретенская свеча, как и любая церковная свеча, предназначается сугубо только для возжжения ее во время молитвы. Обычно Сретенские Свечи зажигаются только в особых случаях: когда мы молимся при решении важных жизненых проблем (выборе спутника жизни, выборе профессии, устройстве на работу, прибретении дома, машины и т.д.), когда нас одолевает болезнь, скорбь, печаль, или при явном действии демонских сил на человека.

Как правильно ставить свечу

Любая церковная свеча — это жертва Богу, следовательно свеча ставится с молитвой: «Прими Господи жертву сию за рабов Твоих (имя за кого ставишь).» Если свеча ставится какому-либо святому, то молитесь: «Святый угодниче Божий (имя) моли Бога о мне (или о нас и перечисляете имена)».

Помните что:

Церковные свечи освящаются и посвящаются Богу, поэтому и сгореть должны только для Бога, поэтому нельзя церковные свечи относить бабкам, целителям и колдунам, это святотатство и кощунство по отношению к Святыне, и, в конце концов, приводит к абсолютно противоположному результату.

Те огарки которые остаются у вас после домашнего возжжения свечей нельзя выкидывать, их необходимо принести в храм для переплавки.

НУЖНО ЛИ ЗАЖИГАТЬ 12 СВЕЧЕЙ НА СРЕТЕНИЕ?

Указанная традиция является чистой воды язычеством. Ведь, по сути, свеча не имеет какого-то особого сакрального значения сама по себе, а служит выражением нашего отношения к Богу. Известный литургист XV века, святой Симеон, архиепископ Солунский, следующим образом объясняет символическое значение свечи: «чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Мягкость и податливость воска показывают нашу готовность к послушанию Богу, а горение свечи в свою очередь символизирует обожение человека, его превращение в новую тварь и очищение огнем Божественной любви».

Похожую мысль выражает и святой праведный Иоанн Кронштадтский: «огонь пред святыми иконами напоминает нам о пламенной любви святых к Богу, из-за которой они возненавидели мир и все его прелести, всякую неправду; напоминает нам и о том, что мы должны служить Богу, молиться Богу пламенным духом, чего у нас большею частью и нет, ибо имеем охладевшие сердца». И, подытоживая, святой замечает: «так в храме все поучительно и нет ничего праздного, ненужного». Тем самым святой отец показывает, что все, что происходит в храме, как, например, зажжение свечей и прочие традиции, имеет вполне логичное объяснение, а не какой-то магический подтекст, при котором важно лишь механическое исполнение того или иного ритуала даже в том случае, если его смысл от самого человека сокрыт.

Следовательно, если мы зажигаем свечи, мы делаем это не потому что так нужно, а потому что тем самым мы хотим проявить наши чувства к Богу, ведь для Бога важен не сам ритуал, не внешнее его исполнение, но то сердце и те чувства, с которыми человек приходит к Нему.

доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф

О «чудодейственных» сретенских свечах и сретенской воде

В православном требнике священнослужителя есть специальный «Чин благословения свеч на Сретение Господне». Кто-то может спросить: чем же отличается обычная церковная свеча от «сретенской»? Только чином освящения, ведь простые церковные свечи, которые продаются в лавках, тоже освященные.

Для лучшего понимания можно провести аналогию с освящением воды. Так, например, когда в храме служатся водосвятные молебны: вода освящается малым чином, можно сказать – «обычным». Но есть и такое понятие, как освящение воды великим чином, и делается это только единственный раз в году – на праздник Крещения Господня.

Также и со «сретенскими свечами» – их освящают только раз в год особым чином. Однако это не значит, что «сретенским свечам» следует придавать какое-то магическое или чудодейственное значение – это крайности, конечно.»Сретенские свечи» православные христиане возжигают во время домашней молитвы, как и другие церковные свечи. Ведь любая свеча, если горячо молиться, согревает молитву.

Церковная свеча — это прежде всего ваша жертва Богу. Жертва — это то, что человек отдаёт от своего материального состояния, не получая взамен материальный эквивалент отданному.

Например: если в магазине вы отдаёте продавцу некоторую сумму денег и получаете взамен какой-либо товар стоимостью в эту сумму, это не жертва.

Фактически вы ничего не отдали, а только обменяли одну форму имущества (деньги) на другую (товар). Если вы купили свечу и сожгли её дома, пользуясь её светом для чтения или просто для освещения, это не жертва.

Если же вы купили свечу в церкви и поставили её гореть перед какой-либо иконой или святыней — это жертва. Если вы подали милостыню нищему, или опустили деньги в «церковную кружку» на восстановление храма — это жертва.

Жертва — это дар, выражение нашей любви к тому, кому мы этот дар приносим. И только тогда наша жертва приятна Богу, когда приносится от чистого сердца. Неважно, какова материальная стоимость этой жертвы.

Когда ребёнок дарит своему отцу на день рождения сделанный своими руками рисунок или поделку, это не менее приятно отцу, чем если ребёнок подарит ему купленный дорогой галстук или крем для бритья на данные мамой деньги.

Некоторые пытаются вступать с Богом в «коммерческие отношения», например: «Господи! Сделай для меня это и это, и я поставлю тебе в церкви самую толстую свечу!».

Богу не нужны толстые или тонкие свечи. Богу нужны любящие сердца. Свечи нужны нам, как возможность выражения нашей любви к Богу, как символ нашей горячей молитвы, устремляющейся к Нему подобно пламени свечи, как возможность доказать, что мы способны пожертвовать материальным ради духовного. Но иногда мы видим языческое отношение к свечам, к освященной воде.

Если человек лишен веры в Истинного Бога, то во чтобы он ни верил, — он язычник. Родная сестра язычества — магия — то есть стремление человека подчинить себе духовный мир. Святыня в магии рассматривается как автоматический аккумулятор благодати, залог успеха, оберег. Магизм начинается там, где всё укладывается в простые правила и безпроблемные советы.

Например: «Чтобы ребенок не болел, нужно его крестить», «Чтобы успешно шла торговля, нужно посвятить офис», «Отче наш» — сильная молитва, но Иисусова — сильнее», «Если в доме держать освященную вербу, то никакое зло не сможет войти в дом».

Источник

На Сретение Господне в храмах будут освящаться свечи. Вынужден категорически повторить «Инструкцию пользователя»: 

  • Если дома пожар, то с криком «Помоги, Господи!», нужно звонить 101, спасать детей, документы и деньги, а не бегать с горящей сретенской свечей по дому. Огня и так хватает. Рекомендуется и самому пытаться погасить пламя.
  • Если гремит гроза и сверкает молния, то с криком «Помоги, Господи!» необходимо выдернуть из розеток электроприборы, ликвидировать сквозняк и вспомнить свои грехи. Сретенскую свечу зажигать нет смысла, лучше в очередной раз пообещать Богу, что теперь то Вы обязательно станете сплошной ходячей святостью.
  • Если дома непрекращающейся гром скандалов, молнии обид и грохот оскорблений, то после громогласной просьбы «Помоги, Господи!», закрой свой рот, зажги сретенскую свечу и мысленно, многократно, с чувством и искренностью про себя повторяй: «Так мне гаду (гадине) и надо».
  • Если Вас сглазили, околдовали, навели порчу или приворожили, то не надо орать «Помоги, Господи!» и зажигать сретенскую свечу, так как Вы в Бога не верите.
  • Если Ваша сретенская свеча потухнет (сгорит) очень быстро, то не надо с воплем «Помоги, Господи!» бежать в похоронное бюро и выбирать лучшее место на кладбище, просто примите к сведению, что все помрем, причем раньше, чем нам хочется.
  • Если сретенская свеча трещит — это не значит, что летом будет много гроз, просто после обязательного восклицания «Помоги, Господи!» разобраться, кто данные свечи изготовлял и паршивый стеарин применил. Восковые свечи трещат только тогда, когда они мокрые.
  • Если сретенская свеча «левая», то есть не является изделием софринского завода, и в ней непонятно где фитиль, сказав «Помоги Господи!» зажгите ее сверху. Не зажигается – переверните и опять сверху зажгите.
  • Если сретенскую свечу зажигаешь ради получения собственной выгоды и удовлетворения собственной гордыни, то гордыня (самый тяжкий грех) приумножится, а выгода приведет к полному дефолту, сколь не взывай «Помоги, Господи!»

Авдюгин Александр, протоиерей

 

См. также наши предущие публикации:

Просмотров (2083)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *