Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Детская Исповедь (советы священника)

 
 О том, какие дети приходят в храм к священнику, и чем может помочь батюшка мальчикам и девочкам от 7 до 10 лет рассказывает священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме.

.

Наверное, нет ничего более индивидуального, чем детская исповедь. Слишком сегодня разные семьи, соответственно, разные и дети в этих семьях; разное воспитание, место жительства, достаток и т.п.

Но хотя бы попробовать систематизировать опыт детской исповеди, разбить детей на несколько групп со своими ярко выраженными признаками мы можем.

Дети, у которых родители:
  •  воцерковились давно,
  • воцерковились недавно,
  • не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм. 
  • Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино.
Прежде чем разбирать подробно особенности этих групп, стоит отметить общие рекомендации:
  1. очевидно, что не нужно ребенка заставлять исповедоваться, если он этого не хочет;
  2. если ребенок исповедуется в первый раз, то необходимо перед его исповедью предупредить об этом священника.

Дети, у которых родители воцерковились давно

В этих случаях, если родители сами постоянно сознательно исповедуются, детям показывается с рождения пример. Дети, подражая родителям, тоже хотят быть, как взрослые. В данном случае главное для родителей не начать считать, что чем раньше ребенок начнет исповедоваться, тем лучше. Важно просто донести до ребенка, что Бог нас любит, что без Его помощи нам не обойтись – показать ребенку, что исповедь очень полезна, а не наказание или пытка.

При этом, по сути, главным и единственным грехом, в котором ребенок искренне может покаяться – это непослушание родителям. Ведь все остальное – это уже следствие воспитания родителей и той жизни, которую они создают своим детям.

Всегда умиляют исповеди ребенка, который кается в нарушении поста; в просмотре телевизора; в том, что маму до крика доводит… А перед этим исповедуется мама ребенка и не кается в том, что нарушает пост, смотрит телевизор и кричит на ребенка.

Ну и конечно же не надо родителям устраивать соревнования: дескать, Миша уже в 7 лет исповедуется по пять минут, а мой оболтус подошел на 5 секунд и ушел. Все дети разные, в разное время доходят до понимания тех или иных проступков.

Дети, у которых родители воцерковились недавно

Неофитство – это болезнь, которая настигает подавляющее большинство людей, которые только пришли в храм. Проявлений у нее много – основные – это желание всех учить Слову Божьему, строжайший пост, длинные молитвословия и осуждение всех, кто не согласен с их святой жизнью.

Дети в этом случае, естественно, также страдают от неофитства родителей. Ребенку начинают зачитывать в 7 лет «Опыт построения исповеди» и требуют, чтобы он искренне во всех грехах каялся, иначе сгорит в аду.

В этом случае священнику надо вмешиваться, объяснять родителям их ошибки, успокаивать ребенка – одним словом, нажимать на тормоза.

Эти две первых группы объединяет одно: родители явно не против религиозного воспитания детей. Священнику остается только корректировать под характер ребенка периодичность исповеди, строгость кнута и сладость пряника.

Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм
Более сложная группа, так как детям родители не показывают дома примера религиозной жизни и сами не исповедуются. В этом случае, священнику необходимо выделять чуть больше времени для ребенка и рассказывать ему самостоятельно о Боге, об Его участии в нашей жизни, о необходимости молитвы и борьбы со злом.

Об этом нужно разговаривать с родителями — просить их приводить ребенка не тогда, когда стоит большая толпа исповедников, а в будние дни, или договариваться вообще на отдельную встречу.

Проблема главная в том, что у ребенка, если есть серьезный подход к исповеди, могут (и будут) возникать вопросы, на которые родители не смогут ответить, или ответят не правильно. Что в одном случае приведет к потере авторитета родительского, а во втором к заблуждениям религиозным.

Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино
Самая простая для священника и самая грустная для детей группа.

Осознавая, что в лучшем случае ты увидишь ребенка через год, особое внимание словам уделять не стоит. Крайне маловероятно, что ребенок вот так вот сразу поймет хоть что-то из Закона Божьего.

Ребенку просто стоит сказать, чтобы он, когда будет вспоминать о Боге, обязательно молился своими словами. Потом подарить ему хорошую детскую Библию и молитвослов (для этого надо их иметь в запасе, если есть такая возможность); и сказать, что если у него будут вопросы, то пусть попросит родителей привести его еще раз на исповедь, чтобы поговорить.

Ну и записать этого отрока на годовое поминовение в храме, чтобы хоть кто-то за него молился.


Подводя итог, конечно, надо заметить, что написанное в этой статье, касается только малолетних детей 7-10 летнего возраста.

Потому что основные проблемы на исповеди начинаются как раз позже, когда начинается период юности, о котором святитель Иоанн Златоуст писал так: «Юность… нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется».

И именно на этот период — на период юности — приходится самое большое количество ошибок, имеющих очень пагубные плоды, сказывающиеся иногда на всей жизни человека. Но это уже тема не детской исповеди.     

Источник

Михаил Шполянский. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИСПОВЕДИ. 
В чем я согрешил? (в помощь маленькому исповеднику). 

«А теперь, чтобы тебе легче было вспомнить свою жизнь, понять в чем ты согрешил, чтобы правильно подготовиться к исповеди, я далее перечислю, какие грехи могли быть в твоей жизни. Ты же об этом подумай хорошенько, и если что было, отметь в памяти или запиши на листке, исповедуйся и твердо реши в будущем стараться изо всех сил такой грех больше не допускать. Итак, внимательно читай (слушай), вспоминай и отмечай.

– Веришь ли ты в Бога, в то, что Он Всемогущий и Всезнающий, что Он тебя сотворил, любит тебя и заботится о тебе?
– Стараешься ли ты любить Бога, нашего Небесного Отца? Всегда ли помнишь о Нем?
– Молился ли ты Богу о спасении и святым о помощи в христианской жизни?
– Благодаришь ли ты нашего Небесного Отца за Его любовь и милость к нам?
– Любишь ли ходить в церковь, не ленишься ли, не капризничаешь ли, не шалишь ли в церкви? Носишь ли ты крестик, умеешь ли и не забываешь ли креститься?
– Стараешься ли ты почаще причащаться?
– Просишь ли ты старших почитать или рассказать тебе о Боге, о святых, учишься ли читать Библию и святые книги?
– Помнишь ли заповеди Божие? Стараешься ли ты жить так, чтобы не нарушать их?
– Знаешь ли ты, что такое грех? Видишь ли ты свои грехи? Стыдно ли тебе за эти грехи, просишь ли за них прощения у своих близких и у Господа на исповеди? Стараешься ли ты исправлять грехи и вести себя так, чтобы их было поменьше?
– Признаешься ли ты честно священнику на исповеди во всех своих, даже стыдных, грехах? Готовишься ли к исповеди и причастию должным образом?
– Не бывает ли, чтобы ты роптал на Бога (то есть возмущался, если Он не давал тебе сразу того, что ты хочешь?) Не просил ли у Бога чего-то плохого: отомстить кому-нибудь, помочь украсть, обмануть и прочее?
– Не произносил ли ты имя Божие не в молитве, а просто так: в болтовне, с шуткой или ругательством или божбой («Ей-Богу», «Вот тебе крест!»)?
– Хочешь ли ты жить так, чтобы быть настоящим христианином?
– Знаешь ли ты, что Господь заповедал нам любить всех людей и учишься ли ты этому святому чувству?
– Слушаешься ли ты старших: родителей, близких людей, учителей и всех, кто тебя учит добру и помогает жить по-христиански?
– Может быть, ты изрядный самовольник, любишь все делать по-своему и сопротивляешься всему, что тебе говорят и чему учат старшие?
– Не приписываешь ли ты себе дары Божие: успехи в учебе и других делах, красоту, силу и прочее? Не гордец ли ты? Не превозносишься ли над другими, особенно над слабыми и бедными?
– Знаешь ли ты, что обман (пусть самый небольшой), воровство, жестокость ко всему живому – тягчайшие грехи пред Богом?
– Не смотришь ли гадкие, развратные картинки или телепередачи? Не подглядываешь ли за другими людьми, когда они раздеваются? Не любишь ли разглядывать, показывать или трогать тайные места своего тела? Не говоришь ли плохих слов? Не любишь ли послушать истории «про это»?
– Не веришь ли ты в домовых, барабашек, леших и другую нечисть? Не гадал ли ты и не ходил ли (со взрослыми) к гадалкам, колдунам, «бабкам», ворожеям, экстрасенсам?
– Не упрямец ли ты? Умеешь ли ты уступить, извиниться, простить и помириться с другом? Умеешь ли терпеливо переносить недостатки других людей или трудные обстоятельства своей жизни? Не любишь ли ты все время, на все и всех жаловаться?
– Не грубишь ли ты старшим? Ведешь ли себя скромно, почтительно, не кривлялся ли ты? Не любишь ли дразнить маленьких?
– Не вредничаешь ли ты? Не ссоришься ли, не злишься ли? Не позволяешь ли себе кого-либо ненавидеть, проклинать, ругать?
– Не завидуешь ли ты кому-нибудь? Не жадничаешь ли?
– Не бывает ли, что ты берешь без спроса то, что тебе не принадлежит, или даже то, что прямо не разрешают брать или трогать?
– Не стараешься ли ты всегда настаивать на своем, чтобы взять верх в любом споре?
– Не перекладываешь ли ты иногда на других свою вину? Не оговаривал ли кого-нибудь?
– Умеешь ли ты делиться с другими (например, едой с голодным или просто лакомством с другом)?
– Не проходишь ли ты мимо, когда нужна твоя помощь, чтобы кого-то защитить или утешить, успокоить?
– Не ленивец ли ты? Выполняешь ли ты те поручения, которые тебе дали старшие? Любишь ли трудиться?
– Не любишь ли ты излишне поспать, поваляться в постели? Не капризничаешь ли, когда пора вставать?
– Не любишь ли есть слишком много еды, особенно вкусненькой, или, наоборот, не слишком ли капризничаешь за столом, заставляя взрослых тебя уговаривать поесть? Уважительно ли ты относишься к хлебу?
– Не любишь ли ты сверх всякой меры сидеть перед телевизором или играть в компьютерные игры? Не увлекаешься ли ты вообще играми так, что забываешь о своих близких и о своих обязанностях?
– Не любишь ли ты болтать бесконечно?
– Не портишь ли ты свои или чужие вещи из вредности, баловства или по небрежности и лени?
– Не ведешь ли ты себя так, что возникает опасность твоему здоровью и жизни: например, перебегая улицу в неположенных местах, играя раздетым на холоде, купаясь в речке без разрешения старших, балуясь с электроприборами и прочее?

Конечно же, ты понимаешь: всего что бывает в жизни, здесь перечислить невозможно. Может быть, что-то случилось с тобой стыдное и неприятное, о чем тут не упоминается – ну что ж, не забудь и это сказать Богу на исповеди в присутствии священника. Бог Своей бесконечной милостью простит тебе грехи, защитит от дьявола и поможет стать настоящим добрым христианином. Только ты всегда люби Бога и людей, не противься святой воле Божией и не ленись.

До свидания, мой друг, и пожалуйста, помолись Господу и обо мне – священнике Михаиле со всеми чадами и близкими. Мир тебе!».

СМ.также: 

Просмотров (36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *