Храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца,   г.Советский  ХМАО-Югра  Тюменская обл.

Три Космы и три Дамиана

14 июля Святая Церковь чтит память святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана. Вот только знаем ли мы, каких именно?..

Три Космы и три Дамиана

Удивительно, но Церковь свидетельствует о том, что приблизительно в одно время – в конце III-IV веках жительствовали и творили чудеса исцелений три пары людей, носивших имена «Косма» и «Дамиан». Двое первых, братья родом из Рима, были врачами и приняли мученическую кончину при императоре Марке Аврелии Карине. Их память мы и чтим сегодня. Братья лечили людей не только при помощи медицинских знаний, но и по молитве к Богу исцеляли их чудесным образом. Косма и Дамиан никогда не брали денег за свою помощь и вели строгую целомудренную жизнь. 

Когда братьев схватили римские солдаты и привели к Карину, тот стал склонять их принести жертвы языческим «богам». И тогда святые единственный раз в жизни попросили Бога не об исцелении, а о ниспослании болезни императору, чтобы он познал всемогущество Всевышнего. Когда Карин покаялся и уверовал, они исцелили его. Поражённый чудом, Карин отпустил Косму и Дамиана. А убил братьев их собственный учитель из зависти перед их врачебной славой. Он завлёк их в горы и лишил жизни, а тела бросил в реку. 

В это же время в Аравии жили два других брата с теми же именами. Они также были врачами и чудотворцами. Когда слава о двух святых бессребрениках и массовых исцелениях ими людей достигла киликийского гегемона Лисия, тот приказал схватить Косму и Дамиана и стал принуждать поклониться идолам. Он бросал их в огонь, ковал в узы и пытал разными иными способами, но братья оставались тверды в вере. В итоге Лисий приказал обезглавить их и ещё трёх христианских мучеников: Леонтия, Анфима и Евтропия.

Наконец, в Малой Азии, опять же примерно в это время, жила третья пара врачей-целителей, которые носили имена «Косма» и «Дамиан». Их отец был язычником, но мать сумела наставить юношей в христианской вере и дать им врачебное образование. Они исцелили многих людей, также никогда не беря платы. Но одна выздоровевшая христианка упросила Дамиана принять в дар три яйца – во имя Пресвятой Троицы. 

Косма подумал, что его брат нарушил их обет и завещал похоронить себя отдельно от него. Через некоторое время Косма умер. Позднее умер и Дамиан. Однако на похоронах Дамиана случилось чудо. Стоящий близ могилы верблюд проговорил человеческим голосом, что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа» и повелел похоронить его рядом с братом. Поражённые чудом люди не посмели нарушить волю Божию.

Источник — elitsy.ru

Святые Бессребреники Косма и Дамиан. Византийская фреска в церкви Святого Стефана в Кастории, ГрецияЕсть иная точка зрения по этому вопросу: 

14 июля, когда летнее время стало на пороге своего преполовения, Церковь чтила память святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Подобно другим великим столпам Древней Церкви — Иакову Низибийскому, Ефрему Сирину, Иоанну Златоусту, — Косма и Дамиан стали великим даром сирийского христианства Вселенской Церкви. 

В наши дни святые Косма и Дамиан нуждаются в защите от забвения. Чтобы их столь актуальное святое бескорыстное врачебное дело в соединении с православной верой вновь обретало контуры осмысления подлинного во Христе здравоохранения. 

Слово «забвение» здесь не случайно. Со временем сирийское христианское наследие в рамках единой Вселенской Церкви стало отходить на второй план. Православие в IV–V веке становилось все более латинским и греческим. И такая участь не миновала и святых медиков. 

Современный богослужебный календарь трижды (!) празднует память святых чудотворцев и бессребреников: 

1) 17 октября Церковь чтит память Космы и Дамиана Аравийских;

2) 14 ноября — Космы и Дамиана Асийских (то есть из Малой Азии);

3) 14 июля — нынешнее летнее воспоминание — Космы и Дамиана Римских. 

Истории свойственно соединять в одном образе имена, жития, подвиги и знамения различных святых. В случае же Космы и Дамиана произошло противоположное. Долгое время было принято считать, что это разные святые. 

Три различных празднования их памяти говорит как о глобализации древнего почитания, так и об удивительном количестве посмертных чудес святых в каждом конкретном месте. Получается, что через какое-то время христианский народ забывал (или вовсе не знал) об их сирийском происхождении и начинал воспринимать их как святых местной Церкви. 

Итак, святые Косма и Дамиан именуются аравийскими по стране их рождения и происхождения, асийскими — по месту образования и врачебного служения, римскими — по причине того, сколь мгновенно после их мученичества почитание этих святых распространилось в Риме, столице тогдашней Вселенной. 

Уже Папа Симмах (498–514) посвятил имени святых братьев часовню при церкви Санта-Мария Маджоре, а римский святитель Феликс IV (526-530) — храм на форуме Веспасиана, который и по сей день украшает знаменитая мозаика VI века. На ней Апостолы Петр и Павел указывают Христу на святых Косму и Дамиана. Соответствующая надпись свидетельствует о том, что дом Божий посвящен двум мученикам, «пришедшим с востока даровать народу упование здравия и спасения». 

иерей Августин Соколовски

См. также:

Просмотров (47)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *