Пресвятая Богородица никогда не оставляет христиан своей помощью! Тысячи раз она являлась разным людям, исцеляя больных и творя другие чудеса. И после многих из этих явлений были написаны почитаемые нами образы Пречистой: «Умягчение злых сердец», «Неупиваемая чаша», «Иверская», «Казанская». И сегодня мы с Вами поговорим о том, что важно помнить, молясь перед тем или иным образом Царицы Небесной!
Сразу несколько прославленных образов Царицы Небесной, о которых пойдет сегодня речь, вспоминает церковь в конце августа — начале сентября, наверное, это не случайно, ведь 28 августа — великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы.
«Какая икона защищает от пожара?»
Многие противники Православия упрекают христиан в том, что у них «сотни Богородиц», имея в виду различные варианты написания образа Пречистой Девы. К сожалению, повод для обвинений в «многобожии» и «бытовом язычестве» дают неверным и некоторые из самих христиан, если не дают себе труда изучить и понять собственную веру. Именно поэтому, когда таких людей спрашиваешь, кому нужно молиться от пожара, они отвечают: «Неопалимой купине!», забывая упомянуть даже само имя Богородицы.
Между тем, «святых-специалистов» и «профильных икон» не бывает. Христианин всегда должен помнить, что какого бы святого ни просил о помощи, тот в силах помочь ему в любом деле. Главное, чтобы дело это было благим, молитва наша усердной, а вера крепкой. То же самое справедливо и для образов Богородицы. Их известно больше 300 и какой-то из них может быть психологически и эстетически нам ближе. Но не более того.
Не нужно низводить образы Пречистой Девы до уровня талисманов! Иоанн Дамаскин, писал о сути христианского иконопочитания: «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней». То есть все иконы Божией Матери равноценны и, молясь перед любой из них, мы возносим наши просьбы непосредственно к Царице Небесной! А Она предстательствует о нас перед Богом!
«Симеоново проречение»
Икона «Симеоново проречение», более известна как «Умягчение злых сердец» отсылает нас к событиям Евангелия от Луки, где описано Сретение (встреча) Господа Иисуса Христа. Согласно ветхозаветным установлениям, на сороковой день после рождения ребёнка всякая женщина должна была прийти в Иерусалимский храм, дабы принести жертву очищения. В Иерусалимский храм ежедневно приходили на молитву праведники – Симеон Богоприимец и праведная вдова Анна.
Они были теми свидетелями, которые представляли человечество перед принесённым в храм Богом. Симеон Богоприимец сразу узнал Спасителя и указал на его мессианский статус: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Благословляя Богомладенца, Симеон пророчествовал и о скорби, ожидающей Пречистую при смерти Сына: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец». Именно поэтому Богородица на этой иконе изображена с семью вонзёнными в сердце мечами. Число семь является символом полноты. В данном случае – полноты горя и печали, которую Пречистая испытала в своей земной жизни.
По одной из версий, образ «Симеоново проречение» появился в средние века в Юго-Западной Руси. Другими вариантами этой иконы считаются образы «Семистрельная» и «И Тебе самой душу пройдет оружие», имеющие некоторые отличия в написании. Многие христиане молятся перед этой иконой Богородицы, когда их постигают какие-то страдания.
«Отрокоучительница»
Редкий образ Пресвятой Богородицы «Отрокоучительница», некогда появившийся на Украине, представляет её учащей маленького Спасителя грамоте. Пречистая держит в одной руке раскрытую азбуку, а другой обнимает стоящего Богомладенца. Господь показывает перстом на буквы азбуки и называет их. Наверное, Вы уже догадались, что перед этой иконой верующие часто просят Богородицу помочь в учёбе их детям.
Но помолиться о том же самом можно абсолютно перед любой иконой Богоматери. Например, перед Её чудотворным Владимирским образом.
«Прибавление ума»
«Прибавление ума» – довольно известный образ Божией Матери, перед которым Этой иконе часто молятся школьники, студенты, а также их преподаватели. Образ имеет сложную иконографию и заслуживает пристального рассмотрения. На иконе изображены серафимы и херувимы, парящие над образом Небесного Иерусалима, а также ангелы, подлетающие со свечами к Богородице и Богомладенцу, помещённым в центр композиции.
Богородица и Младенец Иисус на иконе изображены с Царскими венцами, в левой руке Младенца – Держава. Власть Небесная направлена на помощь людям. Богоматерь и Иисус облачены в далматик – церковное облачение. По преданию, во времена патриарха Никона одного иконописца настолько беспокоил вопрос, кто прав – реформаторы или старообрядцы, что у него помутился рассудок. В ужасе, он стал молиться Пречистой Деве о помощи, и она в видении повелела написать ему эту икону. Исполнив послушание в точности, изограф исцелился.
«Остробрамская»
Иконография необычна тем, что, как и «Умиление», является частью сюжета Благовещения. Здесь Пресвятая Дева только-только получила от архангела Гавриила весть о будущем чудесном зачатии Спасителя. Мы не видим на иконе архангела, но Богородица, со смирением принимая волю Бога, крестообразно складывает руки на груди и поклоном благодарит небесного вестника за удивительное и доброе сообщение.
«Непраздная»
Сегодня женщину, которая ждёт ребёнка, мы называем «беременной», от слова «бремя». Ранее на Руси было распространено гораздо более мудрое наименование этого состояния – «непраздная», то есть «находящаяся в заботах». На рубеже XX-XXI столетий в Грузии, в монастыре Дибри, во время реставрации фресок XIV века была обнаружена икона, на которой была изображена сама Пречистая Дева, носящая под сердцем Богомладенца.
Этот образ так же, как и икона «Симеоново проречение» отсылает нас к евангельскому повествованию, где праведный Иосиф Обручник, которому было поручено хранить девство Пречистой Девы, понял, что она беременна: «прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого». На иконе Богородица предстоит, подняв правую руку к голове и утирая слезы, а левою указывает Иосифу, что «мужа не знает» и является Девой. В начале 2000-х годов икона распространилась по всей Грузии и стала весьма почитаемой.
Перед этим образом часто молятся о даровании чадородия те, кто по каким-либо причинам не имеет детей. Интересно, что в русском городе Серпухове примерно в это же время, в 1993 году был явлен образ Богородицы с похожей иконографией, называемый «Поможение родам» или «В родах Помощница». На нём изображена Богородица, руками придерживающая сверху живот, где молящиеся видят фигуру Богомладенца, как бы находящегося внутри её чрева.
СМ.также — 28 августа — Успение Пресвятой Богородицы
Просмотров (79)